Бизнес с бюджетом в одну зарплату — Как московский предприниматель создал сеть боксерских клубов без инвестиций

Редакция vc.ru пообщалась с основателем московской сети секций по боксу «Ударник» Александром Летовым. В 2011 году он потратил 15 тысяч рублей на аренду первого зала и за пять лет построил одну из самых крупных сетей клубов по боксу в Москве.

tEi7PwBvST4.jpgАлександр Летов

Бизнесом основатель сети боксерских клубов «Ударник» Александр Летов заинтересовался еще в студенческие годы. В 2008 году он помогал начать дело своим друзьям из Московского авиационного института и других вузов. Пройдя бизнес-курсы, знакомые Летова открывали собственные фирмы — магазин по продаже цветов и даже столовую, но ни один проект не принес успеха.

«Было интересно, но ничего из этого не вышло. К сожалению, не хватило терпения и мотивации ни в одном из проектов. Мои товарищи после прохождения бизнес-тренингов были заряжены, но запала хватило только на два-три месяца. Затем человека сбивает отсутствие прибыли: потому что если делаешь бизнес с нуля, с бюджетом в одну зарплату — то и дивиденды начинают поступать не так быстро, и люди перегорают», — рассказывает он.

На первом курсе Александр Летов заинтересовался боксом. Выступал за команду МАИ (которую впоследствии возглавил), ездил на чемпионат России и был чемпионом среди студентов. Параллельно он работал замерщиком в компании по установке климатической техники, получая 20–25 тысяч рублей в месяц.

Бюджет и время были ограничены, поэтому в определенный момент он задумался о своих собственных проектах. Одним из вариантов стала почасовая аренда спортивного зала и проведение тренировок по боксу, поэтому он разместил объявление на Avito: «С сайта звонили редко, и в основном предлагали неподходящие варианты. Я искал помещения и на других интернет-площадках, но везде вечернее время было занято, или не устраивала цена. Подходящий вариант нашелся только через пять месяцев: мне позвонил человек и предложил неплохой вариант рядом со станцией метро «Электрозаводская» — по понедельникам, средам и пятницам с 20 до 22 часов», — вспоминает он.

Летов взял месяц на подготовку зала и поиск клиентов. Расходы на оборудование оказались минимальны, но состояние помещения было далеко от совершенства: «Там уже проводились тренировки по вин-чунь, или какому-то другому единоборству. Но в зале не было душевой, а раздевалка оказалась общая — всего 4 м², причем общая: мужская и женская».

Мне пришлось потрудиться, чтобы его оборудовать. В одной из соседних комнат, где много лет назад был пожар, был небольшой бассейн. Самое главное, что туда шли трубы с холодной водой, и была проведения канализация. Я отмыл сгоревший бассейн, заново покрасил, поставил смеситель.

— Александр Летов

Боксерские мешки предприниматель попросил у своего тренера. Они были старые, советские. Он их подшил, накидал туда старых тряпок и повесил. Стоимость аренды составила 15 тысяч рублей в месяц. «Эта сумма, плюс стоимость фоторамок с фотографиями боксеров, которые я повесил на стены, чтобы в зале появилась боксерская атмосфера, смеситель для душевой, банка краски и цепи для груш — вот и все мои затраты на бизнес», — рассказывает Александр Летов. Сегодня его компания полностью арендует семь больших залов и считается одной из самых крупных секций бокса в Москве.

6H6rs97WC7Y.jpgЗал на «Электрозаводской», 2011 год

Непросто было и привлекать клиентов, рассказывает Летов: «Когда я только начинал, то, естественно, никаких информационных ресурсов у меня не было. Уже в сентябре я начал создавать сайт «Ударника». Купил шаблон на Joomla, заполнил его. Но чтобы продвигать сайт с помощью «Яндекс.Директа» денег не было. А для продвижения с помощью SEO требовалось время — хотя бы полгода».

Тогда предприниматель решил использовать наружную рекламу. Раздача листовок и расклейка объявлений на доски возле подъездов не сработала. «А вот реклама на асфальте сработала отлично. Я взял толстый картон и вырезал трафарет, у меня это часов шесть заняло. Нанесения были большие по размеру» — рассказывает Летов.

В 2011-ом году реклама на асфальта еще не была запрещена: соответствующий закон вышел только спустя два года. «Тогда она была довольно популярна, и многие ее делали. Но моя реклама была крупнее и заметнее, чем у других. Плюс я был единственным, кто делал нанесения осенью и зимой. Были ночи, когда я выходил в двадцатиградусный мороз, чтобы сделать 20–30 нанесений за ночь», — вспоминает предприниматель.

На протяжении двух недель предприниматель по ночам разрисовывал асфальт в проходимых местах неподалеку от клуба, возле соседних станций метро — «Семеновской» и «Партизанской». Это дало результат, и начались первые звонки.

b91c247d94277b.jpg

Первое занятие состоялось 3 октября 2011 года. На него пришло всего два человека. «Чтобы зал не выглядел пустым, я пригласил своих друзей-боксеров — они присутствовали в зале и создавали эффект группы. У меня уже был тренерский опыт, но мандраж все равно оставался. Мы позанимались, я уделил им много внимания, но на следующее занятие в среду они не пришли. Я думал — не понравилось. Но через два дня они вернулись и внесли оплату — по 2500 в месяц — это ниже, чем средняя рыночная стоимость по Москве. Но я был безумно счастлив — это была моя первая продажа. А дальше рост был довольно быстрый», — вспоминает Летов.

Спустя некоторое время он взял вторую группу и расширил время аренды зала. Через пять месяцев выручка составляла до 90 тысяч рублей в месяц. «За аренду я стал платить больше, но и получать — тоже. Прибыль была тысяч 30–40 в месяц. Плюс какие-то деньги я зарабатывал на основной работе — тогда в месяц у меня тысяч 60–65 выходило», — рассказывает предприниматель.

В это время он уже заканчивал учебу. Завершалась и его боксерская карьера — свой последний поединок он провел в ноябре 2011 года. Но времени больше не стало: Летов хотел развить еще один канал привлечения клиентов — сайт: «Все свободное время я тратил на изучение SEO и маркетинга, копирайтинга. У меня не было лишних денег, чтобы заказывать сайт в студии, поэтому я сам занимался его развитием и продвижением. Все основные тексты — около 500 главный статей сайта — писал сам», — вспоминает он.

В феврале-марте 2012 года он взял в аренду второй зал, заполнив оставшиеся вечера — вторник, четверг и субботу. «Люди набрались еще быстрее — к тому моменту они приходили уже с сайта. По многим топовым запросам мы уже попадали в десятку. Людей было очень много — группы оказались переполнены. В одно время в зале на «Электрозаводской», где площадь всего 60 м², одновременно занималось 29 человек», — рассказывает Летов.

В 100 метрах от того зала был фитнес-клуб «Зебра». И особенно меня удивляло то, что ко мне в группу приходили люди, у которых был оттуда абонемент. У нас на тот момент не было элементарных комфортных условий. Ни душа нормального, ни раздевалки, три старых дырявых мешка и очень маленькая площадь при огромном количестве занимающихся. А в «Зебре» и сауна, и душ, и ринг в зале бокса. Но люди все равно ходили ко мне. Говорили: «У вас тренировки интенсивные. Вы хороший тренер, нравится у вас заниматься и в парах работать».

В апреле 2012 года у Летова появились первые сотрудники. «Я арендовал уже три зала, но чисто физически не мог разрываться между ними. Тогда я начал привлекать своих друзей-боксеров из МАИ. Но я заметил, что стоило мне уйти с какого-нибудь зала, как там начинается падение прибыли. Когда не было прямого контроля над каким-то залом, там сразу же начинался спад. И я понимал, что мне, как управленцу и менеджеру, еще многому стоило научиться», — вспоминает он.

Кроме того, спад мог быть связан с сезонностью бизнеса, потому что основной доход спортивные секции получают с сентября по раннюю весну, рассказывает предприниматель: «Резкое падение продаж начинается в конце мая и продолжается до августа — люди отдыхают, им не до бокса. Июнь и июль — самые кризисные месяцы».

Если начинать бизнес, связанный со спортивными секциями, то начинать подготовку лучше летом: сделать ремонт, провести рекламную кампанию и открыться в сентябре, советует предприниматель: «Если готовиться в марте-апреле, а открываться в мае-июне, то потом придется до осени с затянутыми поясами сидеть — ничего не удастся ни заработать, ни отбить. Когда я начинал, я всему учился на собственных ошибках, у меня не было помощников и советчиков, которые смогли бы предложить решение в сложных ситуациях».

Осенью 2012 года Летов ушел с основной работы. Один из залов стал приносить выручку по 250 тысяч рублей в месяц, и предприниматель решил отказаться от почасовой аренды заведений в пользу полной: «С почасовой арендой ты не бизнесмен, а тренер с подработкой. Кроме того, почасовая аренда — это не совсем легальный вид деятельности. Таких секций в Москве насчитывается несколько тысяч по всем видам спорта, и их деятельность проходит с большим количеством нарушений, как с точки зрения приема платежей и оплаты аренды, так и с точки зрения проведения самих занятий», — поясняет он.

Помимо этого, почасовая аренда зала выходит дороже, чем круглосуточная, рассказывает Летов. «Зал для почасовой аренды, как правило, уже готов для занятий. Но у нас уже был неплохой оборот, поэтому мы могли взять «убитое» помещение, вложить несколько сотен тысяч в ремонт и получить арендную ставку от четырех до восьми тысяч рублей за квадратный метр в год».

Первое помещение под полную круглосуточную аренду появилось у Летова в апреле 2013 года. «Расположение у него было неплохое: рядом с метро в густонаселенном районе. Опыта в аренде, в бухгалтерии, в юридической грамотности у нас было ноль. В команде подкованных сотрудников не было — там только тренеры. Сейчас бы мы это помещение, конечно, не взяли. Но тогда нам сравнивать было не с чем».

Как оказалось, помещение было с огромным количеством проблем. «Например, там никогда не было воды, и с отоплением возникали перебои — зимой температура внутри могла упасть до пяти градусов. С потолка текло в 10–20 местах. Условия были спартанские. На ремонт мы потратили около 500 тысяч. Но зато помещение было большое — 265 м²», — вспоминает Летов.

В 2013 году Государственная дума запретила рекламу на асфальте. К тому моменту сайт «Ударника» стал основным каналом привлечения клиентов. «За полтора года мы, не имея каких-то больших денег, обошли по SEO-позициям, по трафику и по посещаемости большое количество довольно сильных конкурентов», — рассказывает Летов.

Конверсия с асфальта была минимальная. Особой популярностью реклама на асфальте пользовалась у недавно приехавших в Москву людей. С 15 звонков мы получали одного клиента. Оставшиеся 14 — это люди, которые, преимущественно, имели проблемы с русской речью. С ними мы разговаривали долго и тяжело. А с интернета все звонки горячие — всю информацию люди уже знают и звонят, чтобы уточнить детали.

Сейчас «Ударник» полностью арендует семь залов. Ежемесячная выручка одного зала варьируется от 400 тысяч до 1 миллиона рублей, в зависимости от площади помещения, его расположения и времени работы. По словам Летова, чистый доход составляет от 10% до 40% выручки, в зависимости от сезона. В компании работает свыше 50 сотрудников, многие из которых начинали вместе с Летовым в Боксерской секции МАИ.

h3vnLJNr-l8.jpg

По словам предпринимателя, сейчас на рынке боксерских залов Москвы сильных игроков немного: «Мне нравится работа «Академии бокса». В информационном поле они №1: много публикаций в СМИ. В этом плане с ними конкурировать тяжело, но за клиентскую базу мы с ними не конкурируем — у нас разные сегменты рынка. Они работают в сегменте «премиум», а мы в сегменте «эконом».

Все остальные — это небольшие клубы и секции. «В Москве больше двухсот боксерских клубов и большинство работает с почасовой арендой. Рынок боксерских школ довольно насыщен. Но все же я считаю, что если бы в эту сферу пришел талантливый бизнесмен хотя бы с минимальным опытом в боксе, то он смог бы легко вырваться в лидеры. Здесь нет сильных менеджеров и предпринимателей, потому что в сфере боксерских клубов нет возможности зарабатывать большие деньги, и они, вероятно, предпочтут другие сферы деятельности», — рассказывает Летов.

По его мнению, этот бизнес интересен для начинающих предпринимателей: «Он не требует стартовых вложений, и здесь можно дойти до неплохого уровня прибыли. Я считаю, что такой проект может стать трамплином для более серьезных вещей в будущем. Плюс, это действительно интересный бизнес».

По словам предпринимателя, главная причина, которая мешает тренерам развивать свое дело — это лень. «Сделать шаг наверх — это всегда дискомфорт. Дискомфорт от постоянного обучения, смены вида деятельности и большой занятости. Но если есть желание сделать шаг наверх, надо отбросить лень и запастись терпением. Вначале я был только тренером, затем рекламщиком с кустарными методами, потом SEO-специалистом, копирайтором, строителем, дизайнером, программистом, бухгалтером, юристом. Предприниматель — это человек-оркестр. Ему нужно знать и уметь все до тех пор, пока он не будет в состоянии делегировать полномочия другим», — уверен Летов.

©  vc.ru