ФАС раскритиковала законопроект об ограничениях для онлайн-кинотеатров во время его обсуждения в Госдуме

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) раскритиковала законопроект об ограничении иностранного владения работающими в России видеосервисами, разработанный крупнейшими медиакомпаниями и операторами связи страны, пишут «Ведомости». В Минкомсвязи и Роскомнадзоре при этом не увидели в документе угроз для бизнеса.

Во время обсуждения законопроекта в комитете Госдумы по информполитике 13 декабря начальник управления регулирования связи и ИТ ФАС Елена Заева заявила, что ограничение иностранного участия в капитале видеосервисов приведёт к сокращению участников рынка онлайн-кинотеатров.

«С одной стороны, мы пишем разные дорожные карты о привлечении в страну иностранных инвестиций, а другой рукой, получается, вводим нормы, которые эти инвестиции ограничивают», — сказала Заева.

Она также указала на тот факт, что ограничения не распространяются на сервисы с пользовательским видеоконтентом, что не в полной мере соответствует цели обеспечения национальной безопасности, о которой говорил соавтор законопроекта, депутат от ЛДПР Андрей Луговой.

«Самое востребованное видео — это пользовательский контент, а мы на него ограничения не распространяем. Тот же видеосервис YouTube абсолютно неподконтролен, о какой национальной безопасности можно говорить», — заявила Заева. Она добавила, что если закон принимается, его требования должны распространяться на всех игроков рынка.

ФАС попросила комитет определить, важна ли конкуренция на этом рынке, или же важнее тот факт, что видеосервисами будут владеть только российские компании.

Луговой в ходе заседания не смог чётко объяснить, чем государству мешают иностранцы, владеющие онлайн-кинотеатрами, пишут «Ведомости». Депутат лишь сказал, что они влияют на общественное мнение, размещая, например, рекламу «разной направленности».

Директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин возразил на это, что легальные онлайн-кинотеатры размещают рекламу только от официальных селлеров — Gazprom-Media Digital и IMHO Vi.

Лугового поддержала глава департамента государственной политики в области СМИ Минкомсвязи Екатерина Ларина. По её словам, видеосервисы также могут влиять на пользователя, размещая определённый контент на главной странице своих сайтов.

Ларина отметила, что в Минкомсвязи не видят угроз для российских сервисов в случае принятия закона. «Что касается иностранных стратегических партнеров, которые приходят сюда с иключительно экономическими целями, предусмотрена даже возможность согласования через правительственную комиссию по иностранным инвестициям», — цитирует её RNS.

Замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин также не увидел в принятии документа угроз для бизнеса. «Это не запретительный законопроект, это скорее здоровый национальный протекционизм», — сказал он.

Президент Медиакоммуникационного союза (МКС) Павел Степанов заявил, что законопроект готов к принятию в первом чтении, к нему «нет никаких замечаний».

Гендиректор онлайн-кинотеатра ivi Олег Туманов предупредил, что через пять лет после принятия закона 80–90% рынка поделят между собой Google, Apple, и YouTube как часть Google. «Netflix также будет существовать, но за пределами России, куда российские пользователи будут заходить через VPN. Вот чем закончится принятие законопроекта в текущих формулировках», — сказал Туманов.

Руководитель комитета Госдумы по информполитике Леонид Левин по итогам заседания предложил создать при комитете рабочую группу, которая решит, имеет ли этот законопроект право на существование.

Инициатива введения ограничений для видеосервисов принадлежит МКС, в который входят представители «Газпром-медиа», «Национальной медиа группы» (НМГ), «CTC медиа», «Цифрового телевиденияе» («дочка» ВГТРК и «Ростелекома»), «Ростелекома», «Мегафона», «Вымпелкома» и других операторов и медиахолдингов.

В ноябре депутаты Андрей Луговой (ЛДПР) и Шасмаил Саралиев («Единая Россия») внесли законопроект в Госдуму. Из документа следует, что норма об ограничении иностранного владения не распространяется на сервисы с пользовательским контентом, стратегические компании, на объекты международных соглашений или тех, кому специальное разрешение выдала правительственная комиссия по иностранным инвестициям.

Представители онлайн-кинотеатров неоднократно выступали с критикой законопроекта. Об опасности его принятия для поисковых сервисов также предупреждали Mail.Ru Group и «Яндекс». Кроме того, отрицательное заключение на законопроект выдали и эксперты из группы «Связь и ИТ» при правительстве России. По их мнению, члены МКС пытаются монополизировать рынок онлайн-видео.

Статьи по теме

©  vc.ru