В ближайшие 5 лет Россию и Европу ожидает рост рынка мобильных финансовых услуг
Согласно данным нового исследования компании Frost & Sullivan «Мобильные финансовые услуги — анализ рынка и технологий» (Mobile Financial Services — A Technology and Market Analysis), в течение следующих шести лет в Европе ожидается увеличение количества пользователей мобильных банковских услуг в четыре раза. Кроме того, согласно прогнозам, к 2018 г. объем мобильных транзакций увеличится до €72,33 млрд.
«Этот потенциал на европейском рынке мобильных услуг связан ростом популярности смартфонов, — пояснил Марио Фернандес (Mario Fernandez), отраслевой аналитик Frost & Sullivan. — В 2011 году в Северной и Западной Европе объем продаж смартфонов составил более 50% от общего объема продаж телефонов. Страны Восточной Европы быстро догоняют своих западных соседей по этому показателю».
В технологическом плане на рынке в настоящее доминируют услуги на базе SMS. Вместе с тем, Frost & Sullivan отмечает растущую значимость интернет-приложений для распространения мобильного банкинга и мобильных платежей в краткосрочной и среднесрочной перспективе. В странах, где создается и развивается инфраструктура для бесконтактных технологий, основополагающую роль в расширении рынка мобильных платежей в долгосрочной перспективе будет играть технология NFC (беспроводная связь ближнего радиуса действия).
«Сотрудничество компаний сферы телекоммуникаций, финансовых услуг и ИТ обусловит дальнейший рост рынка мобильных платежей, — продолжил Марио Фернандес. — Аналогичным образом, более активное использование банками мобильных каналов станет стимулом для рынка мобильного банкинга».
Наличие проверенных бизнес-моделей и то, что пользователи в целом удовлетворены текущим качеством проведения платежей или оказания услуг отделениями банков, являются сдерживающими факторами, которые негативно влияют на развитие мобильных финансовых сервисов, отмечается в отчете Frost & Sullivan. Кроме того, мобильные услуги сегодня преподносятся пользователям как универсальное предложение, хотя преимущества от их использования не так очевидны для пользователей. В результате конечные пользователи отдают предпочтение не мобильным, а традиционным каналам, таким как отделения банков или онлайн-банкинг.
«Поставщики услуг и разработчики должны совместно трудиться над созданием клиентоориентированных мобильных финансовых сервисов, обеспечивающих максимальное удобство для потребителя, — подчеркнул Марио Фернандес. — Использование уникальных преимуществ мобильных устройств наряду с клиентоориентированным подходом создает дополнительную “ценность” услуги в глазах потребителей».
В России рынок мобильных финансовых сервисов не так хорошо развит как в Западной Европе. Однако, Frost & Sullivan прогнозирует стремительный рост этого рыночного сегмента. Так, ожидается, что объем мобильных транзакций увеличится до €4,8 млрд к 2018 г.
Как полагают в Frost & Sullivan, большинство мобильных финансовых платежей будет осуществляться через интернет. «С ростом популярности смартфонов в России мы будем наблюдать рост рынка мобильных интернет-платежей. Один из определяющих факторов развития данного рынка это — поведение потребителей. В России не так широко распространена безналичная форма расчетов пластиковыми картами, как, например, в Западной Европе. Этот факт может стать дополнительным стимулом для развития новых форм оплаты», — подвел итог Марио Фернандес.
© CNews