«Не надо думать, что малый бизнес умрет»

Представители Skyeng, Robokassa, Burger Heroes и других компаний о том, как новое ослабление рубля повлияет на бизнес-процессы и потребительский спрос.

9 апреля курс рубля начал падать после введения США санкций против российских предпринимателей и компаний. В тот же день акции «Русала», «Сбербанка», «Норникеля» и других предприятий резко подешевели, а курс евро и доллара к рублю начал расти.

11 апреля биржевой курс евро вырос до 80 рублей впервые за два года. Ритейлеры бытовой техники, одежды и обуви предупредили о возможном росте цен на товары из-за колебаний курса рубля.

Редакция vc.ru узнала у представителей бизнеса о том, что ожидать от нового кризиса и как минимизировать его последствия.

ИТ-бизнес

Ключевое последствие сильного падения курса рубля, если такое случится, — российские программисты станут дешевле и привлекательнее для стран Запада и Юго-Востока. Это затруднит развитие отрасли в целом.

С другой стороны, если бизнес ориентирован на экспорт, то у него вырастет маржа и, соответственно, он сможет привлекать лучших специалистов, быть более инвестиционно привлекательным и демпинговать в цене.

Отсюда стратегия защиты бизнеса, стараться выходить на международные рынки, получая доходы за рубежом.

Александр Ларьяновский
управляющий партнер Skyeng

Мне кажется, что сегодня любой бизнесмен следит за курсом валют, так или иначе это касается всех. Огромное количество российских бизнесов связаны с импортом и экспортом, у многих есть зарубежные партнеры, многие бизнесы имеют представительства в других странах.

На ИТ-бизнесе изменение курса отразится значимо, причем в лучшую сторону. Дело в том, что вся разработка ИТ-решений у нас сконцентрирована в России, а продаем мы наши решения, в том числе, в другие страны. А значит, мы будем тратить меньше.

Вообще, мне кажется, наша страна при должной проработке законодательства и фиксации правил игры должна была бы стать новой Кремниевой долиной: у нас одни из лучших разработчиков в мире, а затраты на разработку, сконцентрированную в России, будут значительно ниже, чем затраты в сопоставимых по квалификации персонала странах.

Но, к сожалению, кроме обычной конкуренции, существуют как объективные причины сложности ведения бизнеса , так и субъективные вроде этих мифов о «русских хакерах», которые конечно сдерживают развитие.

Анатолий Сморгонский
сооснователь Ambite

Ecommerce

Думаю, стоит ожидать новых слияний и поглощений — это частая и логичная ситуация, которую мы видим в кризисные периоды. При этом не надо думать, что микро- и малый бизнес умрет. Здесь произойдет оптимизация бизнес-процессов, вплоть до смены торговых площадок — из интернет-магазинов многие будут уходить в социальные сети и на маркетплейсы, торговые агрегаторы.

В целом же дистанция между сегментами бизнеса «крупный-средний» и «малый-микро» продолжит увеличиваться.

Владельцам бизнеса, конечно же, стоит готовиться к работе в новых реалиях! Как мы понимаем, взрывного роста пока ждать не стоит, он остановился. Будут происходить дальнейшие изменения в законодательстве, продолжит уменьшаться доля наличных, уступая место банковским картам.

Самое же главное — оптимизация работы. Пожалуй, это ключевая вещь, которой придется заниматься обязательно.

Бизнес сможет минимизировать последствия экономического спада и ослабления курса рубля, занимаясь собой. Звучит несколько эфемерно, однако это один из немногих эффективных выходов из ситуации.

Минимизация последствий и оптимизация бизнес-процессов — это знания, которые можно получить на целевых практических мероприятиях. Мы с нашими партнерами, например, проводим сейчас ряд бесплатных семинаров по поддержке малого бизнеса в регионах: рассказываем, как избежать лишних затрат.

Сегодня как никогда важно внимательно учитывать все нюансы ведения бизнеса. В этом случае предприниматель выживет.

Татьяна Глазачева
исполнительный директор Robokassa

Путешествия

Пока рано говорить о негативном влиянии происходящих в экономике и внешней политике событий на выездной туризм. Если посмотреть официальную статистику, то мы увидим, что этот рынок в последние годы развивается темпами, которые едва ли можно рассматривать в привязке к другим экономическим показателям.

По данным Росстата, количество выехавших за рубеж российских туристов в 2017 году выросло на 25%. ВВП в постоянных ценах при этом увеличился только на 1,5%, оборот розничной торговли — на 1,3%, реальные располагаемые денежные доходы населения вовсе упали на 1,7%.

Безусловно, некоторое улучшение экономической ситуации отразилось на интересе россиян к зарубежным поездкам, но в большей степени его стимулировал отложенный спрос, возвращение доступной Турции и стабилизация валютного курса.

В последние дни некоторые опасения вызывает ситуация на валютном рынке, но пока колебания курсов далеки от тех, которые происходили в 2014–2016 годах.

Изменение стоимости евро и доллара на несколько рублей едва ли может вынудить кого-то из туристов отказаться от поездок. Рынок выездного туризма обладает сильным иммунитетом в виде острого желания россиян путешествовать, поэтому если текущие изменения экономической и внешнеполитической ситуаций и повлияют на него, то произойдет это с некоторой задержкой.

Пока можно констатировать скорее изменение интереса к различным странам. Например, в десятку популярных направлений на майские праздники в этом году в отличие от прошлого попала Турция, а покинули его США.

Аркадий Гинес
директор по развитию OneTwoTrip

Реклама

Мы бы не стали говорить, что кризис прошлых лет закончился и вот начинается новый: скорее это очередной виток затянувшегося негативного состояния всей мировой экономики.

Но как в 2014–2015 годах, так и сейчас в России есть ряд сегментов, которые не будут остро ощущать негативного влияния общемировых тенденций. Во-первых, это сегмент онлайн-видео, в котором год от года потребление только растет, и этот тренд продолжится.

Во-вторых, это рынок performance-маркетинга, который изначально ориентирован на целевую трафикогенерацию. Мы не ожидаем сокращения рекламных бюджетов в этих двух сегментах. Наоборот, при оптимизации расходов на рекламу крупные бренды будут перелоцировать свои бюджеты на более дешевые и эффективные каналы коммуникации и раз за разом обращаться к видеорекламе и performance-инструментам.

К рискам же можно отнести возможный уход из России целых компаний, вынужденных искать более маржинальные рынки: это и разработчики, и креативные специалисты — все те, чья работа требует высокой квалификации, но не территориальной привязки.

Всеволод Адамов
директор группы компаний Union Media Group

Если кризис действительно начнется, то, скорее всего, мы получим достаточно стандартную картину, которую уже наблюдали в 2014 году. Станет больше бесплатных тендеров, часть плановых проектов будут заморожены и агентства потеряют крупные и не очень заказы.

Клиенты, скорее всего, подожмутся и будут вкладывать деньги в самые понятные и рабочие для них каналы. То есть будет меньше рискованного и креативного, больше рабочего и среднего.

И если проектов действительно станет меньше, то, возможно, на рынке появится больше безработных рекламщиков, и мы наконец-то найдем себе еще одного крутого арт-директора.

Михаил Герасимов
креативный директор MOST Creative Club

Общепит

Ситуация абсолютно непрогнозируемая. Казалось бы, куда еще жестче, но вот результат. Мы преодолевали прошлый кризис такого же формата благодаря определенным действиям.

Во-первых, ориентация на российские продукты. То есть те, которые производятся на рубли и продаются за рубли. Это выгодная модель, которая убирает валютные риски.

Во-вторых, ориентация на российское оборудование. Если ресторану нужно что-то закупить из расходных материалов, то лучше сделать это сейчас. Вероятно, что уже следующая поставка подорожает. Скорее всего, это произойдет в течение ближайших 10–15 дней.

В-третьих, нужно готовиться к падению потребительского спроса. Удержать ситуацию можно с точки зрения оптимизации расходов.

Если вам тяжело, то это не означает, что вы одиноки. В такой ситуации находятся все, это — положение рынка. У ваших гостей тоже будет меньше денег. Потребительская корзина начнет дорожать, а количество денег на отдых, развлечения и общепит сократится. Соответственно, будет видна очередная диверсификация спроса.

Самая тяжелая ситуация произойдет с ресторанами выше среднего, в которых средний чек 1,5–2 тысяч рублей. Гости, которые в них ходят — это наша целевая аудитория, наш прогрессивный средний класс, который зарабатывает больше 100 тысяч рублей в месяц. У этой группы гостей могут сократиться доходы, и они перейдут в сегмент со средним чеком 700–1000 рублей.

При этом аудитория будет требовательна и будет ждать такого же сервиса и качества, как в заведениях с чеком выше. Дать им это — задача и вызов для ресторана. Это то, как должен поступить ресторатор при диверсификации спроса.

По моим личным ощущениям, следующее, что произойдет — это депрессия. А при депрессии люди много едят. Наверное, гости будут активно есть, чтобы подавить эмоции, связанные с финансовым спадом.

Кроме того, начнут высвобождаться рекламные слоты. Индустрия маркетинга, рекламы и PR в кризис страдает первой. Бизнес сокращает такие расходы в первую очередь. Но я рекомендую их увеличивать, потому что эффективность от этих вложений будет выше в виду того, что уменьшается конкуренция.

Игорь Подстрешный
сооснователь заведений Burger Heroes и Pho Fighters

#мнения

©  vc.ru