Дальнобойщик с айфоном: как модель Uber будет работать в грузоперевозках

Во вторник бывший топ-менеджер Amazon, ныне гендиректор компании Convoy Дэн Льюис объявил о том, что его стартап собрал $2,5 млн венчурных инвестиций на развитие бизнеса. Его новая компания предлагает услуги онлайн-заказа грузовиков; с момента ее основания в апреле она работала в пробном режиме, держа связь с клиентами через сайт или приложение для Android и лишь на территории штата Вашингтон (преимущественно, в Сиэтле и его окрестностях). Сегодня же Convoy планирует выпустить программу для iOS и начать территориальную экспансию.

По своему принципу работы Convoy схож с приложением Uber по заказу такси. Компания предоставляет электронную платформу, связывающую напрямую заказчиков и водителей, а затем берет определенную комиссию за посреднические услуги. Разница лишь в том, что Uber занимается услугами пассажирских перевозок, а Convoy выходит на рынок грузоперевозок.

Как отмечает Business Insider, этот рынок является малопривлекательным и «не модным» для технологических стартапов, однако именно этот фактор мог иметь для Льюиса решающее значение. «Это крайне фрагментированная, раздробленная отрасль, — заявил изданию бизнесмен. — И заметная ее часть попросту неэффективная, медленная. И сейчас есть великая возможность изобрести этот бизнес заново».

По данным Американской автотранспортной ассоциации (ATA), рынок автомобильных грузоперевозок является ведущим во всей транспортной отрасли страны: на него в 2014 году приходилось 80% или $700 млрд выручки в этом сегменте. Для сравнения, эта сумма составляет 4% от ВВП США или же 19% ВВП России по паритету покупательной способности на конец прошлого года.

Обкатанная технология

Пока что Convoy не планирует заниматься всеми типами грузоперевозок, концентрируясь на локальном бизнесе, перевозках на короткие расстояния в течение одного дня. На поездку же между Лос-Анджелесом и Нью-Йорком американские дальнобойщики в среднем тратят около двух суток. Другое ограничение: Convoy преимущественно работает по принципу B2B, удовлетворяя потребности малого бизнеса в перевозке товара, например, со склада в магазин.

Основная идея заключается в том, чтобы максимально упростить процесс заказа грузовика, исключив из него посредников-брокеров. По словам Льюиса, раньше заказчику надо было созвониться с тем или иным перевозчиком (в одном лишь в штате Вашингтон издание Fortune насчитывает 24 тыс. подобных компаний) и договориться о стоимости фрахта, времени подачи и типе грузовика. Второй вариант — нанять брокера, который договорился бы с грузовой компанией по всем деталям сделки. За посреднические услуги он потребовал бы от заказчика оговоренную комиссию: в среднем, от 20% до 45% от всей суммы заказа.

В сравнении с обычным способом фрахта Convoy более напоминает сервис по заказу такси. Компания договаривается с грузовыми фирмами, которые, в свою очередь, обеспечивают своим водителям надлежащую страховку и подключение к системе Convoy. Делая заказ на перевозку, клиент указывает не только пункт назначения и время доставки, но и тип груза, его размеры и вес, а также свои требования к грузовику (фургон, рефрижератор, бортовая машина и так далее). В зависимости от этих параметров алгоритм вычисляет полную стоимость заказа, включая налоги и комиссию. О том, какой процент будет оставлять себе Convoy, компания не сообщает. По словам Льюиса, комиссия будет в несколько раз ниже, чем у обычных брокеров.

Водитель, в свою очередь, должен согласиться на предложенную программой стоимость перевозки, после чего может приступать к выполнению заказа. Полный цикл оплаты — от выполнения заказа до получения денег водителем — занимает около 1-2 недель. На случай форс-мажорных обстоятельств (например, задержки в работе порта, откуда требуется забрать груз) Convoy оплатит водителям ожидание свыше 30 минут. Транспортную накладную предоставляет заказчик, после выполнения заказа водитель обязан сфотографировать подписанный документ и загрузить изображение в приложение Convoy.

Техно-гранды

Работа приложения целиком зависит от компьютерных алгоритмов подсчета стоимости заказа, поэтому стартап в первую очередь вызывает интерес крупных технологических компаний Западного побережья. Так, среди инвесторов, принявших участие в первом раунде сбора средств для Convoy, есть основатель eBay Пьер Омидьяр, руководитель Salesforce.com Марк Бениофф и соучредитель Uber Гарретт Камп. Помог Льюису и его бывший начальник, глава Amazon Джефф Безос.

Команда Convoy также частично состоит из бывших специалистов Кремниевой долины: помимо экспертов отрасли грузоперевозок (бывших брокеров и операторов автопредприятий) в ней работают бывшие сотрудники Google, Microsoft и Uber. Несмотря на это, пишет Bloomberg, путь Льюиса к инвесторам проложили не столько его собственные связи, сколько помощь со стороны его бизнес-партнера Хади Партови.

Партови имеет за плечами 20-летний опыт работы в информационных технологиях: в конце 1990-х годов он руководил разработкой браузера Internet Explorer 5.0, в начале 2000-х годов отвечал за поддержку портала MSN.com. Впоследствии он получил известность как прозорливый инвестор: в 2005 году он одним из первых вложил средства в социальную сеть Facebook, после чего несколько лет был советником Марка Цукерберга. «Как опытный меценат, могу сказать, что Convoy имеет наибольшие возможности на своем рынке на моей памяти. По меньшей мере, с тех пор, как я узнал о существовании Facebook десять лет назад», — цитирует Партови Bloomberg. Следующий раунд инвестиций Льюис планирует провести в начале 2016 года. Тогда же компания собирается выходить на общеамериканский рынок грузоперевозок.

Свободная поляна

Приложение Convoy является не первой попыткой создать «Uber для грузовиков». В начале 2013 года российский программист Иван Цыбаев запустил приложение Trucker Path, которое помогает дальнобойщикам находить на трассе стоянки для отдыха, станции техобслуживания, автомойки и так далее. Однако вскоре Цыбаев переключился на идею создания платформы, на которой водители могли бы получать заказы без посредников. Солидная пользовательская база Trucker Path (компания утверждает, что свыше 350 тыс. дальнобойщиков по всем Штатам уже скачали ее приложение) стала бы основой для продвижения нового продукта.

В марте 2015 года на развитие новой платформы, названной Truckloads, Цыбаев получил $1,5 млн инвестиций от китайского информационного холдинга Renren. В конце июня чикагский фонд Wicklow Capital при поддержке Renren провел для Trucker Path полноценный раунд инвестиций, на котором удалось собрать еще $20 млн. В данный момент сервис Truckloads находится на стадии тестирования, через сайт компании есть возможность получить приглашение для входа в систему.

Другое подобное приложение — Cargomatic, запущенное в январе 2014 года. Сервис ориентируется на заказы в реальном времени, а не ​на планируемые в будущем поставки. Если грузовик идет не полностью загруженный, и в фургоне есть достаточно свободного места, водитель может принять заказ от клиента на доставку груза по ходу своего пути. Этот стартап собрал $10,6 млн инвестиций за два раунда летом 2014 и зимой 2015 года. Основным партнером является калифорнийский венчурный фонд Canaan Partners. 

©  РБК