Борьба Telegram за товарный знак Gram
Разбираем, какие перспективы у мессенджера в этом судебном деле, а также проверяем, зарегистрирован ли Gram в России.
11 мая Telegram Messenger Inc. подал иск в окружной суд США по Северному округу Калифорния с требованием к Lantah запретить использовать товарный знак Gram.
Исковое заявление и сайт суда, где можно самостоятельно изучить документы.
Telegram не подавал заявку на регистрацию товарного знака Gram в США, но в иске ссылается на common law (единая система прецедентов), которое должно обеспечить ему победу. Telegram владеет правами на коммерческое обозначение Gram, так как компания уже провела широкую кампанию и заключила соглашения на продажу токенов под этим названием, сказано в иске.
Специалисты компании АО «ЕДРИД» (производителя ИТ-решений для учёта нематериальных активов на предприятиях) подготовили несколько карточек, которые помогут разобраться в происходящем.
Может ли система прецедентов, на которую ссылается Telegram, быть достаточным доказательством в суде
Главный источник права в США — судебный прецедент. В области интеллектуальной собственности база прецедентов сложилась большая, потому что компании часто пытались доказать или доказывали свою правоту (право преждепользования) в подобных делах. Это произошло благодаря борьбе со:
- сквотерами — регистрация бренда или домена вперёд компании, которая его активно использует с целью последующей выгодной продажей последнему;
-
инвайдерами — аналогичны сквотерам, только они не продают, а засыпают компанию, которая не успела зарегистрировать, исками в суды, с целью отбора бизнеса или продукта («интеллектуальное рейдерство»);
-
патентными троллями.
Тем не менее, по законодательству США права на товарный знак возникают после регистрации его в патентном ведомстве США. Ссылка Telegram на common law будет рассматриваться судом, однако какое решение и в чью пользу будет вынесен вердикт, ещё не до конца понятно.
Сможет ли Telegram выиграть дело и что для этого нужно
Задача Telegram на суде — предоставить доказательства широкого коммерческого использования обозначения Gram до момента подачи заявки на регистрацию Lantah. В иске Telegram указывает, что к 25 февраля, когда Lantah подал заявку на регистрацию, уже заключил соглашения с 35 американскими инвесторами, 30 из которых зарегистрированы в Калифорнии. В соглашении использовалось обозначение Gram. Кроме этого, в иске указано, что в ICO участвовали фонды Sewuoia Capital и Benchmark.
Всё это даёт основание полагать, что шансы выиграть дело у Telegram есть, но в конечном счёте будет зависеть от мастерства юристов с одной и другой стороны. Интересы Telegram представляет юридическая фирма Skadden.
Неужели раньше никто не регистрировал такое популярное слово «Gram»
На сайте всемирной организация интеллектуальной собственности поиск выдаёт 2059 результатов по слову Gram. К примеру, такой товарный знак зарегистрировал Instagram ltd. Всё дело в нюансах. Lantah подал заявку на регистрацию Gram по 36 классу МКТУ (денежно-финансовые операции и услуги), а в этом классе до него никто не регистрировал.
Зарегистрирован ли Gram в России
По базе Роспатента не удалось обнаружить подобный товарный знак в 36 классе МКТУ, однако есть несколько товарных знаков, зарегистрированных в смежных классах, которые могут вызвать запросы со стороны Роспатента.
А надо ли будет регистрировать Gram в России
Обязательно, но для этого лучше подать заявку на регистрацию через Мадридскую систему — это система международной регистрации товарных знаков (упрощённая процедура для международной регистрации товарных знаков). Россия присоединилась к мадридскому соглашению в 1976 году.
Мадридская система предлагает владельцам товарных знаков возможность охраны принадлежащим им знаков в странах-членах Мадридского союза путём подачи одной централизованной заявки. Россия — участница в Мадридской системе.
Какие товарные знаки Telegram регистрирует в США
Кроме названия и своего логотипа Telegram, к примеру, регистрирует Telegraph по 38 классу МКТУ. Этот класс предполагает аудио- и видеовещание.
Какой масштаб кражи интеллектуальной собственности в США
Американскому бизнесу кража интеллектуальной собственности, включая технологии и программное обеспечение, может обходится свыше $600 млрд в год, подсчитали аналитики в IP Comission report.
За 2016 год в США зарегистрировали 545 587 заявлений на регистрацию товарных знаков, в России — 64 762 штук. Первое в мире по количеству занимает Китай с 3,7 млн заявок за 2016 год.
Как поступают в России
Российский бизнес ещё не дошёл до таких показателей, так как интеллектуальная собственность воспринимается как второстепенный актив (не вышли ещё из индустриальной эпохи), что ведёт к большому оттоку ИС из России.
В России право на товарный знак возникает так же, как и в США, — после регистрации его в патентном ведомстве (Роспатенте), но к сожалению, опыт стран, которые хорошо знакомы с понятиями сквотинг, инвайдерство и патентный троллинг, не рассматривается как доказательство в судах и не принимается во внимание бизнесом.
#telegram #право
© vc.ru