"Ощутимо изменилась структура оказываемых ИТ-услуг"

Марина Голубева, компания Digital DesignИнтервью с Мариной Голубевой, заместителем директора по стратегическому развитию компании Digital Design.

- Какие потери понес российский ИТ-рынок в 2009 году? Как изменилась структура рынка?

По данным ЛИНЭКС, российский ИТ-рынок в 2009 году уменьшился по отношению к предыдущему году на 26% в рублях и 41% в долларах США и составил 458 877 миллионов рублей. Наибольшее снижение произошло в областях производства оборудования и дистрибуции. Пик падения объемов выручки компаний обеих типов бизнеса пришелся на третий квартал 2009 и составил 65%. Меньше всего пострадали производители программного обеспечения: их наихудшие квартальные показатели во втором квартале 2009 года относительно 2008 снизились всего на 6,5%.

Ощутимо изменилась структура оказываемых ИТ-услуг. До кризиса заметную долю занимали долгосрочные проекты, связанные с внедрением сквозных учетных систем и сложных бизнес-приложений ERP-класса. В 2009 году на первое место вышли "пакетные услуги", ориентированные на решение локальных бизнес-задач. Вырос интерес к CRM-системам, системам электронного документооборота, портальным решениям. Кроме того, все более актуальными становятся вопросы информационной безопасности, связанные с требованиями Закона №152-ФЗ "О персональных данных".

Также можно отметить тенденцию сдвига спроса с продуктов известных западных вендоров в пользу отечественных разработок и внедренческих услуг. Одной из причин этого стал сильный рост курса евро и доллара относительно рубля.

- Как изменился потребитель?

Поскольку с кризисом денег у компаний стало меньше, многие, если не все, задумались о более эффективном использовании средств. Часть инвестиционных проектов вообще была заморожена, часть подверглась тщательному анализу для оптимизации расходов. Компании начали задумываться об эффективности собственных ключевых бизнес-процессов, о сокращении издержек, об управлении своими отношениями с клиентами. Заказчики ИТ-услуг стали более требовательными.

В связи с этим изменились и потребности клиентов. Я бы назвала четыре основных тренда. Во-первых, приоритет приобрели краткосрочные проекты, которые обеспечивают быстрый возврат инвестиций. Во-вторых, растет спрос на четко сфокусированные решения. В-третьих, поскольку деньги стали дорогими, клиенты стремятся к минимизации изначальных инвестиций в проект. Поэтому растет спрос на такие услуги, как аренда различных приложений, SaaS. И последняя тенденция - многие клиенты хотят повысить эффективность имеющихся ИТ-систем при использовании уже закупленных ранее аппаратных средств. И здесь они пользуются такими услугами, как аудит ИТ-инфраструктуры, виртуализация серверов, приложений и рабочих мест, программное обеспечение для консолидированного анализа информации.

- С каким настроением вы проводили 2009 год?

С оптимистичным. В начале 2009 года мы готовились к худшему, поскольку обстановка на тот момент на рынке была очень неопределенная. Замораживались уже согласованные сделки, сокращались ИТ-бюджеты. Приток новых клиентов уменьшился, равно как и доходы имеющихся заказчиков. Поэтому 2009 год мы встречали настороженно, подготовив ряд антикризисных мероприятий. Однако в середине года стало ясно, что наше положение на рынке стабильно. У нас не было кредитных обязательств перед банками, не выросла значительно дебиторская задолженность. Соответственно, не пришлось и прибегать к таким неприятным мерам как, например, сокращение персонала.

- Каким оказался прошедший год для вашей компании?

Надо отметить, что наше положение было более стабильно, чем у многих других ИТ-интеграторов. С одной стороны, мы всегда развивались на собственные средства, а не на кредиты. С другой стороны, мы были сфокусированы на тех рынках, которые в меньшей степени просели во время кризиса, в отличие от поставок оборудования или лицензий.

2009 год был и годом хороших находок. Мы заключили несколько партнерских соглашений, некоторые из них оказались весьма ценными. Например, сотрудничество с компанией Omnitracker, специализирующейся на современных автоматизированных решениях ITIL Help Desk, уже принесло первые контракты. Также совместно с американской компанией StreamScale мы выпустили абсолютно инновационный технологичный продукт Avrora - высокопроизводительную систему хранения данных.

Конечно, не все было гладко, год был не самый простой. Но из него мы вынесли уверенность в собственных силах. Я верю, что Digital Design справится с любыми испытаниями.

- Какие планы на 2010 год?

На этот год мы планируем 30%-й рост основного бизнеса при сохранении рентабельности. При этом мы выделяем несколько многообещающих инвестиционных направлений.

В 2010 году мы планируем вывести на рынок интегрированное решение, объединяющее Microsoft Dynamics CRM и систему документооборота DocsVision. Кроме того, у нас разрабатываются новые портальные решения. Мы также собираемся выпустить несколько отраслевых решений, используя свою предметную экспертизу в разных областях.

- Каким будет 2010 год для российского ИТ-рынка?

Думаю, он будет проще, чем предыдущий. Можно рассчитывать на рост - пусть и медленный. Но надо принимать во внимание, что процесс восстановления всегда занимает больше времени, чем падение.

- Какие будут драйверы роста? Какие сегменты ИТ-рынка будут наиболее динамично развиваться?

Я предполагаю, что сохранятся те тенденции, которые наметились в 2009 году, о которых я уже говорила.

©  @Astera