Где найти идею для стартапа?
В своем первом посте, я отметил, что стартап начинается с идеи. Остается только найти и зафиксировать эту идею. Ученые из National Science Foundation считают, что у человека в голове проносится порядка пятидесяти тысяч идей каждый день. Почти наверняка среди них найдутся и отличные идеи для успешных стартапов. Но как выделить их из общего потока? По каким критериям можно понять, насколько хороша та или иная идея?
Во-первых, идея успешного стартапа направлена на решение потребностей конкретного потребителя: в случае B2C - конечного пользователя, для B2B – организации. Это может быть оригинальное решение проблемы пользователя или более эффективное, чем уже существующие. Если, в конечном счете, пользователь получает выгоду, идея имеет право на жизнь.
Посмотрите, что предлагают пользователям популярные сервисы, показывающие отличный рост в 2012 году. Dropbox позволяет обмениваться – при этом клиенты для удобного использования сервиса появились значительно раньше, чем у SkyDrive, что обеспечило ему популярность. На момент появления сервиса у SkyDrive не было возможности синхронизировать директорию на локальной машине или файлы в телефоне с облаком. Сервисы вроде Pinterest и Instagram позволяют пользователям делать то, что они очень любят – удобно обмениваться изображениями, демонстрировать события из своей жизни друзьям и всему миру и сохранять изображения на память. Если посмотреть на отечественные компании и сервисы, применяемые в повседневной жизни, то сервисы вроде GetTAXI и Яндекс.Такси позволяют быстро и удобно заказать такси, к тому же выбрать выгодное предложение. Список можно продолжать бесконечно, просто посмотрите на сервисы, которыми пользуетесь вы и ваши друзья и посмотрите, какие задачи пользователей они решают, подумайте, как иначе пользователи могли бы решать эти задачи и почему они решают их с помощью этих конкретных сервисов?
Обращайте внимания на то, как существующие сервисы улучшают собственный функционал и качество услуг. Например, посмотрите, что Twitter делает с накапливаемой им информацией.
Во-вторых, задайте себе вопрос: каков размер потенциальной пользовательской аудитории вашего решения? Много ли людей, готовых платить за него, либо позволить вам зарабатывать на них. Помните и о том, что, придумывая решение для проблемы, с которой вы сами сталкиваетесь, вы можете не обратить внимание на то, что ее можно решить иначе. Пообщайтесь с людьми, которых считаете своими потенциальными клиентами. Не замыкайтесь в собственных размышлениях – идите к друзьям, знакомым, позвоните потенциальным потребителям, пролистайте справочник «Желтые страницы», поищите в интернете и посмотрите тематические форумы. Исследуйте проблему пользователя и изучите портрет вашего потенциального клиента, прежде чем планировать реализацию идеи.
В-третьих, важно помнить, что успешный проект приносит прибыть так или иначе. Возможно, вы получаете деньги с ваших пользователей, возможно, вы используете информацию, получаемую от них.
Если сразу не очевидно, каким образом может быть монетизирована ваша идея, – не отчаивайтесь и посмотрите вокруг, возможно среди интересных бизнес-моделей в разных отраслях вы сможете найти что-то, что можно перенести на вашу конкретную ситуацию. Просматривайте раздел старатпов на TechCrunch, размышляйте над бизнес-моделями успешных стартапов, интересуйтесь тем, как зарабатывают деньги сервисы, которыми пользуетесь вы сами. Встретив интересную бизнес-модель, запишите себе на будущее информацию о ней, возможно, она пригодится вам или сможет натолкнуть вас на новую идею.
Например, посмотрите мой прошлогодний доклад об успешных бизнес-моделях. В нем я говорю о моделях, вроде используемой проектом PatientsLikeMe, предоставляющих площадку для общения пациентов и продающий статистическую информацию фармацевтическим компаниям. Сервис Spotify позволяет слушать музыку бесплатно, зарабатывая на рекламе, демонстрируемой пользователям. Также посмотрите, как трансформируются бизнес-модели проектов-клонов. Например, обратите внимание на проект TheLadder и то, во что трансформировался его российский клон UpLadder. Адаптация существующих западных проектов под российский рынок тоже может оказаться весьма благодарным делом. Посмотрите на клон сервиса вопросов и ответов Quora в на русском языке – OdinOtvet, и на аналог Twitter от Mail.ru Group – Futubra.
И, наконец, обменивайтесь идеями. Общайтесь, слушайте, участвуйте в конференциях для стартапов, вроде StartupWeekend. Встречаясь вместе, идеи нередко рождают новые идеи. Не зря на западе давно используют выражение Ideas Having Sex. Идеи, в конечном итоге, без реализации ничего не стоят, поэтому не надо бояться делиться ими и упускать возможность получить критику, поддержку или новые идеи по улучшению вашей собственной.
И, конечно же, не забывайте записывать свои собственные идеи и возвращаться к этим записям.
Гайдар Магдануров
Руководитель направления технологического предпринимательства, управляющий директор Фонда посевного финансирования Microsoft