«Хотите агрегировать копипастеров? Будете»: Демьян Кудрявцев о «Турбо-страницах» от «Яндекса»
Демьян Кудрявцев член совета директоров «Ведомостей»
Компания «Яндекс» ведет себя так, как она не хотела, чтобы вела себя компания Google. Только хуже, потому что ее оппоненты в ФАС не пойдут, да и если пойдут — не выиграют. «Аппаратный вес» «Яндекса» сегодня выше, чем тех, кого он подставляет и обкрадывает.
Речь идет о внедрении «Турбо». Технология похожа на Instant Articles в мобильном Facebook — возможность быстро показывать в мобилке контент (в основном медийно-новостной) не в дизайне и на серверах его производителя, а забрав текст и фотографии в другой формат и на компьютеры самого «Яндекса».
При этом, разумеется, реклама, размещенная рекламодателем на новостном сайте, не забирается, но не то чтобы читатель остается без рекламы ради его удобства — ему вместо этого показывают рекламные системы «Яндекса», которые приносят площадкам, особенно качественным, ничтожные деньги.
Если же площадка отказывается от формирования «Турбо-страниц», то ее понижают в поисковой выдаче. Якобы ради быстропользования, ради читателя. Хотя, разумеется, всё — для продвижения собственной рекламной технологии.
На рынке, на котором очень мало источников разной информации и очень много источников одинаковой, понижение кого-то в поисковой выдаче может привезти к еще большему перекосу, хотя он и так уже произошел в «Яндекс.Новостях», когда они стали «взвешивать» только СМИ, имеющие лицензию. Но это они делали не ради выгоды, а из страха.
Второй шаг они делают бесстрашно — ради выгоды. Но работает это все равно так же. Выключенный «Поиск по блогам», перекрученные «Яндекс.Пробки», нерелевантные «Яндекс.Новости» — компания должна выживать, я понимаю (хотя кроме среднесрочной перспективы, неплохо было бы иметь и долгосрочную), но зачем быть акционером такой компании? А, Аркадий?
Отбирая у независимых медиа источники возможного дохода, вы тем самым автоматически поддерживаете и продвигаете медиа зависимые, за рекламу не сражающиеся. Хотите быть агрегатором коммерчески неэффективных ангажированных копипастеров? Будете.
Отдельно стыдно и смешно, что, принимая такое эпохальное для индустрии решение, руководство компании не встретилось с крупными и разными игроками, не посоветовалось.
Мои расхождения с советской властью не стилистические. Они сущностные. Мне одинаково неприятны засаленные воротники костюмов с барсетками и вот этот пригламуренный хипстерский «совок», в который превратилась некогда прекрасная компания.
Все ваши биржевые взлеты и падения, все ваши Грефы и «Такси», все эти митинги, коворкинги, воркшопы и бургеры, офисы красного кирпича, не стоят и не заменяют ни ценностей, ни радостей от возможности сделать правильно. Как жалко, что после смерти Ильи Сегаловича вам никто не может этого объяснить.
© vc.ru