«Не думаю, что Facebook привлекла растущая аудитория MSQRD» — инвесторы о покупке сервиса соцсетью

Редакция vc.ru узнала мнения инвесторов и предпринимателей о сделке между Facebook и MSQRD. Социальная сеть в начале марта 2016 года выкупила белорусскую компанию Masquerade Technologies — разработчика приложения для наложения масок на лица в реальном времени. Сумма сделки пока не раскрывается.

ccbf1a3785d61a.jpgАлександр Галицкийуправляющий партнёр Almaz Capital

Продать компанию за три месяца — это всегда неплохо. Это отличный пример правильного выхода, если фаундеры заточены на серийное предпринимательство. Скажем, CEO нашей портфельной компании GoodData Роман Станек продал свою первую компанию NetBeans компании Sun Microsystems за небольшие деньги, а затем уже в Долине легко поднял деньги на вторую компанию — Mercury Interactive. Её он тоже продал и сейчас занимается GoodData.

Фаундерам, помимо обязательного в таких случаях «отбывания срока» в компаниях-покупателях, будет очень полезно посидеть внутри такого гиганта, как Facebook — нащупать новые возможности и расширить контакты. Предыдущий выход в данной области — компании Looksery — тоже позволил команде основателей переехать в США. Будем с нетерпением ждать дальнейших проектов фаундеров и MSQRD, и Looksery.

Продать на взлёте — важно. Был известный проект Chatroulette: очень много пользователей, а потом проект угас. Тем не менее, хотелось бы отметить, что изначально MSQRD и Looksery являются технологическими компаниями, а не просто мобильными приложениями, как это может показаться на первый взгляд. Обе были куплены за интеллектуальную собственность и технологии, а не число пользователей. Snapchat теперь монетизирует Looksery на всех своих пользователях. Будем ждать, как поведет себя Facebook.

841b40ec88d7ba.jpgДмитрий Чихачёвуправляющий партнёр Runa Capital

Во-первых, поздравляю команду, их менторов и инвесторов, многих из которых знаю лично, выход — это всегда история успеха. Молодцы! Я думаю, что быстрая продажа — это вполне удачный результат для MSQRD, поскольку развивать такой продукт вдлинную довольно проблематично — функционал его ограничен, естественно стать частью более крупного продукта.

Соответственно логика Facebook — улучшить свою привлекательность для пользователей за счёт покупки удачной фичи. Не думаю, что их привлекла растущая аудитория MSQRD — число пользователей нематериально по сравнению с самой Facebook, и все они уже пользуются соцсетью (в отличие от истории с WhatsApp, где деньги платились именно за пользователей). Тем не менее, быстрый рост MSQRD — это важнейший фактор для принятия решения о покупке: популярность у пользователей — лучшее подтверждение качества продукта.

На решение могла повлиять и покупка Looksery Snapchat —, но какого-то серьезного тренда за этим искать не стоит. Думаю, просто на автомате «включили конкуренцию».

5eb7b4e61b5868.jpgПавел Королёв гендиректор Pulsar Venture Capital

Для стартапов путь от стадии seed до предложения M&A становится короче и понятнее. Не стоит эту сделку оценивать, как какой-то знак для восточной Европы, Белоруссии или России. За последние 10 лет стали очевидны следующие вещи: технологический рынок глобален и почти нет локальных историй успеха. Но это подтверждает стереотип, что технологические команды с постсоветского пространства имеют возможности компетенции и инженерный талант, который при правильном усилении предпринимательским талантом дают шансы на успех.

Стратегия Facebook остаётся некоторой загадкой, с моей точки зрения, эта сделка — продолжение публично обозначенной цели усиления присутствия в mobile и дополненной реальности. Хотя, есть подозрения насчет конкуренции со Snapchat за молодежную аудиторию.

Что помогло компании так быстро продаться: уверен, что цену этой победы знает только команда. Отмечу, что вижу за этим талантливый менеджмент и системную работу, а не единичный успех. Ну и фактор правильного развития продукта и маркетинга компании. Они знали, что в тренде, и следовали за ним.

a0058319b47d49.jpgАлександр Лазаревпартнёр Maxfield Capital

Покупка MSQRD — это яркий пример венчурной истории. Здесь все сложилось. Известно, что Facebook много вкладывает в видео-технологии и распознавание лиц. На мой взгляд, именно технология, а не сам сервис, стал причиной сделки. Думаю, часть наработок MSQRD будут использованы в Oculus и той экосистеме, которую выстраивает команда Марка вокруг этого продукта.

Если посмотреть последние M&A компании, прослеживается тенденция на «сбор» с рынка хоть сколько-нибудь интересных решений, связанных с обработкой видео. Кроме этого, не стоит забывать и маркетинговый потенциал в такой сделке. Возможно, сервис будет полезен, как инструмент для создания брендированных фотографий пользователей в сети.

503bbea8052e65.jpgВладимир Шрейдероснователь Glitché и SLMMSK

MSQRD получил широкий охват среди тех, кто не знает, что такое Snapchat — ребята взяли рабочую модель и «очистили» её от функции мессенджера. Это как раз то, чего не хватает Facebook — Цукербергу не удалось приобрести Snapchat на старте, и сегодня это главное средство общения прогрессивной молодежи США, в то время как Facebook — это что-то вроде «Одноклассников».

В итоге, MSQRD — это инструмент, который стал доступнее аналогичного, но платного FaceSwap (который также является топовым в App Store), или нашего SLMMSK, которым мы создали эту волну приложений для работы с селфи на год раньше, чем Snapchat, но не имели возможность поддерживать проект (эта сделка стала отличным уроком для меня). Дело далеко не в технологиях — в этом нет ничего сложного, это нельзя использовать для денежных переводов или идентификации пользователей.

Дело исключительно в эмоциях, новом опыте — люди хотят делиться сиюминутными ощущениями, но это не ложится в рамки того же Instagram. Осознавая это, Facebook даже смастерил собственный сервис прямых трансляций, но это тоже лишь одна из функций Snapchat.

Не исключено, что Facebook Messenger или WhatsApp также будут двигаться в сторону визуального общения — именно этот способ выбирает молодая аудитория, и это то, чего нет в традиционных соцсетях или текстовых мессенджерах, но всё это требует совершено иного подхода, который Facebook уже не может себе позволить, даже имея MSQRD, команду которого я сердечно поздравляю.

f08b71411127d1.jpgВячеслав СеменчукPayQR.ru

Давайте пофантазируем. Команда — $20 миллионов + 16 миллионов пользователей * $10 = 180 миллионов. Умножим на коэффициент 0,3. Таким образом, объём сделки мог составить $54–55 миллионов. Эта покупка может говорить о трендах: видео, дополненная реальность, визуальный контент, шлемы. У ребят большой бэкграунд в игровых движках и дополненной реальности. То есть, во-первых, это сильная команда.

Во-вторых, это продукт, который смог подмять под себя виральные механизмы и за пять месяцев собрать 16 миллионов пользователей. Значит, технологический беграунд команды дополняется способностью выпустить популярный конечный продукт. Покупка выглядит как ответ Facebook на сделку Snapchat и Looksery с целью дополнить свои компетенции и усилить команду более известным продуктом.

c93f1f01adc74c.jpgИгорь Рябенькийуправляющий партнёр AltaIR Capital

Ребята сориентировались в конъюнктуре, сделали качественный продукт и попали в цель. То, что им удалось вирусно раскрутить приложение, явилось главным козырем для покупки. Facebook активно разрабатывает и приобретает функционал, увеличивающий время, проводимое пользователями в его приложениях. Тенденция подобных разработок существует давно, но, как говорится, звезды сходятся не у всех.

1c28c63e2d23c8.jpgМаксим Чеботарёвруководитель клуба инвесторов ФРИИ

Сделку оцениваю позитивно — любой выход стартапов из Восточной Европы сказывается положительно на всем рынке, так как обращает на него внимание инвесторов. Продаться MSQRD помог невероятно быстрый рост, который был на 100% органическим. Стартап не вкладывался в платные каналы продвижения, но миллионы пользователей скачивали приложение каждую неделю. Самое главное для того, чтобы продаться западной компании, — это рост.

Полгода назад Snapchat купил Looksery, поэтому для Facebook эта сделка скорее догоняющая. Looksery — основной драйвер выручки Snapchat, приложение суперпопулярно среди американских подростков.

Facebook сильно проигрывает Snapchat в молодой аудитории, практически все подростки в США от 13 до 19 лет не являются активной аудиторией FB, а значит, потеряны для рекламодателей, поэтому соцсети необходимо конкурировать со Snapchat.

©  vc.ru