Джимми Уэйлс: «Терпеть неудачи в бизнесе — то, что мне удается лучше всего»
Эволюция проектов основателя «Википедии» от онлайн-доставки еды до сервиса для борьбы с ложными новостями.
Джимми Уэйлс рассказал о своем предпринимательском опыте на лекции, организованной Институтом «Стрелка» и Binary District. Предприниматель объяснил, почему не хочет монетизировать «Википедию» и WikiTribune, рассказал о «потрясающей бизнес-идее», которая закончилась преследующими компанию спамерами, и признался, что зачитывается обсуждениями пользователей.
Отношение Джимми к бизнесу
Важно понять, что сотрудничество возможно и нужно. Если вы хотите делать масштабные вещи, нужно прислушиваться к людям.
Джимми Уэйлс
Основатель «Википедии» шутит, что его лучшие проекты основаны на «череде ужасных бизнес-решений», а терпеть неудачи в бизнесе — то, что удается ему лучше всего.
Мои неудачи научили меня проваливаться быстрее. Не привязывайте свое эго к конкретному проекту и, самое главное, получайте удовольствие от бизнеса. Когда вы занимаетесь чем-то интересным, и считаете, что это важно, даже если вы потерпите неудачу, вы потратили свое время не зря.
Джимми Уэйлс
Доставка еды из ресторанов
В 1996 году Джимми Уэйлс начинал свою карьеру в Чикаго, в компании, торговавшей ценными бумагами и опционами. Работая в офисе, предприниматель заметил, что доставка еды производится неэффективно — люди вынуждены долго общаться по факсу или телефону, чтобы сделать заказ.
Тогда Джимми пришла в голову идея перенести заказы на онлайн-платформу. Однако предприниматель обогнал свое время: рестораторы проект не оценили, и он остался нереализованным.
Когда я в 1996 году сказал, что в будущем еду можно будет покупать в интернете, владельцы ресторанов посмотрели на меня как на марсианина. Они говорили: «В интернете? Ты что, сдурел?» Я рано пришел к ним с этой идеей.
Джимми Уэйлс
Первые онлайн-агрегаторы доставки появились десять лет спустя. Сейчас мировой рынок доставки еды составляет €83 млрд.
Онлайн-журнал Bomis
Предприниматель старается не упоминать об этом проекте: в 2005 году Джимми Уэйлс вырезал часть информации о Bomis из своей биографии на «Википедии». Согласно правилам платформы изменение страниц о себе неприемлемо. Позднее предприниматель охарактеризовал свои действия как «дурной тон». Помимо этого бизнесмен называл клеветой статьи, в которых говорилось о том, что он сделал состояние на мужском журнале.
В 1996 году предприниматель основал онлайн-журнал Bomis. Название проекта расшифровывается как «bitter old men in suits» — озлобленные мужчины в костюмах. Контент сайта был ориентирован на мужскую аудиторию: Bomis публиковал материалы о спорте, автомобилях и женщинах.
Платформа приобрела популярность, когда сконцентрировалась на контенте для взрослых, пишет The Economist. Рекламный директор Bomis в интервью журналу сказал, что 99% поисковых запросов были связаны с эротическим контентом. The Atlantic охарактеризовал сайт как «интернет-Playboy».
В 2004 году Джимми Уэйлс прекратил управление журналом. Предприниматель пишет, что когда основатели сайта отошли от дел, трафик упал, и поддерживать проект на плаву больше не было смысла.
По словам сооснователя «Википедии» Ларри Сэнджера, значительная часть доходов от рекламы и премиум-подписки на Bomis ушла на финансирование онлайн-энциклопедии.
Поисковая система «Три обезьяны»
Над поисковой строкой было написано: «Введите свой запрос, и три обезьяны все сделают за вас». Как это могло не сработать? Идеальный слоган. Я был убежден, что я гений брендинга.
Джимми Уэйлс
В конце 1990-х годов Джимми Уэйлс основал поисковик Three Apes. Отличительной особенностью системы были два способа оплаты рекламы: рекламодатели могли платить деньги за объявления или же отправлять трафик и зарабатывать на этом кредиты. По словам Джимми, бизнес-модель казалась ему идеальной — у поисковика должны были появиться и трафик, и реклама, и деньги.
Вместо этого сайт за три месяца заполонили китайские спамеры. Они звонили и писали предпринимателю на китайском, «преследовали» его с требованиями оплаты. В связи с «повышенным вниманием» проект пришлось закрыть.
Онлайн-энциклопедия Nupedia
Nupedia — компания-предшественница «Википедии», основанная в 2000 году. Проект задумывался как онлайн-энциклопедия, составленная нанятыми экспертами. Nupedia также подразумевала коллективное написание статей, но накладывала ограничения на редакторов — они должны были быть «экспертами в своей области и, за редким исключением, докторами наук». Участники сообщества отбирались по резюме.
За год существования на Nupedia была одобрена всего 21 статья. Только на первые 12 публикаций предприниматель потратил $250 тысяч. Для сравнения, в «Википедии» за первый месяц работы волонтеры опубликовали 200 материалов, а за год число статей дошло до 18 тысяч.
Тогда я просто не понимал сообщество и не знал, как работать с информацией. Идея бесплатной энциклопедии для всех звучала убедительно, но я не знал, что с ней делать, как это организовать, не знал ничего про «вики». (сайты, на которых пользователи могут самостоятельно редактировать содержимое — vc.ru)
Джимми Уэйлс
Wikia Search — «худший кошмар Google»
В 2006 году у Джимми Уэйлса возникла идея прозрачного и открытого поисковика, который публиковал бы всю информацию и трафик, а также позволял людям редактировать доступную информацию.
Проект вызвал ажиотаж у СМИ. Журнал Fast Company даже назвал меня «худшим кошмаром Google». Мама cкупила 10 журналов со мной на обложке и раздала их подругам. Итог? Провал.
Джимми Уэйлс
Предприниматель говорит, что он был доволен ранними успехами проекта. Wikia Search закрылся из-за дефицита инвестиций — проекту потребовалось $10 млн для масштабирования в разгар кризиса 2008 года.
Wikia — «Википедия» для вымышленных миров
Wikia (недавно переименованная в Fandom) — онлайн-энциклопедия, рассказывающая о вселенных книг, фильмов и сериалов. Проект был запущен в 2004 году, а сейчас входит в двадцать наиболее посещаемых сайтов в CША. А в разделах о наиболее популярных вселенных, например, об «Игре Престолов», число статей доходит до нескольких тысяч.
Сайт работает по модели, аналогичной «Википедии», — статьи дополняются и редактируются сообществом. При этом Wikia — коммерческий проект, который зарабатывает на размещении рекламы.
«Википедия» 2.0
Самым масштабным проектом предпринимателя остается «Википедия» — по данным исследовательского центра Alexa сайт занимает пятое место по популярности в мире. Энциклопедию посещают 16 млрд раз ежемесячно.
Представьте себе мир, в котором у каждого есть доступ к коллективному знанию.
Слоган «Википедии»
Предприниматель отзывается о компании как об «ужасном бизнесе» и «действительно тупой идее». Джимми Уэйлс также объяснил отказ от монетизации проекта при помощи рекламы.
Если бы мы перешли на бизнес-модель, основанную на размещении рекламы, мы бы думали о том, как привлечь еще миллион пользователей из Калифорнии — чтобы побольше получить с объявлений. Мы бы не ориентировались на африканские страны, где есть серьезные проблемы с доступом к знаниям. Рекламодателям это неинтересно.
Джимми Уэйлс
По словам предпринимателя, сейчас у компании две основные цели. Первая, «заметная», это упрощение интерфейса для внесения правок. Вторая, «невидимая», — увеличение числа статей на языках стран третьего мира.
В развивающихся странах у нас другие цели, чем в Америке и Европе. Здесь (в развитых странах) существует переизбыток информации — много источников, которые друг другу противоречат, и люди стремятся получить концентрацию фактов. А в странах третьего мира до сих пор почти нет доступа к знаниям.
Джимми Уэйлс
WikiTribune — объективные медиа
В октябре 2017 года Джимми Уэйлс запустил платформу WikiTribune, призванную публиковать объективные новостные сводки и бороться с фальшивыми новостями. Сайт наполняется совместными усилиями пользователей платформы и редакции из 13 журналистов.
Есть такое понятие как децентрализованная информация — каждый человек знает небольшую часть от коллективного знания. Поэтому решения лучше принимать сообществом, чем индивидуально. Даже если вы считаете себя очень, очень умным.
Джимми Уэйлс
WikiTribune требует от пользователей подробной документации всех источников — ссылок, записей и транскриптов интервью. Перед публикацией каждая статья вручную проверяется редакторами.
Конечно, людей интересует предвзятый контент — особенно если они согласны с позицией автора. Читателей привлекает и пустой развлекательный контент, и в этом нет ничего плохого. Но люди также хотят знать факты, есть много случаев, когда им важно выслушать обе стороны дискуссии. Поэтому я верю, что платформа привлечет достаточное число людей.
Не знаю, насколько популярной она будет. Но я всегда говорю, что мы занимаемся тем, что нам интересно, и этого достаточно. Если другие люди тоже заинтересуются — хорошо (смеется). Я во многом не мыслю как бизнесмен.
Джимми Уэйлс
Предпринимателя на платформе больше всего интересуют статьи про блокчейн, а также обсуждения пользователей. По его мнению, комментарии на WikiTribune содержат вдумчивые дискуссии, что редкость для новостных сайтов.
Основной источник дохода предпринимателя
По словам Джимми, «Википедия» не приносит ему никакого дохода. Он живет на деньги, вырученные с публичных выступлений, — предприниматель шутит, что это стимулирует его больше путешествовать. Также он зарабатывает на своей доле в коммерческом проекте Wikia.
Что дальше
Чем я буду заниматься через пять лет? Черт его знает. Наверное, что-то буду делать, выступать, рассказывать о «Википедии», либо появится еще один «слайд неудач» в моей презентации.
Джимми Уэйлс
#википедия
© vc.ru