Изобретен сверхмощный ионный двигатель

Новый ионный двигатель, четырехсетчатый Dual-Stage (DS4G), был успешно протестирован Европейским космическим агентством (ESA) в Лаборатории электрической тяги в Нидерландах. По мощности он в 10 раз превышает существующие ионные аналоги и в 4 — прототипные, и развивает тягу до 210 км/cек.

Ионные двигатели создают тягу, используя электрическое поле для ускорения положительно заряженных частиц — ионов — в сторону, противоположную движению корабля. Существующая модель, например, использованная в миссии ESA к Луне, SMART-1, испускает ионы из резервуара и тратит их за один раз. В новом двигателе ионы испускаются в два этапа.

В ESA говорят, что двигатель может быть использован в пилотируемом корабле к  Марсу.

«Миссии с экипажем или тяжелыми роботами становятся все ближе к осуществлению. Можно даже говорить о межзвездных миссиях [за пределы Солнечной системы]», — говорит руководитель команды инженеров, разработавших двигатель, Орсон Сазерленд (Orson Sutherland) из Австралийского национального университета в  Канберре. Проект координировал Роджер Уокер (Roger Walker) из команды усовершенствованных концепций ESA в Нидерландах.

Обычный ионный двигатель состоит из трех сеток, каждая — с тысячей миллиметровых отверстий. Они подсоединяются к камере, содержащей заряженные частицы. Первая работает под напряжением в тысячи вольт, а вторая — под низким напряжением. Разница создает электрическое поле, которое извлекает ионы из  топливного резервуара и ускоряет их наружу. Третья сетка останавливает электроны, летящие обратно в ионный луч. В идеале, разница напряжений между двумя сетями должна быть как можно больше, чтобы увеличить скорость ионов, а  также эффективность расхода топлива. Но когда разница приближается к 5 тыс. вольт, ионы сталкиваются со второй сеткой и начинают ее разрушать. В новом проекте — четыре сетки. Ионы извлекаются из резервуара при помощи двух сеток, расположенных рядом под напряжением 3–5 тыс. вольт. Ускорение происходит на  второй стадии, когда извлеченные ионы передаются от второй сетки к третьей, находящейся под очень большим напряжением. И, наконец, последняя стадия — с  низким напряжением — предохраняет от попадания электронов назад. Система позволяет создавать между двумя наборами сеток разность напряжений до 30 тыс. вольт и не повреждает их.

Мощность позволяет кораблю слетать до Марса и обратно и ускорить время полета к удаленным планетам, например, Плутону. Но для того, чтобы двигатель можно было использовать, необходимо потратить примерно 10 лет на его доработку.

©  CNews