Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

Автор канала «SMM в Telegram» Антон Проценко опросил 20 тысяч пользователей мессенджера.

9703108268c6d5.jpg

Тот, кто говорит, что знает всё о российской аудитории Telegram, немного лукавит. Есть предположения, основанные либо на личном опыте говорящего, либо на исследовании от сентября 2016 года (проведенном среди гиков и маркетологов, когда ещё все каналы с аудиторией больше пяти тысяч человек можно было назвать по памяти).

Все они сводятся примерно к следующему: мессенджер населяют таинственные хорошо зарабатывающие гики и маркетологи, увлекающиеся политикой, медиа и авторским высококачественным контентом. На первый взгляд, с этими утверждениями сложно спорить: вот же он, качественный контент от блогеров, а вот и десятки каналов об ИТ.

Проблема в том, что явление, которое ученые называют «генерализацией частных случаев» (безосновательный перенос характеристик частных или даже единичных случаев на обширные их совокупности), даёт возможность разглядеть в интересах аудитории Telegram только то, что свойственно новаторам и ранним последователям — гикам, маркетологам и авторам каналов.

15676d3b6ca8d7.png

Сегодня

Telegram растет очень быстро. В мае 2017 года у него было 7 млн пользователей в России — мессенджер становится массовым. Сейчас 53 тысячи человек — это количество подписчиков не у самого известного анонимного политического инсайдера, а у MDK.

Самый популярный канал сейчас не с интересными статьями, а с английскими неправильными глаголами. Каналов о косметике и макияже в Telegram гораздо больше сотни, каналов о медицине — больше пятидесяти, а тренингов вроде «Как стать миллионером при помощи Telegram» — около десятка. Полгода назад сложно было представить, что канал с фразами вроде «Наверное, я погорячилась» и «Ты мне сегодня приснился» наберет 66 тысяч подписчиков и почти 300 тысяч просмотров на одну запись.

Времена меняются, аудитория Telegram тоже. Правда, никто не знает, как. Такое положение дел лично меня, как автора канала о продвижении в Telegram, не особенно удовлетворяло, поэтому я решил провести собственное исследование.

Единственным способом узнать то, что меня интересовало об аудитории мессенджера, было спросить её напрямую. Сокращенные ссылки, пиксели сбора данных из социальных сетей, «Яндекс.Метрики» — всё это давало слишком мало информации.

Данных по полу, возрасту, социальному статусу и подобным характеристикам, очевидно, нет даже у Telegram. Поэтому социологи простят меня за использование такого инструмента, как Google Forms — в конце концов, данные от пользователей всё же лучше, чем их отсутствие.

Исследование и методология

Ссылка на форму была размещена на моем канале @aboutSMM с призывом делиться ей всюду. На момент написания статьи запись набрала больше 210 тысяч просмотров. Если добавить к ним отдельные публикации (не форварды) в других каналах (например, в @tginfo — самом известном русскоязычном канале о нововведениях Telegram), то суммарный охват по просмотрам окажется больше 300 тысяч. Ссылку на форму размещали в каналах про:

  • Политику (от «Красного Сиона» до «Караульного»).
  • Медиа и тексты (от «Журналистики» — самого большого канала о и для СМИ, до «Паши и его прокрастинации» — главного и самого крупного канала о редактуре).
  • Маркетинг (от «Русского Маркетинга» — самого популярного канала про SMM, до «Интернет-Аналитики»).
  • Кино (от «Киноклячи» до Cinemarticle).
  • Литературу (от «Книжного лиса» — самого популярного блога с авторскими рецензиями на книги, до Booker).
  • Лайфстайл (от Unpublished до oneday_onestory и «Стюардессы»)
  • Cтатьи (от «Мастридов» до WowNews и Newsjournal).
  • Языки (от «Виолы» до Slang Bang — второго по величине российского канала про английский).
  • Технологии (от Rozetked и ForGeeks до All-in-one person).
  • Бизнес (от «Пентхауса» — канала инвестора Евгения Гордеева, до «Стартапа дня» — блога Александра Горного, директора по стратегии и анализу в Mail.Ru Group).
  • Бьюти (от Don«t touch my face — самого большого канала в бьюти-тематике, до Chrisskisskiss — блога PR-директора компании Estee Lauder, и «Дневника визажидзе»).
  • Развлечения (от «Хардкора» — Telegram-филиала известной сети «Подслушано», входившего на момент публикации опроса в топ-3 самых крупных канала в Telegram, до «Лепры»).

Также ссылка была опубликована в многочисленных чатах со стикерами и в игровых ботах. Отдельно хочется сказать, что исследование на своем канале опубликовал и Антон Носик. Без вопросов и промедлений, сопроводив коротким комментарием: «Тут ребятишки исследуют аудиторию российского Telegram. Кому не лениво поучаствовать в опросе, тот поможет нам и себе, любимому, увидеть себя в зеркале».

В опросе поучаствовали 20 тысяч человек. Это не весь Telegram, ответы собирались не профессиональными дознавателями с использованием полиграфов, но это самый большой на сегодня банк данных, который, к сожалению или к счастью, нельзя получить никаким другим способом, кроме непосредственно опроса.

Я знаю, что опрос охватил не все Telegram-каналы, как знаю и то, что не все пользователи в принципе на них подписаны, а кто-то просто не готов потратить несколько минут на расстановку галочек в форме. Однако можно сделать довольно обоснованное предположение, что принявшие участие 20 тысяч человек отражают ядро активной аудитории Telegram — то есть тех, на кого и рассчитывают бренды, проводя свои рекламные кампании в мессенджере.

Результаты

Социально-демографические данные

0dede4fb1f9e1b.jpg

Мужчин в выборке оказалось на 14% больше, чем женщин. Это уже не те 75%, про которые говорили в сентябре 2016 года. Хотя миф «в Telegram одни мужчины», как видно, и далек от истины, нельзя не признать, что среди мужчин мессенджер более популярен — во всяком случае, в некоторых тематиках.

2752305a58af72.jpg

Несовершеннолетние в выборке не набирают и восьми процентов, ожидаемо лидируют группы »18–24» и »25–34» (40 и 37% соответственно). Таким образом, 77% аудитории составляют лица от 18 до 34. Среди мужчин Telegram больше всего популярен у лиц 25–34 лет, среди женщин — у группы »18–24». Пользователи »35 и старше» в сумме набирают всего 15% от общей выборки.

Род деятельности

46327d0255b26f.jpg

Наиболее многочисленная категория пользователей — те, кто охарактеризовал себя как «опытного специалиста». 22% опрошенных — студенты, 65% — специалисты или руководителей разных уровней. Почти половина опрошенных — состоявшиеся в своей профессии люди. При этом руководителей высшего звена — 7%. Кстати, 57% опрошенных имеют законченное высшее образование.

Уровень дохода

b5297d6edbe4d8.jpg

Исследование опровергает известный тезис о чрезвычайно обеспеченной аудитории Telegram — выборка скорее отражает среднюю ситуацию по стране. Однако если оставить в выборке, например, только подписчиков каналов о бизнесе, ситуация будет другой: третья группа вырастет с 32 до 45%, а доля тех, кому «хватает на то, чтобы ни в чем себе не отказывать», увеличится в два раза.

Интересы пользователей

7f69917ec7b919.jpg

Почти половина опрошенных отметили ИТ как один из своих интересов, что доказывает любовь гиков к Telegram. Интереснее отметить, что далее, кроме не менее ожидаемой «науки и техники», идут тематики, связанные с культурой и искусством — музыка, кино, литература.

На заметку для тех, кто хочет создать или уже развивает канал: спрос на каналы про музыку определенно не удовлетворён. Политикой в мессенджере интересуется каждый четвертый. Наименее популярные интересы — религия и ТВ.

География

fe5fc6eeeb4165.jpg

Опрос размещали только русскоязычные каналы, при этом 80% опрошенных были из России, 10% — из Украины, оставшиеся 10% проживают в ста различных странах.

844aef70822c94.jpg
3a68049c7564de.jpg

Что касается географии Telegram, в России мессенджер больше всего популярен в Центральном федеральном округе (46%). Из регионов доминирует Москва (36%), затем идет Санкт-Петербург (14,4%) и с существенным отставанием — Московская область и города-миллионеры.

Паттерны использования Telegram

Распределение по приложениям для мобильных ОС

b5b1678b3e7b41.jpg

В распределении по мобильным устройствам не было ничего неожиданного — почти 60% пользователей заходят с Android, около 40% — с iOS. Неофициальными клиентами для Telegram пользуется менее 4% опрошенных.

Распределение по приложениям для настольных ОС

08750b63de7037.jpg

Каждый пятый опрошенный заходил в Telegram с веб-версии. 36% сидят в Telegram с Mac, 12% — с Windows, ещё около пяти процентов (гигантский показатель для такого пункта) героически используют Linux.

Основные цели использования

b48d0a1a2f2c61.jpg

Было бы странно не обнаружить среди участников опроса подписчиков каналов, учитывая что он распространялся через каналы. Однако он также транслировался в популярных чатах и ботах.

Почти 16% опрошенных сами ведут канал в Telegram. 45% пользуются ботами, и всего 7% полюбили Telegram-платформу для игр. Если вы собираетесь продвигаться в Telegram, боты — неплохой выбор, а вот создание игры — пожалуй, не лучшее решение.

Количество контактов

9831c12df377b1.jpg

У большинства опрошенных (29%) всё ещё до десяти контактов в Telegram. Больше 50 контактов всего у 24% опрошенных.

Количество читаемых каналов

23a49f4e9f9fbc.jpg

Несмотря на то, что автор исследования подписан примерно на 500 каналов, средний пользователь Telegram ведёт себя гораздо умереннее — половина опрошенных подписана менее чем на десять каналов. Почти треть читает 10–25 каналов, больше 25 каналов читает лишь 15% опрошенных.

Каналы с включёнными оповещениями

102987ec9ba600.jpg

Этот вопрос был включен в исследование не сразу, и его данные основываются на скромной выборке из 7 тысяч анкет, однако это не сильно исказит общий вывод: большинство опрошенных (60%) либо не имеют каналов с включенными уведомлениями, либо оставили пару, а остальные отключили.

Это делает чуть менее убедительным вечно повторяемый во всех статьях тезис «публикуя запись в Telegram, вы точно знаете, что она дойдет до пользователя, как SMS» — тут вся надежда на те 18%, которые никогда не выключают уведомления.

Использование других сервисов

19b38c9b142fc0.jpg

70% опрошенных используют «ВКонтакте», ещё у 56% есть WhatsApp, а у 30% — Viber. Несмотря на сходства между Telegram и американской социальной сетью (и там, и там много авторских блогов и социально-политически активных пользователей), только 30% опрошенных используют Facebook.

Реклама

Частота встреч с рекламой

80c09328c36fb8.jpg

Четверть опрошенных ни разу не сталкивалась с рекламой в Telegram, что, конечно, большой недосмотр со стороны маркетологов. Около 77% видели рекламу редко или даже очень редко. Однако с учетом данных о том, на сколько каналов подписаны пользователи, редко встречающаяся реклама в «лентах» не кажется странной.

Также важно отметить, что по сравнению с «ВКонтакте», Facebook или даже Viber реклама в Telegram практически не заметна для простого пользователя. Тут она действительно встречается редко, а главное — подаётся достаточно нативно.

7bad59e68f355d.jpg

Заключение

Telegram медленно, но верно становится массовым мессенджером, которого мы заслуживаем. Его пользователи уже интересуются не только тем, как «пропатчить» KDE2 под FreeBSD, или спорят о том, какая башня Кремля мешает им это сделать.

Telegram остается мессенджером креативного класса и интеллигенции, увлекающихся ИТ, наукой и искусством. Это студенты, менеджеры и специалисты, средний класс с высшим образованием. Территориально это всё ещё в основном москвичи или петербуржцы, и, хотя среди регионов нет доминирующего, другие города в сумме набирают половину всей аудитории.

Telegram используют для группового общения, в нем популярны массовые беседы. Почти половина активных пользователей пользуется ботами (и больше 90% не оценили игровую платформу), но при этом больше чем у половины не набирается и 25 человек в контактах.

Для маркетологов же Telegram сейчас — рай, «голубой океан», порог вхождения в который минимален. Большинство пользователей едва ли подписано на десять различных каналов, и занять место одного-двух «незамьюченных» всё ещё легко.

©  vc.ru