Какие стартапы привлекают венчурные инвестиции в США — исследование Bloomberg
Агентство Bloomberg опубликовало результаты исследования американского рынка венчурных инвестиций. Авторы проанализировали 890 стартапов, созданных в 2009–2015 годах, которым удалось привлечь не менее $20 млн финансирования. Материал содержит информацию об уровне образования основателей компаний, об объёме сделок и стартапах, которые подавали большие надежды, но потерпели неудачу.
«В 2015 году инвесторы залили стартапы рекордным объёмом денег в $63,5 млрд. Но в этом году волатильность фондового рынка и страх возникновения технологического пузыря сделали инвестфонды более осторожными. Падение общего объёма финансирования по итогам года ожидается на уровне 25%, а это значит, что конкуренция за эти деньги будет ещё ожесточённее, чем обычно. Что ищут инвесторы в компаниях и их основателях? Мы изучили 890 американских стартапов, созданных в 2009–2015 годах, которым удалось привлечь не менее $20 млн финансирования», — пишет Bloomberg.
По оценке агентства, объём рынка венчурных инвестиций в США рос в 2009–2011 годах, а в 2012 году последовал спад. С 2013 по 2015 рынок вырос больше чем в два раза — с $29,8 млрд до $63,5 млрд. Собранная авторами статистика показывает, что почти все инвестиции поступают в компании, созданные мужчинами, среди 2005 основателей изученных стартапов лишь 7% женщин.
Компании, созданные женщинами, кроме того, получают меньше денег: в среднем по $77 против $100 млн у стартапов, основанных мужчинами. Это соответствует разнице в оплате труда женщин и мужчин в целом по США — 79 центов против 1 доллара.
Исследование показывает, что качество высшего образования основателей не оказывает существенного влияния на привлечение инвестиций: «Стэнфорд пользуется репутацией инкубатора стартапов, но в списке больше основателей, которые не доучились, чем тех, кто закончил один из престижных университетов». В исследовании фигурируют 94 недоучившихся основателя, а среди университетов, которые закончили создатели стартапов, на первом месте Стэнфорд с показателем в 90 человек.
Однако суждение об отсутствии необходимости высшего образования не вполне верно для отдельных отраслей бизнеса. Например, для медицины и финансовых услуг — в этих сферах авторы материала не обнаружили ни одного стартапа, среди создателей которого были люди без диплома.
22% фигурантов исследования получили образование за пределами США, причём 114 человек — в четырёх различных университетах Индии. Также в первую десятку наиболее популярных университетов входят три учебных заведения из Израиля и три из Канады.
57 стартапов, фигурирующих в исследовании, уже были куплены крупными игроками. На первом месте по объёму — сделка Facebook и WhatsApp, объём которой составил более $18 млрд. Второе место в рейтинге у покупки Alphabet разработчика «умной» техники для дома Nest Labs за $3,2 млрд. Третью строчку занимает поглощение компанией Liberty Interactive онлайн-ритейлера Zulily за $2,067 млрд.
«Даже компании, созданные талантливыми предпринимателями, могут провалиться. Видеосервис Airtime, запущенный с фанфарами создателями Napster Шоном Фэннингом и Шоном Паркером, довольно быстро закрылся. (Команда в скором времени готовит перезапуск под названием OkHello). Молодые компании падают жертвой тех же проблем, что и все прочие: чрезмерная экспансия, конкуренция, отток талантов. Сервис доставки органических продуктов Good Eggs, привлекший $52 млн венчурных инвестиций, свернул деятельность за пределами Сан-Франциско, когда его гендиректор осознал, что компания росла слишком быстро».
Самым большим провалом, по оценкам авторов материала, можно считать историю онлайн-ритейлера Fab.com. Компания привлекла $336 млн инвестиций, на пике оценивалась в $1 млрд, но в итоге её купила ирландская PCH International всего за $15 млн.
В избр.
Ком.
© vc.ru