«Любую новость можно написать позитивно»

Важные высказывания из интервью нового владельца медиахолдинга РБК Евгения Берёзкина газете «Ведомости».

Владелец «Онэксим» Михаил Прохоров 16 июня после нескольких месяцев переговоров закрыл сделку по продаже медиахолдинга РБК предпринимателю Евгению Берёзкину. Компания «Сотол проект», входящая в холдинг ЕСН Берёзкина, получила 65% РБК.

В интервью «Ведомостям» Берёзкин рассказал о планах по дальнейшему развитию РБК, взаимоотношениях с властями и будущем потребления информации.

5c7f37a03fd78a.jpg
Григорий Берёзкин. Фото: ТАСС

О будущем журналистики и желании сделать журналистов акционерами РБК

Берёзкин считает, что если раньше СМИ конкурировали брендами, акционерами и системой дистрибуции, то сейчас «ключевую роль играют обычные корреспонденты»: «Каждый журналист или блогер — медиавеличина. Именно они определяют рейтинг, цитируемость СМИ, от них напрямую зависят рекламные доходы».

Предприниматель, по его словам, рассчитывает получать от журналистов РБК информацию о ключевых событиях, поскольку «журналисты первыми узнают новости».

«Первый узнал — значит, быстрее всех понял ситуацию. Для меня как бизнесмена это предельно ценно. Для других моих бизнесов тоже», — сказал Берёзкин. При этом он отметил, что рассчитывает получать аналитику, а не инсайды.

​Далеко не все, что журналисты узнают, сразу ложится на бумагу. Экономические журналисты часто мощнее аналитиков инвестбанков.

Вы увидите, как через годы будет происходить миграция: из журналистов — в инвестбанки, из аналитиков инвестбанков — в журналисты. Это очень близкие рынки.

Берёзкин также заявил, что размышляет о возможности сделать журналистов акционерами медиахолдинга, но уточнил, что пока это «мысли вслух».

​Задача владельца СМИ — максимально заинтересовать ярких, хороших журналистов. Через некоторое время мы придем к тому, что акционерами тематических блоков в РБК или даже всего холдинга будут люди, которые там работают. Наравне со мной будут совладельцами. Такое будущее я вижу.

О вмешательстве в редакционную политику и отношениях с властью

На вопрос о том, что он будет отвечать «уважаемым людям на то, что журналисты РБК опять написали нехорошую историю про «Роснефть», Берёзкин ответил, что не намерен вмешиваться в редакционную политику издания.

​Может, я буду, как Прохоров, ходить без мобильного телефона: возьму и торжественно утоплю телефон в Москве-реке. Если серьёзно — не буду разговаривать на эти темы. Есть редакция, есть [генеральный директор РБК Николай] Молибог, которые прекрасно держат эти удары, пусть с ними разговаривают.

Я вообще не собираюсь влиять на редакционную политику. Это такой ящик Пандоры, его один раз откроешь — и потом проблем не оберёшься. У людей снижается мотивация, персональная ответственность.

Берёзкин заявил, что не будет снимать с РБК тексты по требованию представителей администрации президента или других органов власти — даже под угрозой закрытия издания. Он добавил, что Молибог «жил в парадигме с Прохоровым, что ничего не снимаем».

​Нет, требовать так не будут. Если верить Молибогу, так резко вопрос никогда не ставился. Опять же — если журналисты раскопали реальный факт о чиновнике, это проблема чиновника. Главное — писать объективно. Если будет особо душещипательное расследование, я, может быть, попрошу других журналистов из РБК проверить ещё раз факты.

И как я вообще могу снять текст с РБК? Как вы себе представляете этот процесс?

Берёзкин пообещал также не использовать РБК в своих бизнес-интересах. Его холдинг ЕСН владеет двумя нефтеналивными терминалами (Уяр и Сковородино), 50,5% энерготрейдера «Русэнергосбыт» (основной потребитель — РЖД), а также контролирует компанию «Русэнергоресурс», которая поставляет электроэнергию для «Транснефти».

По словам бизнесмена, он запросто представляет себе ситуацию, когда РБК выпускает расследование о ЕСН, а он узнаёт об этом уже по факту публикации.

​Чем сильнее РБК как самостоятельный бизнес-проект, чем авторитетнее журналисты, тем уважительнее относятся ко мне как к бизнесмену в целом.

Менять команду РБК в ближайшее время, по словам Берёзкина, он тоже не планирует. Он отметил, что пока не встречался с редакцией издания, поскольку договорился с Прохоровым, что не будет общаться с коллективом РБК, пока идёт сделка. Из всех сотрудников холдинга новый владелец знаком только с соруководителем редакции РБК Елизаветой Голиковой и гендиректором Николаем Молибогом. Последний Берёзкину понравился, и он предложил ему остаться.

​Бывший гендиректор GE Джек Уэлч говорил: после покупки компании 45 дней нельзя принимать никаких кадровых решений. Не знаю, как пойдёт с РБК дальше, но пока я не планирую никаких изменений ни в редакции, ни в коммерческой части. Я постараюсь сработаться с этим коллективом.

Вместе с тем Берёзкин отметил, что у РБК и некоторых других изданий подача материалов «более персонифицирована, чем необходимо». По его мнению, «любую новость можно написать позитивно», а «негативные новости — не значит негативные люди».

О сделке с Прохоровым

Переговоры с Прохоровым по покупке РБК Берёзкин назвал «затяжными и непростыми». По его словам, обе стороны «потратили кучу денег» на юристов, которые занимались согласованием финансовых параметров сделки.

​Михаил занял жёсткую переговорную позицию по цене, я же четко представлял диапазон, в рамках которого готов был заплатить. Он не торопился продавать — я не спешил покупать. ​

Финансовые условия сделки Берёзкин не раскрыл, объяснив это взаимной договорённостью с Прохоровым. По данным «Ведомостей», в апреле 2017 года Прохоровв был готов продать медиахолдинг за $250 млн, включая долг компании на $200 млн. Берёзкин сказал, что часть долга осталась на компании, и РБК будет её выплачивать.

Предприниматель усомнился в том, что для Прохорова это вынужденная продажа. Весной 2016 года, когда впервые стало известно о планах Прохорова продать РБК, СМИ связывали это решение с давлением на бизнесмена со стороны Кремля, где остались недовольны серией публикаций РБК о высшем руководстве страны. В апреле 2017 года источник vc.ru также связывал продажу холдинга с давлением на Прохорова со стороны замглавы администрации президента России Алексея Громова.

Я с трудом могу совместить Михаила с таким понятием, как «вынужденная продажа». Я проанализировал, что же такого «криминального» за последнее время написал РБК? На мой взгляд, ничего. Другие издания печатали то же самое.

Берёзкин добавил, что ни разу не консультировался с Громовым по сделке с РБК.

О синергии РБК и «Комсомольской правды»

Григорий Берёзкин — один из владельцев «Комсомольской правдой» и российской версии газеты Metro. В 2015 году структуры предпринимателя интересовались покупкой у немецкого издательского дома Axel Springer российской версии журнала Forbes, Берёзкин называет его «РБК меньшего масштаба». Однако владельцем издания в итоге стала ACMG Александра Федотова.

В начале июня 2017 года источники «Ведомостей» говорили, что Берёзкин вновь заинтересовался покупкой Forbes и обсуждал этот вопрос с Федотовым. «Мне всё ещё интересен Forbes как актив, больше мне пока нечего к этому добавить», — сказал тогда Берёзкин. Федотов отказался отвечать на вопросы «Ведомостей».

В мае 2017 года Берёзкин говорил, что в случае покупки РБК собирается объединить все медиаактивы в один холдинг «на корпоративном уровне». В разговоре с «Ведомостями» он уточнил, что речь прежде всего об опыте «Комсомольской правды» по запуску радио «рядом с газетой».

​Мы об этом давно думали. Это сильно расширяет аудиторию. Мы ведь столько часов проводим в машине. Радиостанция — не самая простая история. РБК и сам прежде изучал такой вариант. Но хороших бизнес-менеджеров в этой области мало. На эту тему мы пообщаемся, в частности, c Алексеем Абакумовым, одним из создателей Business FM. И если договоримся с ним по работе в РБК, то он будет как раз заниматься запуском радиостанции.

Пересекаться по редакциям РБК и «Комсомольская правда» не будут, так как по аудитории «это совсем разные СМИ», заверил Берёзкин. «Зато можно договориться, как не конкурировать друг с другом на рынке рекламы. Возможна синергия по бэк-офису — бухгалтерии, отделу кадров, юристам», — сказал он.

По словам Берёзкина, он старается не вмешиваться в управление «Комсомольской правдой» и российской версией газеты Metro. Он сказал, что ему никогда никто не звонил с претензиями к публикациям в этих изданиях.

При этом у ЕСН есть совет по бизнесу, который ставит для компаний план по экономическим показателям.

​В «Комсомолке» ключевую роль играет, конечно, [её гендиректор и главный редактор Владимир] Сунгоркин. Мы первые два года после покупки осуществляли финансовый контроль и, сейчас признаю, делали это избыточно, что не нравилось Сунгоркину. Потом мы убедились, что всё в порядке, отношения выстроились и все вопросы по редакционной части он решает сам.

Metro несколько лет управляла моя дочь Анна, которая сейчас в декрете. Возможно, как выйдет, будет принимать участие в управлении РБК.

По словам Берёзкина, Metro — успешный прибыльный бизнес, который платит акционерам дивиденды, а «Комсомольская правда» остаётся безубыточным изданием и не требует дотаций, хотя в последние годы «ситуация стала сложнее».

О будущем потребления информации

Берёзкин считает, что в будущем наука будет иметь большее значение для бизнеса, чем информационные технологии: «Следующий экономический бум в мире будет не ИТ, это будет биохимия. В энергетике, в информации, во всех отраслях».

​Я сам увлекаюсь наукой, каждый день читаю научные журналы. Даже успеваю сам публиковаться в научных журналах.

Чем дальше, тем больше наука будет иметь значение для бизнеса. Скажем, через 30 лет потребление информации кардинально изменится. Это будет не бумага или сайт, и даже не чтение, это будет таблетка по утрам. Она будет запускать в мозгу цепь химических реакций на усвоение определенной информации. А чтобы выучить английский, нужно будет принять недельный курс таблеток. Я не шучу, я реально это вижу.

©  vc.ru