Цифровая трансформация: как делают Porsche
Обсудить 0
На окраине немецкого города Лейпцига есть ничем не примечательная улица Поршештрассе, которая безо всяких интриг ведёт аккурат к заводу Porsche. Завод этот по меркам марки довольно молодой: церемония закладки первого камня состоялась в феврале 2000 года, а сборка автомобилей началась в августе 2002 года. Здесь работают более 4000 человек и 948 промышленных роботов. Фабрика занимает территорию в 400 гектаров, из которых 345345 квадратных метров отведено сборочному производству. А собирают здесь три пятидверные модели «Порше»: Cayenne, Macan и Panamera. В прошлом году, к примеру, из ворот завода выехали 158432 машины.
От турникетов на въезде аллея ведёт к зданию, похожему на летающую тарелку или шляпку закрученного в землю гигантского винта — кому что ближе. Сбоку от него расположен гоночный трек длиной 3,7 километра, а чуть подальше — внедорожная трасса протяжённостью шесть километров. А ещё на территории завода обитают, что несколько неожиданно, полтора миллиона пчёл, 75 зубров и 27 диких лошадей. В 2014 году завод Porsche в Лейпциге занял почётное первое место в престижном рейтинге J.D. Power Awards в номинации Best production quality. И это более чем заслуженная награда, ведь любой, кто ездил на автомобилях Porsche, знает, насколько качественно и тщательно они собраны.
Тем удивительнее, что уровень автоматизации на заводе нельзя назвать очень уж высоким: для кузовного цеха он составляет 95%, покрасочного — 85%, а сборочного — всего 5−10%. Большинство предварительных и окончательных сборочных операций выполняется вручную, но с помощью высокотехнологичного оборудования. Премиальные марки любят козырять ручной сборкой, подчёркивая таким образом эксклюзивность, но практика показывает, что это не всегда положительно отражается на качестве — увы, человек ошибается чаще, чем робот, который делает рутинные операции быстрее и точнее. Porsche старается гармонично сочетать оба этих подхода, чтобы в результате получить автомобиль с высочайшим уровнем качества.
Завод Porsche похож скорее на ультрасовременную лабораторию, чем на классическую фабрику. Здесь невероятно чисто, сборочные линии тут и там тянутся вдоль корпусов сразу на нескольких уровнях, кузова спускаются откуда-то сверху и уплывают вдаль, манипуляторы ловко таскают кузовные панели, стёкла и панорамные крыши. Атмосфера пропитана пресловутым немецким «орднунгом» — тут идеальный порядок, а улыбчивые работники в аккуратных комбинезонах сосредоточенно трудятся, постепенно превращая набор деталей в одни из лучших автомобилей в мире.
Комплектующие для сборки каждой машины подвозят к конвейеру электрокары с тележками. И, представьте себе, на заводе не увидишь никаких накладных, ведомостей, описей или протоколов. Ни одной бумажки! Вся необходимая информация об автомобиле считывается компьютером с RFID-датчика, закреплённого на кузове. С помощью беспроводных датчиков организован и склад, по которому синхронно передвигаются электрокары, на мгновение останавливаясь у стеллажей с запасными частями: компьютер показывает, где хранится нужная деталь. Словом, процесс организован по‑немецки — в лучшем смысле этого слова.
И, конечно же, никуда без заботы об экологии. Завод Porsche в Лейпциге является одним из самых экологически чистых в мире благодаря рациональному использованию ресурсов. В кузовном цехе немцы полностью отказалась от использования сжатого воздуха, сделав выбор в пользу точечного применения энергоэффективных технологий соединения. Значительная часть потребляемой заводом электроэнергии поступает от солнечных панелей, а современная технология охлаждения сварочных клещей позволила сократить расход электроэнергии более чем на 365 тысяч кВт⋅ч в год. Использование в покрасочном цеху системы фильтрации на основе каменной муки сократило энергопотребление на 60% по сравнению с водной фильтрацией.
Правда, несмотря на все инновации, сборка автомобилей занимает больше времени, чем раньше. Чудес не бывает: чем сложнее автомобиль, тем неизбежно дольше производственный процесс. К примеру, для сборки одного экземпляра Cayenne требуется 1,2 дня, Macan собирают за 2,7 дня, а Panamera изготавливают так и вовсе почти неделю — 5,2 дня. Наблюдать за производством автомобилей довольно интересно, но не менее любопытные вещи происходят и за пределами конвейера — там, где специально обученные люди проверяют качество работы своих коллег. И проверяют так, что комар носа не подточит.
Контроль качества на Porsche осуществляют довольно серьёзные люди с помощью устройств, которые довольно гармонично смотрелись бы в шпионском боевике. Нет, скорее даже в фантастическом шпионском боевике. Это вам не набор пластиковых карточек разной толщины, которые вставляют в зазоры между панелями и водят, морща лоб, работники одной другой премиальной марки. Здесь, ребята, всё очень и очень серьёзно и высокотехнологично: сегодня «Порше» использует дополненную реальность! Да-да, суровые ревизоры берут в руки планшеты и смотрят сквозь них на кузов автомобиля.
Раньше инженеры использовали матрицу из контрольных точек, которые обозначались на кузове наклейками. Сегодня, прошу прощения за каламбур, это вчерашний день, поэтому измерять кузов и выявлять малейшие отклонения поручили компьютеру. Посмотреть на его работу можно с помощью специального программного обеспечения для планшетов или очков виртуальной реальности. Если вдруг на автомобиле будет найдено отклонение от эталона, с которым сверяется программа, компьютер наглядно покажет всё на экране (или, соответственно, в очках). В случае, если бракованную деталь изготовил один из множества поставщиков Porsche, он получит подробный отчёт для того, чтобы как можно скорее исправить ошибку.
Качество окраски кузова и деталей проверяют с помощью световой системы. Выглядит это пусть и не так круто, как дополненная реальность, но, поверьте, является ничуть не менее эффективным способом пресечь на корню любые недочёты, пока их не увидели весьма требовательные клиенты. Автомобиль освещают с различных ракурсов, проецируя на поверхность кузова специальное изображение, которое выделяет незаметные невооружённому глазу дефекты лакокрасочного покрытия.
А устрашающего вида штука, которая вставляется в подстаканник, нужна для того, чтобы услышать любые посторонние звуки. Это лишь часть акустической измерительной системы, с помощью которой специалисты проверяют, чтобы все панели интерьера в автомобиле крепко сидели на своих местах и не раздражали водителя дребезжанием или поскрипыванием. Автомобиль с массивом направленных микрофонов выгоняют на полигон и с помощью телеметрии передают акустические данные в лабораторию, где программа определяет, откуда исходит посторонний звук. А заодно таким образом проверяют, чтобы шум ветра или звук двигателя в контрольных точках салона не превышал значений, установленных фирменными стандартами качества.
И всё бы хорошо, только… сегодня этого мало. Технологии развиваются семимильными шагами и потребителям нужно нечто большее, нежели качественный, мощный автомобиль с отточенной управляемостью. Не секрет, что автомобильная промышленность переживает масштабную компьютеризацию. Цифровая трансформация автомобилей способна перевернуть с ног на голову наше представление о них всего лишь как о средствах передвижения.
К интернету нынче подключены компьютеры и планшеты, смартфоны и навигаторы, телевизоры, игрушки, отопительные системы, кондиционеры… Это жизнь в онлайне: операторы сотовой связи, например, говорят об удвоении объёма передаваемых данных каждые 18 месяцев. Специалисты называют это четвёртой индустриальной революцией — после паровой машины, конвейера и компьютерной техники. Она выражается в тотальном сетевом объединении и информатизации всех процессов. Всё взаимодействует друг с другом и обменивается данными между собой: люди и машины, клиенты и продукты.
Конечно, рано или поздно двигатели внутреннего сгорания уйдут в небытие, а вместо водителя рулить электромобилем будет автопилот, но уже сегодня современный автомобиль должен быть ещё и мобильным устройством на колёсах. Автомобили будущего будут способны анализировать транспортную ситуацию в реальном времени, распознавать пробки и рекомендовать маршруты объезда, обмениваться информацией с другими участниками движения и даже с элементами дорожной инфраструктуры. В общем, дальнейшая задача для классической автомобильной промышленности ясна: активное развитие компьютеризации, расширение компетенций и повышение мобильности. Ведь в конечном итоге компьютеризация служит одной цели: эффективности. Интегрированный в сеть транспорт экономит драгоценное время, исключает пробки и сокращает выбросы вредных веществ.
Судя по всему, в Porsche настроены весьма решительно, поэтому на должность директора компании Porsche Digital, отвечающей за цифровую трансформацию марки, пригласили Тило Козловски, который занимал пост вице-президента и ведущего аналитика, а также руководителя направления информационно-коммуникационных автомобильных технологий и практики интеллектуальной мобильности в компании Gartner из Кремниевой долины. Вскоре после этого в берлинском районе Фридрихсхайн, прямо на берегу реки Шпрее, открыла свои двери Porsche Digital Lab — цифровая лаборатория, сотрудники которой претворяют в жизнь планы по тотальной компьютеризации автомобилей «Порше».
По словам господина Козловски, и тут с ним трудно поспорить, Porsche является символом уникального удовольствия от вождения. С этим связано и чувство восторга от автомобиля в целом, которое возникает у клиентов марки. Но сегодня действие этой уникальной притягательной силы можно распространить и на другие сферы жизни, причем в типичном для Porsche стиле. Как? К примеру, автомобиль скоро научится понимать, какие рестораны вы предпочитаете, чем любите заниматься на выходных, какими маршрутами обычно передвигаетесь — и будет держать наготове список оптимальных предложений.
«Порше» хочет создать вокруг автомобиля целую экосистему. Вот, к примеру, автомобиль сможет работать в паре с «умным» домом — когда водитель укажет в навигаторе домашний адрес, Porsche проветрит комнаты в доме, установит нужную температуру в климатической установке или даже наполнит тёплую ванну. Конечно, это можно сделать самостоятельно, но зачем, если автомобиль выполнит всё это за вас, пока вы едете домой и наслаждаетесь вождением? Дальше — больше: когда появятся полноценные автопилоты, ваш «Порше» съездит в сервис на очередное техобслуживание, пока вы спите или улетели в командировку. Удобно? Несомненно.
Кое-что из цифрового будущего уже доступно владельцам «Порше» и сейчас. Например, Porsche Digital инвестировала в стартап Evopark, который занимается разработкой систем автоматизированной парковки. Причём в случае с «Порше» всё обойдётся без привычных парковочных карт. Автомобиль просто заезжает на парковку, шлагбаум поднимается автоматически, а в конце месяца производится расчёт и списание денег с карты владельца. И не надо каждый раз опускать стекло, вставлять карту, собирать монеты и считать купюры.
Именно об этом и идёт речь: интеллектуальные решения в интересах клиентов. Или вот североамериканское отделение Porsche на днях объявило о запуске программы фирменного каршеринга Porsche Passport. Установив на смартфон специальное приложение, пользователь получает возможность за фиксированную арендную плату постоянно ездить на Porsche без ограничения пробега. Для вступления в программу требуется лишь проверка кредитной истории и аванс в 500 долларов. За две тысячи долларов в месяц доступно восемь моделей автомобилей, а за три тысячи — уже 22 машины. Причём в эту сумму включено даже обслуживание и мойка автомобиля — остаётся только заправлять бензин и кататься!
Программа Porsche Passport начнёт работать в ноябре нынешнего года в городе Атланта штата Джорджия, затем география проекта будет расширяться, чтобы как можно больше людей прониклись ценностями «Порше». Со временем таких преимуществ у марки станет ещё больше: сегодня это удовольствие от вождения, а завтра автомобили будущего, как уверяет Тило, будут ещё и знать привычки своих владельцев, понимать, что им нужно и вообще — постараются сделать их повседневную жизнь интереснее. Звучит многообещающе. Ну что ж, пожалуй, мы с удовольствием понаблюдаем за дальнейшей цифровой трансформацией автомобилей Porsche. Ведь если будущее автомобиля за компьютеризацией, то у «Порше» есть все шансы выиграть эту гонку.