ГМО, птичий грипп и ещё 8 панических страхов на тему здоровья
Птичий грипп — одно из тех заболеваний, которое вызывало волну общественных страхов несколько раз за последнее время. Сперва появился штамм H5N1: он был одновременно крайне заразным и смертельно опасным для человека. С момента первой вспышки было зарегистрировано 633 случая гриппа, из которых 377 закончились летальным исходом. Главным образом грипп H5N1 орудовал на территории Индонезии, Вьетнама и Египта. Позже, в 2013 году был зарегистрирован новый штамм, H7N9: Китай сообщил о 43-х смертельных случаях гриппа, чем вызвал массовую панику. Но несмотря на истерику, вирус гриппа так и не распространился за пределами Китая. Число случаев, о которых сообщалось в 2013 году, и характер распространения гриппа говорят о том, что это, скорее всего, был сезонный вирус. Кроме того, китайцы быстро приняли необходимые меры (например, запретили рынки живой птици). Тем не менее в СМИ до сих пор мелькают сообщения, что «птичий грипп возвращается», обещая нам новую «испанку».
Ящур. В 2001 году вспышка ящура, острого вирусного заболевания, поразила коров Великобритании, в результате чего около 6 млн особей было уничтожено, а многие фермеры разорены. По одной из версий, эпидемия началась из-за того, что свиньи питались незаконно импортированным зараженным мясом. В 2007 году в Великобритании произошла еще одна вспышка ящура: тогда ЕС немедленно запретил ввоз британской говядины на территорию других стран союза, а премьер-министр Англии, экстренно прервав отпуск, принял ряд срочных мер. В частности, вокруг зараженных районов были установлены специальные защитные кордоны. На этот раз вирус не распространился и не привел к таким масштабным последствиям, как в 2001 году. Но СМИ, пренебрегая этой информацией, продолжали сеять панику среди населения. Что характерно: единственными людьми, кто нарушил правила и пытался проникнуть за кордон, были фотожурналисты.
Сальмонеллез. Конечно, не все массовые паранойи обязаны появлению интернета: прежде с этим прекрасно справлялись газеты. В 1988 году министр здравоохранения Великобритании, госпожа Эдвина Керри заявила, что яйца содержат смертельно опасные бактерии сальмонеллы. Буквально она произнесла следующее: «большинство яиц, произведенных в этой стране, к сожалению, заражены сальмонеллой». Естественно, это привело к панике. Продажи яиц в Великобритании упали на 60%, было истреблено 4 млн кур. После этого инцидента министр по имени Эдвина получила прозвище «Эггвина». Позже она сказала, что СМИ ее неверно поняли. К слову, госпожа министр вообще была знаменита своими странными высказываниями. Так, например, по ее словам, христиане не могут заразиться ВИЧ. После «яичного» инцидента Керри была вынуждена уйти в отставку.
Кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы — это дешевый загуститель и подсластитель, который производят из кукурузного крахмала. Его добавляют во множество продуктов, включая хлеб. Сегодня существует множество борцов с кукурузным сиропом, утверждающих, что он вызывает ожирение, и что его количество в газированной воде сравнимо с дозой опасного яда. Помешательство на вреде и опасности кукурузного сиропа началось в 2004 году, когда журнал по диетологии American Journal of Clinical Nutrition опубликовал статью, где говорилось, что потребление кукурузного сиропа в период с 1970 по 1990 годы выросло на 1000%. Более поздние исследования сообщали о том, что последствия употребления сиропа преувеличены, а фруктоза не хуже, чем сахароза. И если оставить всю панику и спросить у современной науки, в чем причина роста ожирения и диабета, то однозначного ответа на этот вопрос никто не даст — его попросту пока что нет.
Канцерогены. Американская организация по борьбе с раком President«s Cancer Panel в 2010 году опубликовала доклад, где сообщалось об опасности канцерогенов (т.е. факторов окружающей среды, воздействие которых повышает риск онкологических заболеваний). По словам авторов доклада, опасность канцерогенов «сильно занижена». И тут внезапно оказалось, что зловещие канцерогены подстерегают нас на каждом шагу: в бытовой химии, в продуктах, причем таких привычных, как шашлык, и даже в красителях, которые добавляют в Pepsi. Позже Американское онкологическое общество обнародовало статистику, согласно которой канцерогены являются причиной раковых заболеваний в крайне редких случаях, а доклад President«s Cancer Panel не может быть единодушно принят научным сообществом, вызывая слишком много вопросов. Надо ли перестать паниковать? Опять же, как и в истории с кукурузным сиропом, на сегодняшний день нет таких научных данных, которые могли бы подтвердить или опровергнуть реальную опасность этих продуктов.
Атипичная пневмония, или тяжелый острый респираторный синдром (SARS), как и новый штамм птичьего гриппа, появился в Китае. Первый случай был зафиксирован еще в 2002 году, но благодаря строгой секретности, в которой держали информацию об этом заболевании власти Китая, в мире о болезни заговорили только в 2003 году. Китайский врач Лю Цзяньлунь, лечивший пациентов с ОРВИ, приехал в Гонконг и остановился в номере отеля Metropole, где внезапно заболел и скоропостижно скончался. Меры предосторожности по дезинфекции и изоляции номера, в котором жил человек, погибший от стремительно развившегося вируса, не были приняты. Неудивительно, что через несколько недель вирус уже бродил по Гонконгу, причем 80% случаев заболевания были зарегистрированы либо в гостинице Metropole, либо в больнице, где умер г-н Цзяньлунь. Вскоре медиа-паника распространилась на все континенты, а туристов проверяли на наличие вируса прямо в аэропортах. Унеся жизни 648 людей в Гонконге и Китае, вирус не получил масштабного распространения за пределами Азии. Такой вот жестокий урок по соблюдению санитарных норм и обезвреживанию помещений от микробов получило человечество.
ГМО. Атипичная пневмония представляла реальную угрозу жизни для людей, и паника, которую нагнетали СМИ, не была уж столь неоправданной. Но вот где действительно есть простор для творчества у любителей страшных историй и спекуляций, так это в теме ГМО. Научные споры о ГМО быстро дали повод для буйной фантазии, фраза «еда Франкенштейна» моментально вошла в обиход, сопровождая истеричные статьи о том, что мы вот-вот будем есть гибрид коровы и свиньи и помидоры размером с собственную голову. Увы, многие паникеры не вдаются в подробности и не утруждают себя чтением даже банальной Википедии. Большинство генетический модификаций направлены на то, чтобы сделать растения устойчивыми по отношению к насекомым-вредителям, и ускоряют процесс их роста. Никаких доказательств того, что генно-модифицированные продукты могут навредить здоровью, пока не существует. А до свино-коров еще далеко. Но кого это волнует?
Свиной грипп — еще один подарок для журналистов-юмористов, который стал почвой для нагнетания обстановки, с одной стороны, и бесконечных шуток на свиную тему, с другой. Хотя смеяться тут, собственно, не над чем: начиная с 2009 года, когда началась волна свиного гриппа, вирус унес жизни 14 286 человек по всему миру. Тем не менее, не стоит перегибать палку и сравнивать свиной грипп со средневековыми эпидемиями — так, ежегодно от обычного сезонного гриппа во всем мире погибают от 250 до 500 тысяч человек. В СМИ же рисовались чудовищные апокалиптические картины, рассказывалось о массовых захоронениях и приближающемся конце света. Но стоит учитывать: врачи, консультировавшие ВОЗ на предмет свиного гриппа, сотрудничали с фармацевтическими компаниями, которые как раз создавали соответствующую вакцину. Это, увы, не новость в мире здравоохранения: за многими страхами стоят представители фармацевтического бизнеса, готовые продать вам дорогое лекарство от смертельного недуга. На эту тему — следующая история.
Прививка против кори, паротита и краснухи. Перед вами потенциальная история успеха, основанная на псевдонаучных махинациях. Итак, как выжить вакцине от одного заболевания, когда на рынок вышли комплексные? Можно, например, взять малоизвестного ученого, у которого еще нет такой репутации, которую жалко будет потерять, сфабриковать исследование с громкими скандальными выводами, желательно приплести какое-то заболевание, синдром, который почти не изучен и только недавно стал обсуждаться широкой общественностью. В 1998 году некий Эндрю Уэйкфилд опубликовал резонансную статью, где обвинил комплексную вакцину против кори, паротита и краснухи в том, что она провоцирует у детей появление аутизма. Позже доклад Уэйкфилда был отозван, опубликована масса опровержений и проведены масштабные исследования (настоящие, в отличие от сфабрикованных материалов Уэйкфилда), которые не выявили никакой — вообще никакой — связи между вакциной и аутизмом (и другими ментальными расстройствами). И тем не менее в СМИ по-прежнему появляются устрашающее публикации, а многие люди избегают вакцинации, что приводит к процветанию инфекционных вирусных заболеваний.
Коровье бешенство, или губчатая энцефалопатия крупного рогатого скота. Здесь можно говорить не столько о фармацевтических войнах, сколько о конкуренции на рынке сельхозпродукции. Так, в середине 90-х в Великобритании была зафиксирована вспышка коровьего бешенства. Угроза была не такой значительной: на сегодняшний день мы знаем всего о 177 случаях летального исхода от болезни Крейтцфельдта-Якоба (которую вызывает у людей коровье бешенство). Но британская говядина навсегда закрепила за собой репутацию «бешеной коровы», что сильнейшим образом ударило по экспорту. Запрет на ввоз британской говядины в страны ЕС был отменен в 2006 году, в Россию — в 2012 году, но это почти никак не сказалось на плачевных продажах.