Что мешает «Яндекс.Такси», Uber и Gett развиваться в российских регионах

Мобильные приложения для вызова такси продолжают осваивать крупные города, но испытывают трудности с выходом на региональные рынки. Во многом это связано с отсутствием подходящих партнёров. Редакция vc.ru выяснила, как сервисы такси планируют развиваться в России в 2016 году.

По данным, которые приводит Rusbase, в России насчитывается не более тысячи таксомоторных компаний с собственным автопарком и хозяйственной базой. При этом онлайн-агрегаторы услуг такси — Gett, Uber, «Яндекс Такси» — чувствуют себя комфортно лишь в нескольких наиболее крупных городах. В большинстве регионов им не с кем работать из-за недостатка лицензированных перевозчиков.

В общей сложности в России ежедневно совершается 15 миллионов поездок на такси, а средний чек — 100 рублей. Эксперты, опрошенные Rusbase, указывают, что в масштабах страны на рынке такси лидирует тройка федеральных диспетчерских — «Рутакси», «Сатурн» и «Максим». Суммарно они совершают около 4 миллионов перевозок в сутки и оставляют «Яндекс.Такси», Gett и Uber далеко позади. Остальные поездки приходятся на долю прочих агрегаторов и диспетчерских.

Также на рынке существуют сервисы, предлагающие нестандартную систему тарификации поездок, например, Aerotaxi позволяет пользователям заранее договориться с водителем о конкретной цене. В российских регионах и Казахстане работает сервис InDriver, который позиционирует себя как агрегатор услуг пассажирских, грузовых и междугородних перевозок. Его пользователи также могут друг с другом торговаться.

«Есть такая проблема: чем меньше город, тем плотнее в нем сообщество таксистов. Это одна из причин, по которым «Яндекс» не смог закрепиться в Санкт-Петербурге — это сообщество их оттуда по сути и выдавило», — объясняет в беседе с vc.ru генеральный директор сервиса для заказа такси Take It Александр Оникиенко. По его словам, к каждому малому городу приходится искать особый подход.

«Количество поисковых запросов в Йошкар-Оле может отличаться от Москвы в тысячи раз. Купить трафик и привлечь клиентов через интернет в таких городах — очень проблемно. А «Яндекс.Такси», Uber, Gett развиваются в основном именно через интернет», — говорит Оникиенко.

В «Яндекс.Такси», Uber и Gett сообщили vc.ru, что при выходе на новый рынок учитывают численность населения в городе, уровень проникновения интернета и количество владельцев смартфонов. «Мы отмечаем, что рост количества пользователей в каждом новом городе сразу после запуска происходит быстрее», — уточнили в Uber. В компании это связывают с тем, что люди могли попробовать сервис в других городах, и с ростом количества городов узнаваемость бренда также повышается.

Для Gett, в свою очередь, имеет принципиальное значение количество лицензированных перевозчиков. «Наличие достаточного числа получивших разрешение перевозчиков можно назвать одной из основных сложностей. В отдельных регионах, например, в Ростове-на-Дону или Свердловской области, число выданных разрешений существенно — более 19 тысяч в каждом. В других регионах количество таких разрешений может не превышать нескольких тысяч, и тогда одной из задач становится мотивация водителей к их получению», — рассказали в компании.

В то же время в Gett отмечают, что и в регионах таксисты все охотнее оформляют такие разрешения. Отвечая на вопрос vc.ru о причинах такой тенденции, в компании объяснили, что это связано с усилением государственного регулирования отрасли и со стремлением водителей получить доступ к услугам агрегаторов.

В «Яндекс.Такси» vc.ru рассказали, что в некоторых случаях возможность выхода на новый рынок зависит от наличия в городе соответствующей политической воли. «Если правительство Москвы за проблему нелегальных перевозчиков серьёзно взялось и фактически решило за последние три-четыре года, то в регионах ситуация иная. Основная проблема региональных рынков — нелегальные таксисты, которые выполняют перевозки на старых машинах в плохом состоянии, и онлайн-сервисы, которые с ними работают», — пояснили в компании.

Не все таксисты довольны положением на рынке и чувствуют угрозу со стороны онлайн-агрегаторов. «Водителей завлекают доплатами-бонусами. Кроме того, Uber ощутимо снижает цены на рынке. Например, в Москве стоимость услуг такси после их прихода упала вдвое», — комментировал возможный выход компании на рынок Уфы председатель общественного движения TAXI-2018 Станислав Швагерус. По его словам, развитие онлайн-сервиса может привести к вынужденному уходу с рынка мелких и средних операторов такси.

Осваивать рынки малых городов тем сложнее, чем крупнее претендующая на них компания, уверен Александр Оникиенко. «Каждый маленький город — это маленький рынок со сложным маркетингом, причем нельзя на 100% реализовать в небольшом городе готовую модель, обкатанную на столице. В нашей компании, к примеру, работают 15 сотрудников, а для крупной компании выход на рынок нового города может обойтись в 15 раз дороже, чем нам», — рассуждает бизнесмен.

2 февраля 2016 года стало известно, что работа Uber в Москве может попасть под запрет, если компания не возьмет на себя обязательство сотрудничать исключительно с водителями, обладающими лицензиями таксистов.

Агрегаторы периодически пересматривают условия работы с водителями, из-за чего доходы последних сокращаются. Так, в сентябре «Яндекс.Такси» объявил о повышении комиссий для таксопарков и предложил им компенсировать разницу за счёт установки рекламы на машинах. С 1 февраля изменились ставки для водителей Uber в Казани, после чего некоторые из них сочли дальнейшее сотрудничество с сервисом невыгодным.

Uber в России работает в семи городах, последним в их списке стал Сочи, где сервис появился в декабре 2015 года. Как заявил РБК вице-президент компании Райан Грэйвс, до конца 2016 года Uber станет доступен ещё в десяти городах. Gett доступен в 10 городах. Воспользоваться «Яндекс.Такси» можно в восьми городах России, но в пресс-службе сервиса vc.ru сообщили, что в этом году зона обслуживания будет расширена и, возможно, выйдет за пределы России.

©  vc.ru