Короткая версия интервью с Михаилом Поповым для конкурса «На всю голову»
Тем, кому лень читать лонгриды. Полная версия интервью по ссылке.
Откуда появилась идея TalkBank?
Банкинг меня интересовал давно, но первая моя работа была в ритейле. Все 10 лет работы в этой сфере идея реализовать собственный проект меня не отпускала. В итоге понял, что время идет, и попробовать себя создателем собственного проекта уже может не получиться.
К началу своего дела пригодились мои знания и навыки. Ведь я уже по полной испытывал на себе «банковский БДСМ» — все неудобство банковской системы и постоянное ощущение, что тебя обманывают. Я видел, что банк думает не о моих деньгах, а только о своих. Мне это не нравилось.
И что вы предприняли?
Создал проект Easyfinance — инструмент для контроля личного бюджета. Хотелось создать сервис, который будет понимать и решать проблемы клиентов по управлению личными финансами, станет финансовым помощником клиента.
Проект успешно работал, а пару лет назад у меня появилась идея, как с помощью искусственного интеллекта и других технологий упростить ведение личных финансов.
С этой идеей я ехал на работу, чтобы собрать сотрудников и сказать, что мы будем делать. И по дороге понял: «А зачем нам делать отдельный сервис, когда можно сразу сделать банк нового поколения?»
В чем заключается философия вашего продукта?
Мне нравится делать так, как удобно людям: сначала я представлял, что человек будет просто спрашивать у чатбота, а тот — ему отвечать, то есть клиенту не нужно разбираться в функционале. В тот момент брат подсказал, что голосового помощника делать дольше, поэтому появился бот TalkBank в первом, текстовом варианте.
Вы ведете бизнес вдвоем с братом?
Да, мы и до этого делали вместе Easyfinance — там он генеральный директор. В этом бизнесе мы ролями поменялись — я стал генеральным, а он заместитель по стратегии, занимается привлечением инвестиций.
Если оглянуться назад, интересно вспоминать, как все развивалось — от названия и дизайна карточек до бренда. В бизнесе никогда нет прямой дороги — все складывается из череды событий, из случайностей. Но однозначно, я бы сказал, путь предпринимателя напоминает движение на паруснике. Я, к примеру, люблю яхтинг. Хождение под парусом против ветра очень напоминает управление бизнесом — идешь зигзагами. В предпринимательстве главная задача — уловить вектор, а прямого движения к этой цели нет. Поэтому мы хоть и допускали ошибки, но в любом случае двигались к цели.
Прошло уже 2 года с момента объявления идеи TalkBank. Тогда в рамках «Битвы стартапов» на Startup Village в Сколково мы объявили о старте проекта.
Как началась работа со стартапом?
Мы решили строить бизнес по классическому сценарию стартапа — сначала акселератор, потом инвестиции. В этом помог ФРИИ — там мы создавали сам продукт. И это было, конечно, очень тяжело, потому что акселератор дает двойную нагрузку: ты работаешь с менторами, решаешь текущие задачи, набираешь персонал, развиваешь бизнес стратегически. Но мы уложились в заданные сроки и первого клиента привлекли в октябре. У нас был самый короткий путь от идеи до первого клиента. Ближайший к нам конкурент — вьетнамский необанк — справился с подобной задачей за 9 месяцев и $10 млн.
В чем ваше уникальное предложение?
Наша фишка в докрутке простых процессов до ума и в роботе-помощнике. Все вопросы решает чатбот. Мы изначально проектируем банк так, чтобы не надо было ходить в отделения, звонить в колл-центр. Когда человек пользуется сервисом TalkBank, у него не должно быть желания никуда звонить.
Мы смотрим на 5–10 лет вперед. Не зря появляются умные колонки, искусственный интеллект. Со временем банки должны уйти от мобильных приложений и вновь вернуться в режим разговора, как это было в самом начале — мы общались с банкиром, и он решал наши проблемы. Будет то же самое, но уже на более высоком технологическом уровне. К примеру, сначала все рисовали пальцами на стене, потом была глиняная дощечка и стилус, сейчас их заменил тот же палец/стилус и планшет, а в будущем это будет искусственный интеллект и совсем иной способ взаимодействия.
Когда готовилась, увидела информацию про ваш революционный для рынка продукт — банковскую криптокарту. Как вы ее создали, ведь криптовалюты не разрешены в России?
Они не запрещены. Мы всегда опираемся на российское законодательство, на те возможности, которые сейчас есть в законе, именно так создали TalkBank. Если говорить про сам продукт, это банковская карточка, в которую интегрирован криптокошелек. Вы можете в один клик через наш чатбот получить к нему доступ, видеть прозрачную информацию по нему и взаимодействовать с криптовалютами: переводить, кому хотите, или получать валюту на свой криптокошелек. Если необходимо, обмениваете и выводите на карту уже рубли в том законном поле, которое существует в нашей стране.
Не боитесь, что вам ЦБ позвонит?
Уже звонили. Я думаю, что вообще Talkbank ― это яркое явление, интересное, и у Центробанка появилась возможность на примере Talkbank увидеть, что в криптовалютах нет ничего страшного, что с ними можно работать и это дает эффект, снижает издержки. Мы все делаем по законодательству, не делаем никаких шагов в сторону. Многие люди, не зная закона, меряют все каким-то шаблонами, стереотипами. Надо читать законы. Там все прописано.
Мы ― победители конкурса Финополиса, который проводится по инициативе Центробанка. Мы выиграли конкурс SWIFT и поехали представлять ФинТех России на конференции в Канаде. Мы не находимся в серой зоне, мы ― нормальная организация, в которой есть инвесторы. Мы ― резиденты Сколково и проходим аудиты. Все прозрачно и понятно.
Кстати, на чем вы зарабатываете? На комиссиях с клиентов?
У нас бесплатное годовое обслуживание, бесплатные переводы, бесплатное снятие наличных. Часть доходов получаем от банка за развитие и привлечение новых клиентов, за обороты, за остатки. Сейчас подключаем партнерские продукты, начинаем с ритейлом работать. В итоге достигается модель, когда клиенты чем-то пользуются бесплатно, чем-то платно, и в итоге у тебя средний доход на пользователя, который устраивает бизнес-модель.
У обычного банка (даже мобильного) есть колоссальные издержки, колоссальная неэффективность, и это надо как-то компенсировать штрафами, скрытыми комиссиями.
Я видела статью из вашего блога на banki. ru о грамотном управлении своими финансами. Какую ценность вам дает этот блог?
Такова наша концепция: помочь людям управлять деньгами с умом. В других банках вы не получите реального финансового помощника, потому что их бизнес-модель построена на том, что вы не читаете мелкий шрифт. И в итоге попадаете в ситуацию, когда вас амортизируют через колл-центр, где объясняют, что вы не очень умный человек и поэтому должны заплатить. В этом вся бизнес-модель. Потому что у банка есть колоссальные издержки, колоссальная неэффективность, и это надо как-то компенсировать штрафами, скрытыми комиссиями.
Наша же задача — полностью убрать часть вопросов, сделать так, чтобы клиент понимал, что он не попадет в подобную ситуацию, чтобы не боялся, что его вопрос не решат, чтобы клиент эмоционально не тратился на решение этого вопроса. Клиенту достаточно написать в чатботе, а потом уже робот или человек это отработает.
Как изменилась ваша жизнь после начала работы со стартапом?
Жизнь серьезно меняется. Стартаперство и предпринимательство — это американские горки. Ты все время испытываешь разные эмоции. И, наверное, опыт предпринимателя приводит к тому, что становишься более толстокожим — меньше радуешься радостям, но и не сильно огорчаешься из-за сложных вопросов. Но это все происходит не сразу. Сначала ты врываешься, эмоционально тратишься, а потом уже формируется стабильное отношение к новостям. Начинаешь все воспринимать все более спокойно. Всегда есть план «Б».
Предпринимателя можно воспитать? Или нужны какие-то врожденные качества?
На мой взгляд, тут нет однозначного ответа, в какой-то момент человек делает личный выбор и становится на путь предпринимателя. Хорошо, если он уже видел, как этим занимались его родители, подмечал успешные моменты, хорошо, если попал в нужную среду и может сформировать команду на старте из правильных людей. Хорошо, если в детстве занимался разными увлечениями и имел разные интересы. Предпринимателю нужен широкий кругозор. Хорошо, если работал с разными людьми: старше себя, младше себя. Как предприниматель, ты находишься постоянно в неопределенности — куда идти, какой клиент правильный, какой продукт выпускать. Если ты не готов к неопределенности, то вряд ли сможешь перенести этот стресс каждый день. Поэтому все влияет на формирование характера предпринимателя: детство, учеба, первый рабочий опыт, окружение, момент на рынке. Лучше быть ментально подготовленным.
На этой боевой ноте и закончим интервью. Спасибо большое!
© vc.ru