Глубокая стимуляция мозга: кто и зачем вживляет чипы в мозг человека
Глубокая стимуляция головного мозга (DBS) — это крайняя мера лечения психического здоровья человека. Первоначально разработанный для исцеления судорог, которыми страдают пациенты с болезнью Паркинсона, для многих исследователей этот метод стал потенциально революционным способом лечения психических заболеваний. Дело в том, что для многих пациентов с расстройством психики, наркотические препараты (основной способ лечения) не только не помогают, но часто приводят к ужасным последствиям. Согласно статистике, на «косвенное» лечение не реагируют от 10% до 30% пациентов. Но что, если врачам удастся миновать психологический барьер и работать с проблемой во всех смыслах напрямую?
6 июня 2006 года, врачи из Массачуссетского госпиталя просверлили два отверстия в черепе Лизы Мерфи, страдающей от неизлечимой депрессии, которую не удавалось победить никакими средствами. Они имплантировали в плотный пучок мозговых волокон два электрода, после чего соединили их с двумя проводами, которые под ее кожей вели к ключицам, где располагались два блока батарей, чуть больше спичечного коробка каждый. Когда система заработала, случилось настоящее медицинское чудо: нейростимуляторы исправили «ложные» сигналы самой нервной системы, и Мерфи стала первым человеком в мире, успешно исцеленным от психической болезни с помощью глубокой стимуляции мозга.
Разумеется, даже для современной медицины существует целый ряд серьезных проблем. Во-первых, психические заболевания очень сложны, и далеко не всегда понятно, какой именно отдел мозга отвечает за их возникновение. К примеру, диагноз сильного депрессивного расстройства требует, чтобы у человека наблюдались по меньшей мере 5 симптомов из 9, но у двух человек с депрессией таким образом может быть всего один общий симптом, а в редких случаях его может не быть вовсе. Даже внутри самих областей мозга существуют участки, функции и расстройства которых еще только изучаются.
Далее следуют вопросы этики и морали. Можно ли, вставив чип в чей-то мозг, полностью или частично изменить личность человека? Не приведет ли это к новым психическим расстройствам? Как контролировать такие приборы, и не станут ли они в будущем потенциальным оружием и средством тотального контроля? По сути, электронное устройство в мозгу сродни небольшой бомбе, которая может нанести человеку непоправимый ущерб от простого перегрева и возгорания. Поползли слухи о том, что реальная цель агентства DARPA, плотно занявшегося исследованием этого вопроса, заключается в создании супер-солдат, бесстрашных и абсолютно покорных. К слову, у агентства и в самом деле есть несколько активных проектов по прямой стимуляции мозга, которые направлены не только на исцеление психических заболеваний, но также на восстановление памяти и когнитивных функций у раненых солдат. В книге «Мозг Пентагона», посвященной истории DARPA, ученые надеются, что установка чипов в головной мозг человека и дальнейший анализ нейронной деятельности позволит значительно расширить функции искусственного интеллекта и обучить машину думать как человек. Впрочем, само агентство утверждает, что основная цель заключается все-таки в сугубо медицинском прогрессе и помощи тысячам раненых и больных.
Стоит вспомнить и о Хосе Дельгадо, неврологе из Йельского университета, который в 1970-е годы имплантировал радиоуправялемые электродные массивы животным и даже людям. Его работа наглядно доказала, что стимуляция определенных областей мозга электричеством вызывает у животного определенную реакцию. В частности, одна гитаристка, под влиянием приборов Хосе, мгновенно перешла от умиротворенного состояния к дикой ярости и вдребезги разбила гитару о стену. Другие работы Дельгадо говорят о том, что стимуляция лимбической перегородки может вызвать эйфорию, достаточно сильную для противодействия депрессии и даже боли.
Но что же происходит в современности? Людям вживляют чипы в мозг, и довольно активно. На сегодняшний день более 100 000 пациентов Паркинсона живут с крошечными чипами в мозгу, которые контролируют и подавляют негативные симптомы. Паркинсон по-прежнему является областью наиболее частого использования DBS. В 2009 году FDA одобрило разрешение, позволяющее пациентам с тяжелым обсессивно-компульсивным расстройством получать имплантаты. Все другие виды использования DBS считаются экспериментальными.
Не стоит считать, что все эксперименты проходят одинаково гладко и успешно. В одном из исследований, 43-летний мужчина, страдающий от истощающего синдрома Туретта, получил DBS. Это сработало, но уже спустя год после операции он начал терять свою прежнюю личность. После пробного увеличения дозы электростимуляции, он присел на корточки и начал бормотать что-то «детским, высоким голосом», боязливо закрывая лицо руками. После того, как стимуляция была прекращена, он вернулся в обычное состояние и лишь смутно помнил о случившемся. Выяснилось, что у больных синдромом Туретта осложнения от DBS случаются гораздо чаще, но эта терапия все еще гораздо эффективнее наркотиков.
В некоторых случаях DBS, по-видимому, приводит к побочным эффектам, таким как снижение беглости слов и словесной памяти, депрессии, усилению суицидальных тенденций, тревоги и мании. В других случаях, как, например, у Мерфи, изменений в личности вообще не происходит. Общим аргументом в пользу глубокой стимуляции является то, что DBS, в отличие от лоботомии, можно отменить, просто выключив электрический ток, текущий в мозг. Пациент даже в состоянии кризиса всегда мог просто разрядить батарею. Но некоторые данные свидетельствуют о том, что это действительно вызывает долговременные, необратимые последствия, такие как повреждение мозговой ткани. Полная степень этих эффектов пока неизвестна. Вы можете более подробно ознакомиться с исследованиями в данной области, прочитав статью Кристен Браун на портале Gizmodo.