«Больше свободы»: Как создательница корпоративной культуры Netflix стала её же жертвой
У презентации с описанием внутренней культуры Netflix насчитывается более 13 миллионов просмотров на Slideshare. Её автор Патти Маккорд возвела во главу угла свободу и ответственность сотрудников. После многих лет работы в компании топ-менеджер сама была уволена, потому что приняла решение, стоившее Netflix 800 тысяч подписчиков. Её историю вспоминает Fastcompany. Редакция vc.ru публикует перевод и основные тезисы из концепции Маккорд.
Презентацию, озаглавленную «Культура Netflix: свобода и ответственность», разработала Патти Маккорд, директор по развитию талантов компании. COO Facebook Шерил Сандберг называет её «самым важным документом в истории Кремниевой долины».
«Мы с сооснователем Netflix Ридом Хастингсом уже работали раньше вместе в одной компании, и нам не нравилась атмосфера в ней. Она была такой же, как во всех остальных компаниях», — вспоминает Маккорд. Сейчас она консультирует различные компании на темы лидерства и внутренней культуры.
Так они решили строить компанию нового типа. Вместо того, чтобы составлять список базовых ценностей, Маккорд решила перечислить вещи, которые важны для компании, и которые компания ожидает видеть в своих сотрудниках.
В результате у Netflix отсутствует политика в отношении отпусков, командировок, нет практики ежегодной оценки сотрудников, а молодым родителям разрешают брать столько дней отпуска, сколько они сочтут необходимым. Основной принцип — привлекать лишь «сформировавшихся взрослых людей».
Netflix не стал разрабатывать формальную процедуру приёма людей на работу — это противоречило бы идее о корпоративной культуре без формализма. Работая над атмосферой в компании, Маккорд решила оградить себя от наблюдений за аналогичными процессами в других корпорациях. Раз в два-три года она выбиралась на конференцию для специалистов по HR, но уровень дискуссий бывал таким удручающим, что надолго она там не задерживалась.
«На этих конференциях я видела, как люди ноют из-за того, что им не досталось место за столом, что их не ценит генеральный директор. Меня это приводило в бешенство. Как получить место? Заслужи его. Как заслужить признание? Сделай что-то, что стоит признания. Это просто детский сад. Не надо жаловаться по поводу футболки, тебе 40 лет, у тебя есть семья, машина и ипотечный кредит. Это глупо», — вспоминает Маккорд.
Вот некоторые тезисы из 124-слайдовой презентации Netflix.
- Хороший труд щедро оплачивается.
- Мы команда, а не семья. Лидеры Netflix нанимают, развивают и увольняют с умом. Поэтому на каждой позиции у нас — звёзды.
- Чем больше у нас талантов, тем большего мы можем добиться. Внутренние конфликты и эгоизм неприемлемы.
- Безоговорочная лояльность к падающим показателям и неэффективным сотрудникам — это не про нас.
- Мы не оцениваем людей по тому, как часто они приходят в офис и сколько часов работают. Щедро оплачивается стабильная работа «на четвёрку», а не «пятёрки за усердие». Стабильная работа «на пятёрку» оплачивается еще лучше, но накладывает дополнительную ответственность.
- Наша модель — предоставлять сотрудникам больше свободы, а не ограничивать её.
- Отпуск. Никаких ограничений и проверок. Также в Netflix нет дресс-кода, но никто не ходит на работу голым. Вывод: не всё требует специальных правил.
- Политика Netflix в отношении представительских расходов: вы можете делать все что угодно, если это отвечает интересам компании.
- Один выдающийся сотрудник делает больше и обходится дешевле, чем два средних сотрудника.
- Бонусы не нужны. Лучше потратить эти деньги на большие зарплаты и предоставить возможность тратить их на своё усмотрение.
После того, как концепция внутренней культуры Netflix появилась в открытом доступе в интернете, собеседования в компании стали выглядеть совершенно иначе, говорит Маккорд. На смену абстрактным вопросам вида «Расскажите о себе», пришли конкретные — «Как вы делаете свою работу продуктивной?»
Вскоре Маккорд дистанцировалась от других менеджеров — она взяла на себя полную ответственность за качество работы сотрудников. Она решила, что если её концепция окажется «глупейшей вещью» из сделанных в Netflix, то её можно будет просто изменить и попробовать что-то другое: «В действительности, корпоративная культура — это просто презентация PowerPoint».
При этом в Netflix легко расставались с людьми. В интервью NPR Маккорд рассказывала, как уволила одну из лучших сотрудниц, когда появилась возможность передать её функции компьютеру. Когда корпорация сделала ставку на стриминг, работы лишились десятки высококвалифицированных инженеров, многие из которых стояли у истоков компании.
В итоге Пэтти Маккорд сама стала жертвой той самой культуры, которую она создала. В 2011 году она поддержала план разделить Netflix на две компании — одна распространяла бы DVD, а другая развивала потоковое видео. План оказался провальным: пользователи не захотели тратить больше денег и 800 тысяч человек отменили подписку.
Топ-менеджер признала, что во многом ответственность за эту неудачу лежит на ней, и была вынуждена покинуть компанию. Она признается, что уходить было чудовищно, что бы там ни говорили слайды из ее презентации.
© vc.ru