Безответственный трёп о лопатах на Android, шрифтах iPhone и злых вебмастерах

Смартфоны с большими экранами — зло. Они плохо лежат в руке, помещаются не в каждый карман, дороже стоят и быстрее жрут батарейку. Можно отдельную книгу написать о недостатках смартфонов с большими экранами. Но сегодня я несколько слов хочу сказать об их достоинствах.

Прежде всего уточню, что «большим экраном» у смартфона я называю любой экран, шире чем у iPhone 5. Ребята из Apple долго измеряли человеческие руки, чтобы решить, на какой ширине экрана остановиться и вроде бы нашли компромисс. Я же сегодня говорю о тех моделях, разработчики которых с чувством меры не дружат. Это и Sony Xperia Z, и HTC One, и, конечно же, Samsung Galaxy S (а тем более — Note). Те устройства, которые уже почти официально называют «лопатофонами».

Приблизительный концепт лопатофонаПриблизительный концепт лопатофона

С определённой долей безответственности я утверждаю, что производителям лопатофонов стоило бы приплачивать веб-дизайнерам процент от продажи своих устройств. Это было бы как минимум справедливо. Можете со мной поспорить, но вот вам мои соображения:

Легко убедиться, что лопатофоны пользуются спросом у существенной части населения, и я тут говорю не о любителях всего большого во имя Фрейда, и не об обманутых продавцами лохах, а о вполне адекватных людях, из чисто пользовательских соображений жертвующих качеством и понтами Apple ради большого экрана флагманов на Android.

На закономерный вопрос: «Почему?» у этих людей бывают разные ответы, но самый распространённый — «на iPhone всё мелко». Я расспрашивал подобных людей в оффлайне, наблюдал за их комментариями в сети и уверен, что правильно ухватил суть. Гиков волнуют возможности Android, экономных волнует цена (конечно это я не про флагманские лопаты), но огромный процент людей просто хочет, чтобы было «покрупнее».

Конечно речь не про игрушки (пулять птичками из рогатки можно и на двухдюймовом экране, проверено). И не про сложные схемы и интерфейсы, для которых любой смартфон мал и нужно брать планшет. Речь про обычные тексты для продолжительного чтения.

В некоторых холиварах доходит даже до утверждений, что у Apple «неразборчивые шрифты». Это они про те самые шрифты, которыми в Купертино так гордятся. Которые одобрили Айв и Джобс. Про те самые шрифты, которые я читаю каждый день часов по шесть-восемь. Я просто не могу объяснить такой взгляд на мир ничем другим, кроме фундаментальной ошибки.

Дело в том, что размер и разборчивость букв изначально никак не связаны с шириной экрана. Например, на моём 23-дюймовом настольном мониторе текст может выглядеть так:

Нечитабельный текст на 23-дюймовом монитореНечитабельный текст на 23-дюймовом мониторе

В то же время, на узеньком экране моего iPhone текст может выглядеть так:

Читабельный текст на экране iPhoneЧитабельный текст на экране iPhone

Ну и какой из этих двух текстов проще читать?

Честно признаюсь, оба скриншота выше были получены при помощи подкручивания настроек. Это обычное дело: где-то можно поменять размер шрифта, где-то общий масштаб, и проблема решается. Обычно в мобильных приложениях заранее выставлен оптимальных размер шрифта. В особо тяжёлых случаях его можно настроить. Я неоднократно видел, как люди с проблемным зрением без очков читали со смартфона Твиттер или, например, Pocket. Но не сайты в мобильном браузере.

Со времён мобильного Safari на первом iPhone мобильные браузеры умеют подгонять масштаб по ширине колонки основного текста. Но в большинстве случаев это всё равно мелко. Некоторые сайты даже в ланшафтном режиме читать тяжело, а в портретном — почти все. Всё дело в длине строки.

Колонка текста лучше всего читается, когда длина строки не превышает 30–50 символов. Точное значение вычислить трудно, но 60 — это точно уже много. Это не из-за размера букв, а из-за того, что трудно искать начало следующей строки глазами. Именно поэтому в хороших книжках текст крупный, а поля — большие, чтобы уменьшить количество букв в строке. Именно поэтому некоторые люди читают широкие тексты с линейкой. Именно поэтому в газетах текст начали разбивать на колонки.

На сайтах текст даже на колонки разбивать не надо. В вебе на широкие поля бумага зря не тратится. Но большинство веб-мастеров продолжают верстать так, как будто их заказчик — древняя бумажная типография.

И вот ведь что характерно, колонка текста шириной в 30–50 символов отлично читается и на Galaxy Note, и на iPhone, и даже на древнем Glofiish X500. А колонка шириной 70–150 символов, как в большинстве онлайновых СМИ нормально не читается нигде.

В мобильном браузере можно растянуть пальцами масштаб страницы, но вёрстка не изменится и строки перестанут помещаться на экран. Естественно, что пользователям захочется экран пошире.

Я уверен, что те немногие вебмастера, которые делают на своих сайтах адаптивную вёрстку или колонки в 30–50 символов заслужили благодарность от всех прогрессивных пользователей. Ну, а остальные вносят заметный вклад в популярность лопатофонов и заслуживают доли от выручки не меньше, чем продавцы магазинов электроники.

©  Ferra.ru