Социальные сети: на пороге информационной революции
На очередном заседании пресс-клуба «Билайн», в котором принимал участие наш специальный корреспондент Александр Семенов, эксперты обсуждали тенденции развития социальных сетей, их влияние на жизнь пользователей, культуру общения, а также прогнозировали трансформацию традиционных СМИ с появлением мобильных версий сетей.
На заседании дополнительно поделились своим мнением по знаковым вопросам эксперты:
Еще вчера для выхода в популярные соцсети и общения с друзьями был нужен компьютер с доступом в Интернет, это означало, что большая часть населения России не имела возможности пользоваться ими, хотя и были осведомлены об этом популярном он-лайн развлечении. На вопрос, грядет ли новый бум соцсетей благодаря упрощению доступа к ним через смартфоны и КПК, эксперты ответили неоднозначно. Многие считают, что бум уже позади и со временем интерес к соцсетям потухнет, поклонники конечно останутся, но тенденция вести аккаунт перестанет быть массовой. В то время как другая половина экспертов убеждена, что бум социальных сетей еще не прошел, а наоборот, их популярность только набирает обороты, ведь социальные сети для многих их завсегдатаев уже превратились в Интернет - внутренние сервисы, новости, поиск музыки, рефератов, вся эта информация сосредоточена в сетях и добывается посредством друзей.Надежда Шевцова, департамент мобильного интернета, ОАО «ВымпелКом» Наталья Потапова, руководитель службы открытых партнерских программ, ОАО «ВымпелКом» Светлана Емельянова, консультант J'son & Partners Consulting Илья Дронов, директор по развитию продуктов компании SUP Роман Челюскин, шеф-редактор LiveJournal.ru Надежда Анциферова, председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Review Евгений Козлов, Менеджер продуктов компании Fly (твиттерянин)
В подтверждение второго мнения, J'son & Partners Consulting приводит следующую статистику: в 2010 году количество интернет-пользователей в России составляло 64,4 млн. человек, а к 2015 году их число превысит 97 млн человек. Более того, согласно прогнозам, к 2015 году аудитория социальных сетей в России удвоится. Среди активных пользователей социальных сетей в России около 10% пользовались мобильными версиями в 2010 году.
По данным собственной статистики ОАО «ВымпелКом», среди абонентов «Билайн» пользуются аппаратами с поддержкой Интернета, всего 73%, из них меньше половины выходят в Интернет с мобильного телефона. Согласно исследованию, проведенному компанией TNS, население земного шара понемногу отказывается от таких традиционных поставщиков новостей и мультимедийного контента, как газеты, телевидение и радио, отдавая предпочтение Интернету. Многие люди теперь называют Интернет главным источником информации и основным каналом доступа к развлекательному контенту. Следовательно, информацию становится все труднее контролировать, и с этим утверждением согласилось большинство экспертов.
Излишняя зарегулированность традиционных СМИ со стороны государства ведет к тому, что им никто не верит, и «прогрессивная общественность» черпает новости из соцсетей. На события, получившие резонанс в сети, вынуждены реагировать первые лица государства. Постепенно блогеры становятся влиятельными источниками информации, во что невозможно было поверить пару лет назад, что еще раз подтверждает динамику развития соцсетей, считает Наталья Потапова, руководитель службы открытых партнерских программ, ОАО «ВымпелКом». Естественно, влияние традиционных СМИ и дальше будет падать, однако тотального отказа от них не произойдет, так как смерть традиционных СМИ привела бы к отсутствию системы координат во всем информационном поле, считает Илья Дронов, директор по развитию продуктов компании SUP.
Наталья Потапова, руководитель службы открытых партнерских программ, ОАО «ВымпелКом», считает наиболее перспективными площадками для продвижения контента именно соц..сети, объясняя это тремя факторами.
Первая причина - отсутствие цензуры, вторая- формирование группы последователей вокруг «авторитетов мнения», а третья - «мой близкий круг», когда информация распространяется по принципу доверия.
Также на пресс-клубе специалисты ОАО «ВымпелКом» рассказали о нулевых версиях социальных сетей для мобильных устройств, какие тенденции и перспективы у нулевых версий на данном этапе и для чего они пользователям соцсетей. В свою очередь эксперты поделились своими прогнозами развития этого направления, подчеркнув, что считают мобильные версии соцсетей эволюционным этапом развития мобильных устройств и популяризации Интернета как такого. Опция «нулевая версия» позволяет приучить абонентов к пользованию соцсетями через мобильный телефон, благодаря облегчению процесса выхода в сеть. « Грань между мобильным и полноценным сайтом будет постепенно стираться, и в конечном итоге они будут различаться лишь размерами экрана», считает Илья Дронов, директор по развитию продуктов компании SUP.
Специалисты ВКонтакте сообщают, что рост аудитории мобильной версии опережает рост посещаемости основной версии социальной сети. Еще в сентябре мобильной версией сайта пользовались 250 000 пользователей. И каждый месяц цифра удваивалась, а после запуска нулевой версии выросла на 500 000 только за одну неделю. В середине ноября посещаемость составляла 1 800 000. Популярность мобильной версии усиливают SMS-оповещения, которые присылают пользователям уведомления с предложением пройти по ссылке и посмотреть их. Ежедневно 250 000 SMS-уведомлений отправляется абонентам «Билайн». ВКонтакте считает развитие этого направления крайне перспективным.
Статистика ЖЖ показывает, что блогеры так же нашли функцию оповещений удобной, количество смс от сети к абоненту за последние две недели увеличилось более чем в 2 раза (информация на 15 ноября). В русскоязычном ЖЖ зарегистрировано более 4 миллионов аккаунтов, эта цифра увеличивается на миллион каждые 9-10 месяцев, а среди пользователей русскоязычной мобильной версии ЖЖ около 30% выходят в Интернет с iPhone, 24% - с телефонов с Android, владельцев BlackBerry - 14%. Аудитория мобильной версии русскоязычного LiveJournal за год выросла на 91%, то есть почти в два раза.
Версия 0.facebook.com демонстрирует ежемесячный рост пользователей в среднем на 30-50%. Так например за 4 месяца работы нулевой версии наблюдается явная динамика по количеству уникальных пользователей и трафику, и всего за период с 1 по 15 ноября количество уникальных пользователей составляло более 150 тысяч человек, что значительно больше августовских цифр за полный месяц.
На вопрос, станет ли мобильный телефон основной точкой входа в социальную сеть, все эксперты ответили единогласно, считая, что мобильный телефон дает все большую свободу общения. «Передача голосом» со временем будет терять популярность, в то время как Интернет меняет подход к распространению информации. Мобильный телефон всегда под рукой, в нем есть выход в Интернет, камера и другие возможности, что способствует расширению объема и типа информации, которой готовы делиться пользователи.
В качестве примера можно привести Twitter, мобильность которого и стала ключом к его распространению. Более того, все крупные компании стали делать мобильные приложения для доступа к своим услугам, а проникновение 3G выступает драйвером роста потребления мобильных услуг.
А с большим проникновением смартфонов, на которые можно установить удобные мобильные версии любимых соцсетей, их популярность будет только расти. Согласно прогнозам Morgan Stanley к 2012 число проданных смартфонов превысит суммарные продажи PC и ноутбуков/нетбуков, что лишь подтверждает уверенность экспертов касательно динамики распространения мобильных версий сайтов.
Число пользователей соцсетей будет увеличиваться вместе с развитием обычного Интернета. По мнению Надежды Шевцовой, департамент мобильного интернета, ОАО «ВымпелКом», мобильный аккаунт в ближайшей перспективе (1-2 года) в основном все же будет дополнением, точкой доступа к «большому» сайту, но не единственным входом в соцсеть. Однако, в более далекой перспективе ситуация будет сдвигаться в сторону мобильной точки доступа к сети.
Пользователям мобильного Интернета от «Билайн» на данный момент доступны следующие услуги: «Безлимитный серфинг с Opera Mini», бесплатное использование текстовых версий «0.facebook.com» и «0.vkontakte.ru», бесплатные SMS-оповещения из социальных сетей «ВКонтакте», LiveJournal, Одноклассники, Facebook. Специальное тарифное предложение «Безлимитный интернет + Wi-Fi» для пользователей iPhone Москвы и Московской области.
Рассуждая о влиянии социальных сетей на культуру общения и русский язык, большинство экспертов сошлось во мнении, что язык является лишь методом коммуникации и постоянно развивается вместе с обществом. Язык трансформируется, имеется тенденция к сокращению слов и фраз с целью экономии времени, однако грамотность остается ключевым требованием к распространению информации.
Ранее редакция THG.ru отметила, что все наши читатели пользуются браузерами, которые позволяют просматривать web-страницы. Сегодня на рынке представлены пять наиболее популярных решений, многие из которых обещают высокую скорость или непревзойдённое удобство. Мы решили проверить производительность браузеров в наиболее распространённых сценариях. Предлагаем ознакомиться с результатами тестов пяти браузеров: Chrome, Opera, Safari, Firefox, Internet Explorer. Во второй части мы улучшили методику и изменили некоторые тесты.