Куда делись российские разработчики. Как мы их потеряли

Доигрались в отстой на мобилках.

В этом году исполняется десять лет выставке Игромир, которую в 2016 году, проходя в привычном уже Крокус-Экспо, я бы назвал скорее сателлитом ComicCon Russia. Внимания последнему отдано больше, да и звезды тут куда ярче сияют.

Что касается игр, в Москву приедут лишь несколько разработчиков — это завсегдатаи из CD Projekt с новым проектом Гвинт, Кацухиро Харада — главный серии Tekken, ну и еще по мелочи.

Главное, что в этом году случилось — отсутствие Wargaming с проектами World Of Tanks, World Of Warships и другими, а также Mail.Ru Group с Проектом Армата и другими.

img_0937

Ранее с выставки постепенно исчезли Microsoft с приставкой Xbox, Electronic Arts, да и Ubisoft можно с натяжкой называть участником выставки. В прошлом году они присоседились в ресторане неподалеку, в этом на стенде Playstation показывают игру For Honor.

Нельзя не отметить, что при этом появилось большой количество «железячников»: Alienware, Lenovo, Sennheiser, HyperX и многие другие. Даже Adrenaline Rush ранее не находивший себе места, в этом году разразился киберспортивным турниром по CS: Go с призовым фондом в 50 тысяч долларов.

Но в целом, Игромир стал частью ComicCon Russia, а не наоборот. Поэтому в социальных сетях распространяется информация о приезде звезды сериала Касл — Натане Филионе, а его игровые заслуги, вроде роли в культовом «Светлячке» (Firefly) или озвучки нескольких десятков игр, среди которых Destiny, Halo, Saints Row уходят на второй план.

Накладывает отпечаток и то, что я с 2007 года посещаю Игромир, в качестве журналиста. И в 2007, 2008, 2011 годах на выставку приезжали действительно знаковые для индустрии игр люди и ведущие разработчики:

Джейд Рэймонд, подарившая миру Assassin«s Creed, Братья Йерли, ответственные за Crysis, Создатель Unreal Tournament Майкл Кэппс, Вице-президент Blizzard Пол Сэмс, Один из основателей CD Projekt Марчин Ивински и другие.

С тех пор гости становился менее маститые, да и количество стендов постепенно уменьшалось.

Проблема с Игромиром, на самом деле охватывает всю игровую индустрию Россию и, возможно, задаёт тренд, итоги которого мы увидели на сентябрьской презентации Apple.

Mario-Shiggy-iPhone-1

Nintendo на смартфонах

Первым гостем Тима Кука на анонсе iPhone 7 и 7 Plus стал не сотрудник Nike или Фил Шиллер. Первым на сцену вышел Шигеру Миямото — легендарный разработчик, подаривший миру усатого водопроводчика Марио, а затем Луиджи и грибка 1UP. И тут важно понимать, что выход Super Mario Run — это не столько успех Apple, сколько третий и наверное самый твердый шаг Nintendo на новую платформу.

Важно понимать и тот факт, что с 2002 года и до самой смерти в июле 2015 года, президент Nintendo Сатору Ивата, чье правление пришлось с одной стороны на начало эры смартфонов, с другой на успешные с точки зрения продаж консоли Wii и хэндхелды DS, 3DS и их многочисленные версии, принципиально не выпускал свои игры на смартфоны.

Сейчас это звучит смешно, но все эти годы, люди играли в покемонов с помощью стилуса на приставках 3DS, а Super Mario и Линк из Legend Of Zelda побывали наверное во всех возможных играх и перепробовали все жанры. Но как только Иваты не стало, вышло Nintendo Miitomo, которое стало первым шагом, об игре Pokemon Go, которая к слову так и не вышла в России официально, и говорить не стоит. Теперь анонсирован Mario.

А это значит, в первую очередь то, что самая старая игровая компания обратила внимание на смартфоны. Она поняла, что устройства в вашем кармане не только звонит, не только помогает вам общаться, но это еще и хэндхелд-консоль. А ко всему прочему отличный бонус — деньги возвращаются быстрее, чем вы можете ожидать. И здесь мы подходим к одному из важнейших тезисов в современном геймдеве.

x_ef34c5d1<

Российские разработчики ушли в соцсети и смартфоны

В России не осталось разработчиков игр, в классическом понимании этого слова. Конечно же еще осталась студия Gaijin Entertainment, которая делает игры, в том числе и под игровые консоли, но ситуация не носит массового характера.

Чтобы вы понимали, в Польше ситуация иная, ведь на эту небольшую страну есть несколько студий высокого уровня, таких как CD Projekt и Techland. Также тут есть известный в мире маркетплейс G2A, который в том числе разрабатывает проекты под VR.

В нашей же стране большинство студий либо канули в Лету, либо предпочли поменять вектор и дружно перешли в стан разработчиков игр сначала MMO, затем игр (читай «ферм») для социальных сетей, а большинство перешло на смартфоны.

Шутка ли, разработчики Playrix, Murka, Awem, Pixonic все в топе компаний-разработчиков, которые ко всему и получают большой доход. Playrix с играми Township, Fishdom и Gardenscapes входит в мировые топы AppStore по прибыльности.

Что же стало с разработчиками? Инвесторы не хотят вкладывать деньги в многолетнюю разработку игры, которая может и не выстрелить, зато сделанный на коленке клон 2048 или викторины, может уже в первый месяц окупить свою разработку.

Итог двоякий: с одной стороны мы лишились игровых студий, которые могли бы сделать новую талантливую игру на все платформы, с другой приобретаем разработчика потенциального Cut The Rope. О последнем напомню, что ZeptoLab также является нашим разработчиком.

Igromir-Tolpa

Что же будет дальше?

Что будет дальше с Игромиром — ответа у меня нет. Но уже в прошлом году было понятно, что интерес аудитории и внимание создателей выставки окончательно и бесповоротно повернулось в сторону ComicCon Russia.

Интересно, кстати, что на Игромире нет Nintendo, стенд компании находится именно на ComicCon. Думается, что в ближайшие дни, в связи с этим, мы наловим много костюмированных покемонов.

Ходят слухи, что в следующем году на Игромире не будет стенда Playstation, а это значит, что из представителей, собственно игр, остается издатель в лице »1С-Софтклаб», который теперь становится «выставкообразующим» предприятием. Глобальный вопрос — как к выставке отнесутся новые участники — многочисленные «железячники» и бренды, которые начинают позиционировать себя как геймерские.

А еще будут ли тут представлены игры на смартфонах и планшетах, которые действительно стали основной работой для российских разработчиков?

Одно могу сказать точно, в 2007–2008 годах, а затем в 2011, Игромир был действительно лучшей выставкой Восточной Европы, и очень не хочется, чтобы в следующие несколько лет его история прервалась…

©  iphones.ru