Короткая версия интервью с Михаилом Поповым для конкурса «На всю голову»

Тем, кому лень читать лонгриды. Полная версия интервью по ссылке.

Основатель TalkBank Михаил Попов рассказал, почему людям не нужен банковский БДСМ, как создать понятный необанк, что делать, если звонит ЦБ, а еще о том, как ИИ изменит будущее финтеха.

Откуда появилась идея TalkBank?

Банкинг меня интересовал давно, но первая моя работа была в ритейле. Все 10 лет работы в этой сфере идея реализовать собственный проект меня не отпускала. В итоге понял, что время идет, и попробовать себя создателем собственного проекта уже может не получиться.

К началу своего дела пригодились мои знания и навыки. Ведь я уже по полной испытывал на себе «банковский БДСМ» — все неудобство банковской системы и постоянное ощущение, что тебя обманывают. Я видел, что банк думает не о моих деньгах, а только о своих. Мне это не нравилось.

И что вы предприняли?

Создал проект Easyfinance — инструмент для контроля личного бюджета. Хотелось создать сервис, который будет понимать и решать проблемы клиентов по управлению личными финансами, станет финансовым помощником клиента.

Проект успешно работал, а пару лет назад у меня появилась идея, как с помощью искусственного интеллекта и других технологий упростить ведение личных финансов.

С этой идеей я ехал на работу, чтобы собрать сотрудников и сказать, что мы будем делать. И по дороге понял: «А зачем нам делать отдельный сервис, когда можно сразу сделать банк нового поколения?»

В чем заключается философия вашего продукта?

Мне нравится делать так, как удобно людям: сначала я представлял, что человек будет просто спрашивать у чатбота, а тот — ему отвечать, то есть клиенту не нужно разбираться в функционале. В тот момент брат подсказал, что голосового помощника делать дольше, поэтому появился бот TalkBank в первом, текстовом варианте.

Вы ведете бизнес вдвоем с братом?

Да, мы и до этого делали вместе Easyfinance — там он генеральный директор. В этом бизнесе мы ролями поменялись — я стал генеральным, а он заместитель по стратегии, занимается привлечением инвестиций.

Если оглянуться назад, интересно вспоминать, как все развивалось — от названия и дизайна карточек до бренда. В бизнесе никогда нет прямой дороги — все складывается из череды событий, из случайностей. Но однозначно, я бы сказал, путь предпринимателя напоминает движение на паруснике. Я, к примеру, люблю яхтинг. Хождение под парусом против ветра очень напоминает управление бизнесом — идешь зигзагами. В предпринимательстве главная задача — уловить вектор, а прямого движения к этой цели нет. Поэтому мы хоть и допускали ошибки, но в любом случае двигались к цели.

Прошло уже 2 года с момента объявления идеи TalkBank. Тогда в рамках «Битвы стартапов» на Startup Village в Сколково мы объявили о старте проекта.

«Хождение под парусом против ветра очень напоминает управление бизнесом — идешь зигзагами»

Как началась работа со стартапом?

Мы решили строить бизнес по классическому сценарию стартапа — сначала акселератор, потом инвестиции. В этом помог ФРИИ — там мы создавали сам продукт. И это было, конечно, очень тяжело, потому что акселератор дает двойную нагрузку: ты работаешь с менторами, решаешь текущие задачи, набираешь персонал, развиваешь бизнес стратегически. Но мы уложились в заданные сроки и первого клиента привлекли в октябре. У нас был самый короткий путь от идеи до первого клиента. Ближайший к нам конкурент — вьетнамский необанк — справился с подобной задачей за 9 месяцев и $10 млн.

В чем ваше уникальное предложение?

Наша фишка в докрутке простых процессов до ума и в роботе-помощнике. Все вопросы решает чатбот. Мы изначально проектируем банк так, чтобы не надо было ходить в отделения, звонить в колл-центр. Когда человек пользуется сервисом TalkBank, у него не должно быть желания никуда звонить.

Мы смотрим на 5–10 лет вперед. Не зря появляются умные колонки, искусственный интеллект. Со временем банки должны уйти от мобильных приложений и вновь вернуться в режим разговора, как это было в самом начале — мы общались с банкиром, и он решал наши проблемы. Будет то же самое, но уже на более высоком технологическом уровне. К примеру, сначала все рисовали пальцами на стене, потом была глиняная дощечка и стилус, сейчас их заменил тот же палец/стилус и планшет, а в будущем это будет искусственный интеллект и совсем иной способ взаимодействия.

Когда готовилась, увидела информацию про ваш революционный для рынка продукт — банковскую криптокарту. Как вы ее создали, ведь криптовалюты не разрешены в России?

Они не запрещены. Мы всегда опираемся на российское законодательство, на те возможности, которые сейчас есть в законе, именно так создали TalkBank. Если говорить про сам продукт, это банковская карточка, в которую интегрирован криптокошелек. Вы можете в один клик через наш чатбот получить к нему доступ, видеть прозрачную информацию по нему и взаимодействовать с криптовалютами: переводить, кому хотите, или получать валюту на свой криптокошелек. Если необходимо, обмениваете и выводите на карту уже рубли в том законном поле, которое существует в нашей стране.

Не боитесь, что вам ЦБ позвонит?

Уже звонили. Я думаю, что вообще Talkbank ― это яркое явление, интересное, и у Центробанка появилась возможность на примере Talkbank увидеть, что в криптовалютах нет ничего страшного, что с ними можно работать и это дает эффект, снижает издержки. Мы все делаем по законодательству, не делаем никаких шагов в сторону. Многие люди, не зная закона, меряют все каким-то шаблонами, стереотипами. Надо читать законы. Там все прописано.

Мы ― победители конкурса Финополиса, который проводится по инициативе Центробанка. Мы выиграли конкурс SWIFT и поехали представлять ФинТех России на конференции в Канаде. Мы не находимся в серой зоне, мы ― нормальная организация, в которой есть инвесторы. Мы ― резиденты Сколково и проходим аудиты. Все прозрачно и понятно.

Кстати, на чем вы зарабатываете? На комиссиях с клиентов?

У нас бесплатное годовое обслуживание, бесплатные переводы, бесплатное снятие наличных. Часть доходов получаем от банка за развитие и привлечение новых клиентов, за обороты, за остатки. Сейчас подключаем партнерские продукты, начинаем с ритейлом работать. В итоге достигается модель, когда клиенты чем-то пользуются бесплатно, чем-то платно, и в итоге у тебя средний доход на пользователя, который устраивает бизнес-модель.

У обычного банка (даже мобильного) есть колоссальные издержки, колоссальная неэффективность, и это надо как-то компенсировать штрафами, скрытыми комиссиями.

Я видела статью из вашего блога на banki. ru о грамотном управлении своими финансами. Какую ценность вам дает этот блог?

Такова наша концепция: помочь людям управлять деньгами с умом. В других банках вы не получите реального финансового помощника, потому что их бизнес-модель построена на том, что вы не читаете мелкий шрифт. И в итоге попадаете в ситуацию, когда вас амортизируют через колл-центр, где объясняют, что вы не очень умный человек и поэтому должны заплатить. В этом вся бизнес-модель. Потому что у банка есть колоссальные издержки, колоссальная неэффективность, и это надо как-то компенсировать штрафами, скрытыми комиссиями.

Наша же задача — полностью убрать часть вопросов, сделать так, чтобы клиент понимал, что он не попадет в подобную ситуацию, чтобы не боялся, что его вопрос не решат, чтобы клиент эмоционально не тратился на решение этого вопроса. Клиенту достаточно написать в чатботе, а потом уже робот или человек это отработает.

Как изменилась ваша жизнь после начала работы со стартапом?

Жизнь серьезно меняется. Стартаперство и предпринимательство — это американские горки. Ты все время испытываешь разные эмоции. И, наверное, опыт предпринимателя приводит к тому, что становишься более толстокожим — меньше радуешься радостям, но и не сильно огорчаешься из-за сложных вопросов. Но это все происходит не сразу. Сначала ты врываешься, эмоционально тратишься, а потом уже формируется стабильное отношение к новостям. Начинаешь все воспринимать все более спокойно. Всегда есть план «Б».

Предпринимателя можно воспитать? Или нужны какие-то врожденные качества?

На мой взгляд, тут нет однозначного ответа, в какой-то момент человек делает личный выбор и становится на путь предпринимателя. Хорошо, если он уже видел, как этим занимались его родители, подмечал успешные моменты, хорошо, если попал в нужную среду и может сформировать команду на старте из правильных людей. Хорошо, если в детстве занимался разными увлечениями и имел разные интересы. Предпринимателю нужен широкий кругозор. Хорошо, если работал с разными людьми: старше себя, младше себя. Как предприниматель, ты находишься постоянно в неопределенности — куда идти, какой клиент правильный, какой продукт выпускать. Если ты не готов к неопределенности, то вряд ли сможешь перенести этот стресс каждый день. Поэтому все влияет на формирование характера предпринимателя: детство, учеба, первый рабочий опыт, окружение, момент на рынке. Лучше быть ментально подготовленным.

На этой боевой ноте и закончим интервью. Спасибо большое!

©  vc.ru