Есть ли в «Телеграме» место и аудитория для новых каналов?

Да, но за них нужно побороться. И начинайте уже сейчас

В избранное

В избранном

Еще год назад каналы в «Телеграме» были непонятной историей, а теперь их завели как будто бы все, а у пользователей мессенджера есть свой список подписок. Мы в агентстве VIRUS тоже работаем с «Телеграмом» и недавно задались вопросом: насколько эта сфера уже насыщена контентом? Есть ли место для новых стильных, модных, молодежных (или не очень) проектов?

Эта колонка не претендует на звание аналитического текста, зато поможет определиться и повысит мотивацию тем, кто давно хотел, но не решался создать свой канал.

Теория

В августе Антон Проценко (автор канала @aboutSMM) написал колонку о перспективных нишах в «Телеграме». В выводах он говорит:

  • самые популярные сферы каналов юмор и развлечения,
  • много каналов о СМИ, маркетинге и бизнесе,
  • среди каналов с товарами маленькая конкуренция, но их доходность непонятна,
  • перспективнее всего каналы о музыке, искусстве, литературе, языках, экономике.

Медиа-исследователь Юлия Загитова (автор канала @breakingtrends) на основе исследования Проценко сделала свои выводы о свободных нишах для каналов (чем меньше процент, тем «больше места» для канала этой сферы, по мнению Загитовой).

Опыт агентства

Мы ведем 15 каналов с самыми разными тематиками, от авторского развлекательного сообщества до узкотематического, по теме digital. В пяти каналах около 15 тыс. подписчиков (в каждом), в остальных десяти — больше двух тысяч (в каждом).

Для продвижения мы использовали посевы во «ВКонтакте», телеграм-каналах и даже в Instagram. Чтобы продвигать новые каналы сейчас уже нужны бюджеты. Идеально, когда вы «переливаете» аудиторию из уже сформированных сообществ на других площадках.

По нашим наблюдениям, Telegram — это тренд, который подхватила современная активная молодёжь, и я сейчас говорю про платежеспособную аудиторию 25–30 лет. Она читает, подписывается, с удовольствием переходит по ссылкам.

Охотнее аудитория присоединяется к общетематическим развлекательным каналам. В сообщества со сложной, узкой направленностью привлечь подписчиков труднее. Также прослеживается тренд на авторские каналы. Уникальный, тематический контент набирает всё большую популярность. Как результат — органический охват записей до 80% от числа подписчиков.

Еще один плюс площадки — нет сторонней рекламы. Владельцы каналов, если и встраивают рекламу, то делают это максимально органично. Так что и рекламные записи показывают хорошую статистику.

Мой коллега Даниил Лазарев считает, что даже несмотря на новый спор «Телеграм» с властями, на этот раз — с ФСБ (компания Павла Дурова отказалась выбрать правоохранителям ключи шифрования сообщений) у мессенджера в России яркое будущее. Учитывая телеграм-каналы политических деятелей и госструктур, навряд ли дело дойдет до блокировки мессенджера.

На днях появилась русскоязычная версия Telegram

Поэтому бизнесу уже сегодня нужно строить коммуникацию с клиентами через этот канал. Что интересно, в последнее время, практически каждый запрос на digital PR в наше агентство от брендов сопровождается интересом к «Телеграму». Компании, буквально, «сносят двери» в этот мессенджер.

Мнения популярных и начинающих авторов

Мы поговорили с авторами каналов. Опросили как опытных блогеров, которые ведут каналы практически с появления этого инструмента в «Телеграме», так и начинающих авторов. Если обобщить их ответы, выводы такие: Если вы все еще собираетесь заводить канал в «Телеграме», делайте это быстрее.Свободные темы есть, главное их нащупать и придумать свою подачу.Пользователи в «Телеграме» стали разборчивее. Им нужен качественный контент, а не агрегация и копипасты.

Сергей Козырев Автор канала «Каталог Telegram»

Считаю, что сейчас самое время успеть завести канал в «Телеграме». Особенно в последний месяц-полтора заметил большой приток людей с небольшими, только созданными каналами. Обычно каналы авторские различной тематики. Некоторые пытаются повторить успех «Бывшей», создавая подобные каналы с цитатками на разные темы.

Пробиваться с молодым каналом конечно сейчас намного сложнее, чем полгода-год назад, так как у многих пользователей уже много каналов, на которые они подписаны. И они теперь выбирают те, которые действительно интересны, с хорошим контентом. Отписываются, если в канале много рекламы, либо пиарят казино или мошеннические схемы.

Каналы каких тематик стоит создавать сейчас, показывает исследование Антона Проценко. Действительно, много молодых, но быстро растущих каналов о криптовалюте. Хорошо растут каналы о товарах, политические и для развлечения.

(https://t.me/CatalogTelegram 20,1 тыс. подписчиков)

Я считаю, что в 2017 году «Телеграм» был лучшим способом прокачать свой персональный бренд. Это была в полной мере новая, свежая аудитория, которая быстро потребляла контент, сразу понимала, где контент хороший, где плохой.

Думаю, готовясь создавать канал, нужно рассуждать из того, что удобно потреблять в «Телеграме», потому что это специфическая среда. К посту можно прикрепить файл, рисунок, видео — именно эту возможность нужно использовать. В «Телеграм» удобно потреблять тексты, которые умещаются на одном экране.

Заходить в «Телеграм» не поздно. Направленность канала может быть любая, потому что главное — это способ и манера донесения информации. Не нужно делать еще один канал про бизнес, про то как заработать первые 100 тысяч — потому что в «Телеграме» не та аудитория, очень малое количество людей хотят следить за чем-то неинтересным.

Лучше писать про то, что уже является частью жизни. Работаете журналистом — пишите про фактчекинг. У вас всегда будет фактура и материал. А если вы биолог, но хотите писать о кино — рано или поздно одно перекроет другое. Телеграм-каналы в некотором роде отражение профессиональной деятельности человека. По крайней мере, в России оно так сложилось.

Что касается свободных направлений, то абсолютно свободен сегмент недвижимости. Никто нормально не объясняет, что происходит с рынком. Плохо обстоят дела с финансовой аналитикой. Есть некоторое количество блогеров-трейдеров, у которых нет имени во вне, но они что-то пытаются писать. Верить этой информации странно. Если кто-то начнет писать про микроэкономику, это точно будет читаться.

Есть каналы, которые публикуют лекции TED. Но у нас огромное количество лекций у разных платформ, записи выступлений профессоров разных университетов — и они нигде не агрегируются. У нас нет каналов, посвященных школьному образованию.

Набор аудитории — это игра в долгую. Я по себе вижу: после любого поста (неважно, насколько он хорош, плох) люди отписываются и подписываются. Но количество подписчиков — это неправильная метрика. Она важна только для развлекательных каналов. Если канал рассказывает, как купить квартиру (правильно оформить документы, не «пролететь» с риелтором и т.д.) — у автора не может быть 100 тыс. подписчиков, потому что у нас нет такого количества человек с потребностью купить квартиру. Зато те, кто вопросом озабочен, будут читать канал, возможно, будут пользоваться услугами автора, как эксперта — в этом профит телеграм-каналов. Ты позиционируешь себя как эксперт в очень узкой области. Поэтому смысла в большой аудитории нет, это устаревшая метрика из «ВКонтакте» и «Одноклассника».

Главное, не путать «Телеграм» с «Инстаграмом», «ВКонтакте» или личным блогом. Там не нужны личные фотографии и т.п., если в дальнейшем вы хотите его монетизировать.

(https://t.me/internetanalytics 24,8 тыс. подписчиков)

Алексей Никушкин, Автор канала «Интернет-аналитика»

Григорий Чатчан (https://t.me/digital_bdsm 6 тыс. подписчиков)

— Мне все время кажется, что свободных ниш в Telegram нет, пока не встречаю очередной новый канал с оригинальной идеей. Но это необязательно новая ниша. Это может быть уже задействованная ниша, но с новой концепцией контента.

Сейчас самое время завести канал. Популярность Telegram только растет. Это как купить доллар по 40 рублей, зная, что он будет стоить 60. Вы сейчас вкладываетесь в Telegram, а через месяц ваши вложенные 100 тысяч превращаются уже в 300–500–1000000.

Но так долго продолжаться не может. Дело в том, что пока не все бренды, не все «богачи», не все СМИ и паблики вошли с огромными инвестициями в Telegram, сюда есть вход. Пока что за 150 тысяч можно сделать 15-тысячный канал и вы будете в топе в рейтингах. Но когда все люди, которых я назвал войдут в мессенджер, то 150 тысяч будет мало, чтобы стать топовым каналом.

Я думаю, что где-то год еще есть до того момента, когда рост прекратится и бум Telegram пройдет. Тогда цена за рекламу будет дешевле, а отдача от нее будет хуже, а значит подписчик будет стоить не 10 рублей, а 20.

Высокая конкуренция заставляет людей придумывать новые методы подачи контента, но как бы там ни было авторские посты всегда побеждают тематические. Ситуация в Telegram заставляет людей постоянно улучшать контент, поэтому такой канал как «Бывшая» проживет максимум год, потом всем станет скучно это читать. Я сам уже подготовил несколько новинок в контенте, но это пока секрет.

Александр Марфицин (https://t.me/writingtools 5 тыс. подписчиков)

— В «Телеграме» относительно мало пишут про обычную жизнь, тут всё так или иначе связано с цифровой индустрией. Есть каналы про путешествия, кино, еду, сериалы, фильмы, но очень мало, например, про покупки, мебель, обустройство жилья, строительство. Но эти тематики, вероятно, не очень интересуют аудитория мессенджера. Или же каналы на эту тему есть, но они настолько малы, что мы о них толком ничего не слышали.

Думаю, заводить канал никогда не поздно, но надо понимать, что бесплатно набрать аудиторию с течением времени всё тяжелее. Особенно, если вы хотите заводить канал по теме, которая и так хорошо освещается. Например, я стал вести канал с февраля, и только сейчас приблизился к отметке в 5 тысяч подписчиков. Наверняка сказывается и «узость» темы. Но ключевое, как мне кажется, заключается в том, что начал позже некоторых коллег. Тем не менее, потребность в авторском голосе и стиле никогда не угаснет, и если вам есть что сказать, обязательно действуйте.

Качество контента меняется и есть разнонаправленные движения. С одной стороны, в целом контент несколько упрощается (канал «Бывшая» — отличный тому пример). Это нормальная история, связанная с популяризацией «Телеграма», многие люди заходят сюда с той же целью, что и в соцсети — поразвлечься. С другой, многие администраторы начали использовать непривычные форматы, например, записывают микроподкасты с одного дубля, делают мини-квесты на основе опросной механики, показывают себя подписчикам с помощью круглых видеосообщений.

Саша Жуковская (https://t.me/dddjournalism 12,5 тыс. подписчиков)

— Свободные ниши есть — про кулинарию, одежду, автомобили, и вообще все такое лайфстайл. Экономических хороших каналов тоже очень мало, в основном новостные, неновостные большая редкость. И как ни странно, до сих пор можно спокойно приходить с темами про маркетинг, бизнес, инвестиции, потому что процентов 90 каналов об этом ведутся теоретиками, «мамкиными миллионерами». Профи не так много, как кажется.

Заводить канал сейчас самое время. Продвигаться немного сложнее, меньше желающих пропиарить или добавить в каталог бесплатно, но хороший контент как был в цене, так и остается. Я сама помогаю бесплатно хорошим маленьким каналам, либо рекламой с большой скидкой, либо местом в бесплатной подборке. Сейчас аудитория больше, канал может за неделю 3–5 тысяч подписчиков набрать. Когда я заводила свой, это было огромной цифрой :)

В «Телеграме» есть три «группировки» контента: каналы-клоны пабликов «ВКонтакте», перешедшие со своим уставом в местный монастырь, каналы-узбеки (то есть каналы с ширпотребным контентом, как правило, копипастой из интернета, тематики самые разные, но в основном развлекательные) и авторские.

У первых двух качество ни хуже, ни лучше не становится, у последних становится только лучше. И с ними соревноваться за внимание аудитории труднее. Я начинала с обычных новостей с коротким комментарием, а теперь перевожу исследования, транслирую конференции, беру интервью у журналистов — это уже мало похоже на просто канальчик по фану, это уже медиаресурс. Самое простое — писать про то, что нравится лично тебе. Когда ты канал заводишь не ради «перспективной ниши», а ради собственного удовольствия, качество растет по нарастающей само.

Настя Абрамова (https://t.me/CosmicComics 1,3 тыс. подписчиков)

— @CosmicComic мой первый и единственный канал, а веду я его с апреля этого года

Я графический дизайнер и иллюстратор по образованию, в 2015 году защитила магистерскую диссертацию по теме комиксов. Для нее долго и упорно искала примеры, которые сломали бы представление о том, что комиксы только про супергероев и только для детей. В какой-то момент мне захотелось об этих вещах рассказать другим — и так появился канал. Тему я выбрала просто потому, что она мне очень интересна.

Глобальная цель канала — открыть людям глаза на возможности комикса и вдохновить других. Мини-цель — удивиться самой и немножко разобраться в индустрии.

Что касается новых каналов и свободных тем, думаю, что-то интересное можно всегда. Главное заводить канал не с целью заработать денег, а из искреннего интереса к теме. И я уверена читатели найдут вас :)

Алексей Гагарин (https://t.me/peoplewrite 52 подписчика)

— @Peoplewrite — это мой первый канал. Веду его с 1 октября. Собирать контент начал чуть раньше: чтобы в первые дни было что показать.

Время от времени читаю отзывы о компаниях и нахожу шедевры. Поначалу кидал их друзьям, а потом подумал: если это смешно для нас, то наверняка понравится и другим.

Канал веду по фану. Мысли вроде: «Ну ок, ща нагоню пять тыщ подписчиков и загажу ленту рекламой», — от лукавого.

«Телеграм» показался мне свежей и бодрой площадкой для своего блога, потому что традиционные площадки давно превратились в рекламную помойку. Кроме этого, мне нравится его аскетичность: с точки зрения инструментов у автора есть всё нужное и ничего лишнего. Прибавьте к этому неповторимую интимность мессенджера и получите блог мечты.

Ольга Лукинова (https://t.me/digitaletiquette 589 подписчиков)

— @digitaletiquette — это мой первый и единственный канал. Я создала его полгода назад. В своем канале я рассказываю, как не бесить друг друга в интернете. Я хотела сделать канал для своих коллег, чтобы все прочитали и перестали писать в мессенджеры по ночам, отправлять письма без темы и флудить в рабочих чатах. Но оказалось, что тема наболела у многих.

Поскольку весь контент уникальный, то иногда очень сложно соблюдать ритм и писать регулярно. Для этого я сбавила темп: пишу не один пост в день, как изначально планировала, а 2–3 поста в неделю.

Самое неожиданное — теперь приходится намного внимательнее следить за собой. Я пропагандирую экологичное поведение в интернете и уже не могу позволить себе писать ночные письма или постить котят (хотя иногда очень хочется).

«Телеграм» — платформа, которая идеально подходит для публикации не очень объемных регулярных обновлений. При помощи ботов он умеет делать много полезных вещей. Но самое главное — высокая доставляемость контента. Почти все мои посты имеют просмотров больше, чем количество читателей у канала.

Думаю, в «Телеграме» есть ещё очень много незанятых ниш. Нет смысла пытаться сделать очередной канал про юмор или, например, маркетинг — этого слишком много. Но если найти узкую острую тему, то на неё обязательно придут читатели.

Мария Кулак (https://t.me/zhgoogl 161 подписчик)

— @zhgoogl мой первый канал. Веду его с 27 сентября. Решила вести канал о том, что мне самой интересно и нужно. В работе копирайтера важно грамотно писать, поэтому таким образом я решила прокачать и свою грамотность, и чтобы людям было полезно.

Глобальная цель — самоорганизация. Надеюсь, что канал выработает во мне привычку делать что-то регулярно.

«Телеграм» выбрала из-за формата. В моем представлении блог — это статьи, глубокое раскрытие темы, иллюстрации к ним. А в «Телеграме» все просто: захотел — написал лонгрид в «Телеграфе» и закинул ссылку, захотел — оставил голосовое сообщение, видео, коротенький пост. Я не вижу привязки к определенному формату, и мне кажется это удобным.

Думаю, место для новых каналов есть. Причем у всех желающих. Вопрос только какое место займет канал — балкон на третьем этаже театра или первый ряд. Искренне считаю, что выстрелить может только тот канал, который дает какую-то пользу, или автор умудрился забежать впереди трендов и ухватить какую-то тему или нишу первым.

Павел Сахнов (https://t.me/Neologism 195 подписчиков)

— @Neologism — это не первый мой канал. Я начал вести для себя несколько каналов, в которые скидывал ссылки и статьи по интересам. Чтобы не смешивать тематики. Потом я стал общаться с другими авторами каналов в чатах и решил, что тоже могу попробовать делать что-то для публики. Так завёл 6 небольших каналов.

«Телеграм» выбрал, потому что он, на мой взгляд, еще не так осажден, как другие подобные площадки. Он только начинает собирать публику. Проще привлечь аудиторию. «Телеграм» реально удобен для авторов и читателей. Я не специалист по площадкам, но из всего, что я пробовал, по ощущениям он самый приятный для меня как для читателя и как для автора.

Сложность в основном одна — время. Но мой контент делается не сложно. Самое трудно выбрать слово, чтобы оно было не совсем уж тупым. Иногда сомневаюсь долго.

Еще бывает думаешь «блин, ну кому это интересно?» Но потом попускает. Я, добавил в канал возможность ставить лайки и дизлайки постам, чтобы понимать, интересно ли это еще? Пока количество лайков больше дизлайков, буду продолжать.

Максим Вечкин (https://t.me/listenpodcast 42 подписчика)

— Первый пост в @listenpodcast я сделал 27 сентября. Я просто люблю слушать и находить классные подкасты. Мне нравится, как эта индустрия растет и развивается за рубежом и совсем не нравится, как дела обстоят в русскоязычном сегменте. И если говорить о какой-то глобальной цели, то мне очень хочется стать таким мини-медиа (есть такой термин?), где подписчики смогут читать об индустрии в целом и находить подкасты для себя.

Первый канал о подкастах я завел на «Яндекс.Дзене», чтобы вообще понять будет ли это интересно хоть кому-нибудь. «Дзен» для этого идеально подходит — все, что тебе надо: писать контент, площадка сама найдет читателя (или не найдет). Эксперимент оказался удачным: показы, просмотры и количество подписчиков растет. Следующий шаг — канал в «Телеграме». Здесь аудиторию может быть найти и сложнее, но она будет максимально заинтересована в твоем контенте.

Я думаю, что места для новых проектов еще очень много — качественного, умного контента всегда мало и если он у вас есть, то весь вопрос упирается только в его дистрибуцию, но и это, как видите, решаемо.

©  vc.ru