Чужой среди своих
Предприниматели рассказывают, почему ушли из крупных компаний и занялись своим бизнесом.
Материал подготовлен при поддержке конкурса «Первая высота»
Иногда люди уходят с высоких должностей в больших компаниях, чтобы заниматься стартапами. Они отказываются от стабильности и комфортных условий взамен на неясное будущее и большие риски. Предприниматели, которые решились на такой шаг, рассказывают, почему они это сделали и чему их научила работа над стартапами.
Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng
О знакомстве с командой Skyeng
В 2013 году я работал в «Яндексе» директором по международному развитию. Однажды ко мне пришли за советом четверо ребят. У них была идея сделать крупную Skype-школу английского языка.
Честно говоря, первую встречу с ними я практически не запомнил. Зато вторая произвела на меня неизгладимое впечатление. Они пришли с подробнейшим отчетом по нашему первому разговору. С моего разрешения они записали его на диктофон, и полностью расшифровали его, выписали тезисы.
Во время второй встречи они рассказали мне, что из того, что мы обсуждали, они успели попробовать, что у них получилось, а что нет. Я был поражен: ещё ни разу я не видел такого подхода со стороны партнеров или сотрудников.
Ребята мне очень запомнились: было ясно, что такие люди на дороге не валяются. К тому же это были победители международных олимпиад по физике, люди с уникальными мозгами. Было ясно, что у них все должно получиться.
Следующие полгода я жил на две страны, у меня почти не было времени на встречи с ними — я постоянно работал и летал из России в Турцию и обратно. Однажды я прилетел в Москву примерно в два часа ночи. Когда я сошел с самолета, раздался звонок: «Ты приземлился? Не бери такси, выходи на улицу». Оказалось, они приехали за мной на машине. Ребята справедливо рассудили, что заниматься работой в третьем часу ночи я уже не буду, но пока мы час будем ехать от аэропорта до моего дома, сможем пообщаться об их проекте. Потом у нас было ещё много встреч в таком же режиме.
О сомнении
Я начал глубже вникать в эту историю, изучил рынок и поразился. Выяснилось, что мировой рынок обучения английскому был больше, чем рынок порно и рынок такси. При этом самый большой игрок составлял всего три процента от этого рынка. То есть брендов было много, но каждый из них занимал очень маленькую долю рынка. Когда я это понял, мы стали мечтать о том, чтобы устроить на этом рынке маленькую революцию. Предложить людям услугу с предсказуемым качеством.
Когда ребята спросили, есть ли у меня возможность проинвестировать в их проект, я с легким сердцем сказал «да». Акции «Яндекса» стоили много, и мне было, что продать.
Ещё через некоторое время я осознал, что мне вообще ни о чем не хочется думать, кроме этого проекта. Я решил, что так не может продолжаться, и решился уйти из «Яндекса».
Конечно, были и страхи. Если ты топ-менеджер в крупной компании и уходишь в стартап, который тут же «взлетает», то это тебе на пользу. Но если он разваливается, то вся твоя карьера после этого выглядит очень сомнительно. Но этот страх не демотивировал меня. Наоборот, я понимал, что сжигаю мосты, отступать некуда, и нужно сделать так, чтобы проект оказался успешным.
Мои инвестиции позволили Skyeng существовать и развиваться в 2014 и 2015 году, пока мы не вышли на полную прибыльность. Мы смогли создать собственную платформу, которая помогла проекту начать так быстро расти.
Об отличиях между работой в найме и своим бизнесом
Работа в Skyeng оказалась совсем не похожа на то, что я делал в «Яндексе». Выяснилось, что здесь совсем другой масштаб, и ресурсы, которые можно потратить на эксперименты, сильно отличаются. В первое время я наделал много глупостей. Зачем-то заказал маркетинговую концепцию в агентстве, хотя она была не нужна. Придумал и сделал несколько продуктов, которые не взлетели. Например, короткий курс «Английский для путешественников» — он состоял из восьми уроков, и предполагалось, что клиенты научатся всему самому главному, что потребуется им во время путешествия.
На моей прежней работе было так: чем выше ты по служебной иерархии, тем меньше ты делаешь руками. Но когда в компании вас всего пятеро, тебе некому ставить задачи. Ты садишься и своими руками создаешь лендинги, придумываешь партнерки, пишешь тексты.
У меня есть очень удачное качество: я не привыкаю к хорошему. Когда я переехал из хрустального замка в обшарпанную комнату в промзоне, это не вызвало у меня какого-то дискомфорта. Для меня не очень важен статус: чтобы был кабинет и личный секретарь. Для меня в работе главное — процесс, а не вид из окна и кофемашина в офисе.
Единственное ощутимое благо, от которого мне пришлось отказаться, — это зарплата, которая дважды в неделю приходит на карточку. Её больше не было. Но, с другой стороны, это мотивировало. Было ощущение, как будто сзади на тебя едет асфальтоукладочный каток, и этот отрезок пути нужно пройти как можно быстрее. С таким чувством я жил примерно полгода. Потом компания вышла на операционную прибыльность. Инвестиции теперь шли только на развитие, и если бы мы его приостановили, мы бы не умерли с голода.
Инвесторы стали интересоваться нами, они готовы были сотрудничать. Мы решили не привлекать внешних денег. Но само то, что нами интересовались, вселяло уверенность.
Через два года стало окончательно ясно, что мы твердо стоим на ногах. А когда мы получили первое предложение о продаже компании, я совсем перестал волноваться.
Сегодня в SkyEng около четырёх тысяч преподавателей и две тысячи остальных сотрудников. С нами работают люди по всему миру. Менторская практика у нас сохранилась и сегодня. Мы по-прежнему ходим за советом к самым сильным специалистам в разных областях. Чтобы расти, нужно всегда советоваться и задавать вопросы. Если ты не знаешь, кто в твоей области сильнее тебя, то ты просто не разбираешься в ней.
Петр Федченков, основатель сервиса Instamart
О разнице корпоративных культур
Раньше я работал в инвестиционно-банковском подразделении американского инвестбанка Goldman Sachs. Наверное, я бы никогда даже не задумался о карьере предпринимателя. Но Goldman Sachs стал участвовать в IPO «Яндекса», я начал общаться с сотрудниками этой компании, с менеджментом. Я столкнулся с совершенно новой для меня культурой, «Яндекс» сильно отличался от других компаний, с которыми я раньше имел дело. Там был какой-то предпринимательский дух. Я увидел, что компания может быть небольшой, но успешной.
Мне стало ясно, что именно предприниматели создают ценность компании, меняют её. А финансисты, юристы и другие сотрудники скорее просто переливают эту ценность из одного сосуда в другой. Делают много телодвижений, но вокруг чего-то, что уже создано. Мне захотелось стать тем, кто создает и меняет компанию.
Я окончил мехмат МГУ — мое образование было сугубо фундаментальным, я учился строить расчеты полетов космических спутников. Мне не хватало бизнес-образования, поэтому я поступил в бизнес-школу Гарварда и отучился там. После выпуска я ещё пару лет поработал в фонде Baring Vostok, получил опыт инвестора. Полноценно занимаюсь предпринимательством больше двух лет и ни на что не променял бы свою деятельность — моя мечта сбылась.
Об особенностях крупных компаний и стартапов
Опыт работы в большой корпорации мне помог. Основные принципы бизнеса и практики управления везде похожи. Просто какие-то из них легче внедрить в стартапе, а какие-то — в крупной компании. Как для корпорации, так и для стартапа очень важна корпоративная культура. Нужно, чтобы люди понимали, что они из себя представляют как коллектив, зачем они работают.
Есть и различия между работой в крупной компании и стартапе. Мы интервьюируем многих людей, и я регулярно вижу, что они разочарованы. В корпоративной среде часто бывает так, что ты делаешь что-то мощное, а потом оно долго внедряется, эффект получается размазан, и иногда его можно вообще не увидеть ещё несколько лет. От этого сильно страдает мотивация.
У нас в компании очень много инициатив. Мы называем их «пасхальными яйцами». Они «разбросаны» по компании, и буквально за два дня работы и внедрения помогают улучшить или клиентский сервис, или экономику, или ускорить какие-то процессы.
Это мотивирует ключевых сотрудников, они могут делать что-то самостоятельно, не зависеть от коллег и очень быстро видеть улучшения, которые стали возможны благодаря их инициативам. Для меня такой подход и есть главная разница между стартапами и крупными компаниями. Я уверен, что именно благодаря ему небольшие компании, у которых мало ресурсов, выигрывают и будут продолжать выигрывать у крупных игроков.
Почему предпринимателю стоит поработать в найме
Я считаю, что, прежде чем идти в стартап, лучше поработать в крупных компаниях. Там можно научиться лучшим практикам, которые дальше можно будет применять. Например, в клиентоориентированных компаниях человек учится общаться с людьми, клиентами, выстраивать взаимоотношения. В Goldman Sachs я научился продавать продукт и сервис клиенту, вежливо ставить перед людьми задачи. В общем, это была хорошая школа делового общения.
Ещё мне очень пригодилось финансовое моделирование. Общаясь с инвесторами, нужно показать им бизнес-план и бюджет компании, рассказать о нем. Пригодились презентационные навыки — как письменные, так и устные. Очень важно уметь делать красивые и понятные презентации, продавать компанию инвесторам, сотрудникам, ключевым партнерам и ритейлерам. При хорошем корпоративном опыте можно отлично овладеть всеми этими навыками.
Тем, кто пока только становится предпринимателем, я советую не бояться. Вам точно будет тяжело, и обязательно будут моменты, когда захочется все бросить. Удовольствие от работы, возможность заниматься любимым делом и видеть как оно растет и создает ценность стоит всех переживаний и бессонных ночей.
Андрей Лобанов, основатель проекта «Алгоритмика», сооснователь лектория «Синхронизация»
Что дала работа наемным сотрудником
Я всегда хотел быть предпринимателем. Ещё во время учебы в университете я запустил рекламное агентство для малого и среднего бизнеса. Но за те два года, что я им занимался, понял, что ещё многому нужно научиться. Мне хотелось найти место, где меня научат работать над большими проектами с крутыми командами.
Я вышел из бизнеса и устроился в McKinsey. В первый месяц работы позвонил своему бывшему партнеру по рекламному агентству и сказал ему, что это лучшее место на Земле.
Я работал с потрясающими людьми, которые многому меня научили. Мы реализовывали большие и амбициозные проекты. Но спустя четыре года я вернулся к мысли о том, что хочу сделать собственный бизнес. Не просто разрабатывать концепции или запускать пилотные проекты, а погрузиться в продукт и процессы с головой, и иметь возможность сказать, что это сделал я.
В это время я увлекся темой образования, и увидел, насколько далек от совершенства и «перегрева» этот рынок в России. Я уволился, мы вместе с моим партнером Марией Бородецкой сделали образовательный лекторий «Синхронизация», а затем и сеть школ программирования для детей «Алгоритмика».
Где набираться опыта предпринимателю
Поработать в McKinsey, прежде чем открывать свое дело, было правильным решением. Многое из того, что я там приобрел — проактивность, структурированность, отсутствие боязни больших задач и умение расставлять приоритеты — теперь использую в работе.
Сейчас, когда молодые ребята спрашивают у меня, где набраться опыта, я говорю, что есть две отличные школы: консалтинг и стартапы. Между ними много общего.
И там, и там можно встретить классных людей, которые многому вас научат. И в консалтинге, и в стартапах работают активные люди, которые готовы предлагать решения и брать на себя ответственность. И там, и там можно при желании быстро расти по карьерной лестнице. В обеих областях все очень быстро меняется, и вы каждый день учитесь чему-то новому.
Консалтинг и стартапы: в чем различия
В консалтинге ты зарабатываешь гораздо больше, чем на старте собственного бизнеса. Когда я только стал бизнесменом, мой уровень дохода упал примерно в пять раз. Но человек умеет очень быстро адаптироваться: если первый месяц вопрос материального благополучия меня беспокоил, то потом я адаптировался.
Ещё одно преимущество консалтинга перед стартапом — комфорт. Выстроенная структура, красивый офис, разные бытовые заморочки решаются за тебя и незаметно для тебя — только работай. В стартапах на первых порах я сам занимался всеми насущными вопросами, вплоть до закупки воды и туалетной бумаги в офис.
В консалтинге всегда понятно, какой будет твоя следующая ступень на карьерной лестнице, и что нужно сделать, чтобы на неё подняться. В стартапе ты ежедневно прыгаешь с парашютом, и не уверен, что он раскроется, что будет с тобой и твоей компанией завтра, и случится ли вообще это завтра. Зато про каждый результат ты можешь с уверенностью сказать, что он твой и твоей команды.
В стартапе всегда больше возможностей приоритизировать и заниматься тем, что интересно и кажется важным — в консалтинге есть ограничения по выбору проектов. Стартапы более гибкие, здесь решения принимаются быстрее: утром обсудили — вечером реализовали.
Наконец, работа в стартапе — это прекрасная возможность поучаствовать в чем-то глобальном и инновационном от А до Я. Спустя три года после ухода из McKinsey я вижу, что «Синхронизация» стала самым крупным образовательным лекторием в Москве. Я руковожу «Алгоритмикой», в которой учатся 10 тысяч детей в семи странах мира. И понимаю, что все сделал правильно и не зря рискнул.
О команде и критике
Если вы запускаете бизнес, постарайтесь сделать это как можно быстрее. Поставьте себе дедлайн и запустите проект за месяц. Если вы будете затягивать старт, велик риск того, что мотивация упадет, и ваш стартап умрет, не родившись.
И постарайтесь взять в команду нескольких людей с релевантным опытом, это вам поможет (если нужно, сделайте их своими партнерами). В противном случае всё свое время в начале вы потратите на погружение в основы сразу всех областей. Быстро и качественно это сделать невозможно, а для стартапа очень важно быть быстрым. Выберите одну–две области, которые зафиксируете за собой, по остальным найдите фрилансеров или опытных людей в команду.
Сейчас, когда я руковожу «Алгоритмикой», я точно знаю: нужно верить в ту идею, которую вы пытаетесь реализовать. Вас будут критиковать, вам будут говорить, что ничего не получится. Не слушайте никого — если вы верите в успех, выкладывайтесь полностью, и все у вас получится.
«Первая высота» — это конкурс для российских стартапов. В этом году победитель получит инвестицию в размере $200 тысяч. В обмен на инвестиции фонд Winter Capital получит 10% в проекте.
Чтобы принять участие в конкурсе, нужно зарегистрироваться на сайте, загрузить в личный кабинет презентацию своего проекта, записать двухминутный ролик о своем стартапе и опубликовать его на YouTube. Заявки принимаются до 12 августа.
#партнерский
© vc.ru