История сервиса Shazam
От распознавания музыки по телефону до интеграции со Snapchat, миллиардной оценки и сделки с Apple.
В избранное
В избранном
История приложения Shazam началась в 1999 году, когда два студента Калифорнийского университета в Беркли Крис Бартон и Филипп Ингелбрехт решили создать программу, которая могла бы распознавать музыку. С ними в команде оказались друг Криса Дираж Мукерджи и инженер Эйвери Ванг.
Зарождение
Крис Бартон увлёкся высокими технологиями, когда ему было всего 11 лет. Его мама, преподававшая информатику в университете, принесла домой один из первых персональных компьютеров Sinclair. На нём подросток научился писать простые программы.
Отец Криса — профессор в области ядерной физики — всегда говорил сыну, что главная мечта его детства — изобретать. Бартону понравилась идея создавать что-то новое и он решил, что тоже займётся изобретательством.
Будучи студентом колледжа, Бартон взял множество уроков в области компьютерных технологий. Молодой человек любил бизнес и всегда хотел соединить два своих увлечения — науку и предпринимательство. Осознание того, что он действительно готов создать свой проект, пришло на первом году обучения по программе MBA в Беркли.
Один из студентов, Скотт Кусирек, который был старше Бартона всего на год, рассказал о старте своего интернет-бизнеса в сфере недвижимости. За несколько лет до этого он оставил карьеру пилота ВВС. Тогда Бартон подумал: если кто-то запустил бизнес после карьеры лётчика, то что мешает ему работать над своим делом?
Бартон решил, что его проект будет связан с мобильными устройствами. В 1998 году у него появился первый телефон. Держа его в руках, молодой человек задумался над изобретениями для устройства, которое люди постоянно носят с собой.
Лето между первым и вторым курсом MBA Бартон провёл в Лондоне на стажировке в Microsoft, там же находился его друг детства Дираж Мукерджи.
Вместе они и проводили мозговые штурмы в местных кафе. Друзья решили, что им нужен ещё один партнёр, и взяли в команду однокурсника Бартона по колледжу — Филиппа Ингелбрехта.
В это время сразу несколько компаний работали над распознаванием музыки, но они делали акцент только на мелодиях, которые играли на радио. Неохваченными оставались песни, которые играли в клубах, кафе, магазинах.
Изначально и Бартон думал только о радиостанциях. Он даже работал над программой звукозаписи для диджеев. Это и были первые шаги по созданию Shazam. Бартон уже остановился на идее создать программу по распознаванию музыки, играющей на радио, когда профессор из бизнес-школы рассказал студентам, что для изобретения действительно инновационного продукта нужно выйти за привычные рамки.
Молодой человек попытался представить: если его приложением будут пользоваться все радиостанции страны, что могут сделать конкуренты, чтобы обойти его? Если кто-то предложит систему по распознаванию звука из любого источника, то программа Бартона окажется не нужна.
Команде Бартона оставалось опередить вымышленных конкурентов и разработать такую программу. Многие профессора в области звуковых технологий говорили им, что это просто невозможно, но Бартону и его партнёрам удалось создать инновационный продукт.
Разработка
Первое, с чем столкнулись разработчики — это то, что музыка тонет в потоке посторонних шумов и голосов, свойственных любому общественному месту. Предстояло создать кодировщик, который смог бы выделять одни звуки и блокировать другие. На этом этапе к команде присоединился инженер Эйвери Ванг.
Самым продвинутым телефоном в 1999 году был маленький Nokia 8210 с чёрно-белым экраном. Самой сложной операцией, которую совершали тогда мобильные устройства, была установка ринтгтона.
Разработчики поняли, что их алгоритм — это не только технология распознавания музыки, с её помощью можно идентифицировать любой звук: телевизионное шоу, рекламу, фильм. Реализовать это на мобильных устройствах того времени было нереально: уже тогда возможности Shazam были гораздо шире.
Изобретение студенты представили инвесторам. Проект опережал своё время — реализация многих функций была возможна только после появления смартфонов. Тогда, в 2000 году, оставалось ещё три года до выхода iTunes, семь лет до iPhone, восемь — до App Store. В августе 2000 года с помощью инвесторов компании удалось собрать $1 млн. Во втором раунде к этой сумме добавилось ещё $7,5 млн.
Запуск
Во время запуска Shazam рынок мобильных устройств был развит в Европе и Японии. Там пользователям компания предложила услугу «Премиум SMS», с помощью которой можно было заплатить, например, за рингтон. На этом и рассчитывали зарабатывать разработчики.
В США такая услуга была ещё не доступна. Площадкой для тестирования новой программы стала Великобритания, страна с самым большим количеством музыки на душу населения.
Shazam была запущена в 2002 году. На первом этапе 95% владельцев мобильных телефонов в Великобритании (все, кроме клиентов Virgin Mobile), могли распознать мелодию, позвонив по номеру 2580. Пользователь в течение 30 секунд держал телефон у источника звука, после чего ему приходило сообщение с именем исполнителя и песни.
Если идентификация была невозможна, плата не взималась, если распознание проходило успешно, то со счёта списывалось 50 пенсов. Вскоре появилась новая услуга — покупка рингтонов, связанных с идентифицированными песнями.
Через несколько лет появилась функция неограниченного распознавания звуков для подписчиков за три доллара в месяц. Только появление App Store помогло приложению Shazam стать популярным на весь мир.
Постепенно основатели Shazam покинули компанию, только Эйвори Вонг позже опять присоединился к делу. Крис Бартон в 2003 году ушёл работать в Google, позже — в Dropbox. В том же году Дираж Мукерджи покинул компанию, следующим его местом работы стала организация Save the children.
После он работал в таких компаниях, как Bauer Media, Virgin Money и другие. Филипп Ингелбрехт остался в компании чуть дольше, построил b2b-бизнес и в 2004 году также перешёл в Google, а после занялся новыми стартапами.
Путь
В 2004 году система Shazam была запущена в США в сети AT&T. Через три года у компании изменился логотип и дизайн, практически в этом виде он существует до сих пор.
В качестве основного цвета был выбран голубой, который, как отмечают маркетологи, вызывает лояльность и доверие потребителей. Поэтому этот цвет и его оттенки используют многие крупные бренды: Facebook, Skype, Twitter. В 2007 году на сайте Shazam появился список треков, которые мог оценить пользователь.
Основная услуга (набор четырёхзначного номера 2580) оставалась до 2008 года — тогда появилось приложение для iPhone. Программа стала одной из первых в App Store. Это упростило сервис, позволяя запускать iTunes и покупать песню напрямую, если пользователь подключен к Wi-Fi.
Теперь все функции были в приложении, распознать песню стало намного легче. Все теги сохранялись в телефоне — их можно было просмотреть в любой момент. Услуга стала бесплатной, в ней появилась реклама.
Вскоре приложение было запущено на Android. Shazam начал сотрудничать и с другими брендами, расширяя список своих услуг. Например, покупка треков — ежедневно продавалось в среднем около 400 тысяч музыкальных произведений. Артисты могли публиковать для фанатов песни, которые им нравятся, чтобы быть ближе к поклонникам. Также появились опции — тексты песен и ссылки на видео.
К декабрю 2009 года приложение Shazam было установлено десять миллионов раз в 150 странах по всему миру. Около восьми процентов пользователей покупали песню после того, как она была идентифицирована. В январе 2011 года компания Apple объявила, что Shazam находится на четвёртом месте по количеству загрузок среди бесплатных приложений в App Store за всё время существования.
В 2012 году в дополнение к музыке появилось распознавание телевизионных шоу и рекламы. На идентификацию звуков требовались секунды. Программой уже пользовались более 250 млн человек с двумя миллионами активных пользователей в неделю.
Сейчас у приложения есть опция Auto Shazam, которая позволяет обнаруживать музыку непрерывно, даже когда телефон заблокирован.
В качестве одного из бизнес-решений было предложено новое направление, названное «Shazam для брендов». Оно позволяет заинтересованным компаниям рекламировать контент в стиле Shazam, получать доступ к артистам, которые соответствуют их ценностям. Пользователи приобретают скидки, бренды — рекламные возможности, а Shazam зарабатывает.
Shazam интегрировала функции в Snapchat, аудитория которого в среднем достигает 166 млн пользователей в день. Теперь они имеют доступ к контенту Shazam и могут делиться песнями со своими друзьями.
Пользователи приложения делятся на две категории: одни используют Shazam только по основному назначению — распознать понравившуюся песню. Других больше интересует социальный аспект — смотреть, чем делятся артисты, пользоваться сотрудничеством с брендами.
Семь из десяти пользователей младше 35 лет, 36% — молодёжь от 16 до 24 лет. Более 70% пользователей Shazam говорят, что постоянно подключены к приложению, открыты для тестирования новых продуктов и рекомендуют услуги друзьям и семье. 35% пользователей заявили, что заплатили за скачивание музыки в прошлом месяце.
В 2016 году приложение было загружено один миллиард раз, в среднем насчитывается 120 миллионов активных пользователей в месяц. Каждый день миллионы новых пользователей загружают приложение Shazam.
В ходе последнего раунда финансирования в 2015 году компанию оценили в $1 млрд. Приложение используется в 190 странах мира. В 2016 году доход Shazam составил $54 млн.
12 декабря 2017 года Apple подтвердила покупку компании Shazam за $400 млн.
#какэтобыло #shazam
© vc.ru