Бесполезная диета: почему не работает цифровой детокс
Для полного излечения от зависимости нужно пересмотреть свои привычки, а не просто временно отказаться от всех устройств, — считает профессор исследовательской группы кибер-психологии Университета Сиднея Джоселин Брюэр.
Издание «Идеономика» опубликовало перевод её материала для издания Quartz.
Рассказы о нашей одержимой технологиями жизни изобилуют метафорами о еде. Мы запойно смотрим сериалы на Netflix. У нас есть аппетит к «пожиранию» новостей. Мы тщательно изучаем, какие издатели входят в наш ежедневный дайджест или медиадиету. Мы отфильтровываем спам и жаждем контроля над тем, что публикуется в социальных сетях. И потом, когда всего этого становится слишком много, мы устраиваем цифровой детокс.
Ограничительная риторика в конечном итоге направлена на то, чтобы пристыдить нас и обвинить в том, что мы больше не контролируем свою цифровую прожорливость.
Погружаясь в негативные коннотации, мы осознаем, что нам нужно найти сбалансированные, устойчивые способы контроля за использованием технологий, и это весьма похоже на диету. Я называю это цифровым питанием.
Вместо того чтобы поститься, можно расширить возможности здорового, позитивного взаимодействия с технологиями. Цифровое питание касается разработки и внедрения когнитивных навыков, позволяющих контролировать выбор технологий.
Оно включает в себя как виртуальные витамины, подразумевающие деятельность, в которую мы вовлечены, так и наши отношения с технологиями и онлайн-миром.
Цифровой детокс не работает
Бум цифрового детокса в последние годы сигнализирует о необходимости восстановления контроля над нашими технологическими привычками. Многие из нас бесконтрольно следят за информацией по целому ряду устройств и замечают влияние на работоспособность и психику: концентрация снижается, рабочая память сокращается, а тесные отношения сходят на нет.
Мы ищем места для отдыха без Wi-Fi. Мы загружаем приложения, которые помогают нам держаться подальше от смартфонов. Тем не менее, попытки цифрового воздержания редко сочетаются с когнитивными изменениями или осмыслением привычек, которые мы ненавидим.
Несколько дней автономного режима начинаются с демонстрации добродетели и прокламации альтернативных способов оставаться на связи, а заканчиваются измождённым «запоем» в попытке наверстать всё, что было пропущено, и опубликовать все отпускные снимки. Через день или два вы возвращаетесь к привычному режиму — лезете за телефоном в среднем 85 раз в день.
Мы знаем, что модные диеты и детоксы не помогают сформировать долговременные изменения. Благодаря им ваш вес просто скачет туда-сюда, у вас появляется ощущение неудачи и стыда, и вы больше склонны бросаться в крайности, рекламируемые псевдонаучными и ЗОЖ-блогерами.
Вместо цифровых суббот, шаббатов и постов нужно восстановить устойчивые отношения с технологиями — то есть обзавестись пожизненными здоровыми цифровыми привычками вместо того, чтобы увековечивать цикл «запой — очищение».
Вредны ли для нас технологии
Сами по себе технологии не вредны для нас. Так же и шоколадный торт, если есть его время от времени, не приводит к ожирению. Если не отвергать сладости полностью, но и не есть всю эту чертовщину постоянно, то вредное в умеренных количествах мало повредит в долгосрочной перспективе.
Но сегодня мы едим слишком много цифрового «шоколадного торта». Говоря о технологиях, мы используем определения зависимости: приводим упрощённые, но проблемные сравнения с употреблением наркотиков, получением допамина, а молодых людей называем психотическими наркоманами. Технологии пропагандируют войну с наркотиками, генерируя клики и шэры, а это — признаки того, что они осуждают.
Сами по себе технологии — не яд и не лекарство. Тем, кто продолжает настаивать на аналогии, предлагаю посмотреть на технологии как на шприц: это устройство или инструмент для доставки содержимого, и именно содержимое делает нас больными, а не сам сосуд.
Шприц может спасти жизнь, если вколоть им инсулин диабетику, а может нести угрозу для здоровья тех, кто употребляет наркотики. Так же и устройство может и помочь вовлечь молодых людей в обучение, и стать инструментом киберненависти.
Вместо того чтобы просто подсчитывать часы и минуты, потраченные на сидение перед синими экранами устройств, мы должны судить о времени, проведённом нами в интернете, с точки зрения того, что мы потребляем: вы бессмысленно жуёте пустые калории Candy Crush или подпитываете своё тело значимой для мозга пищей?
Подсчёт цифровых калорий
Экранное время традиционно было барометром приемлемого использования устройства, но не существует общепринятого ежедневного лимита калорий, который можно было бы считать «здоровым». Если для детей были определены некоторые временные рамки, то взрослым предоставляется полная свобода действий в обширных цифровых ландшафтах.
Не все онлайн-активности устроены одинаково. Некоторые можно считать фастфудом — если потреблять их в меру, то всё будет в порядке, но когда потребление становится чрезмерным, появляются проблемы. Другие — это питательная и полезная пища: серьёзные игры и научно обоснованные приложения для здоровья.
Чтобы сделать здоровый, осознанный выбор того, что мы потребляем, нам нужно понимать разницу между ними, знать, как часто их нужно употреблять, а также анализировать контекст, в котором мы потребляем цифровую пищу (например, тайно в одиночестве в спальне или открыто на рабочем месте).
Отслеживание экранного времени сродни подсчёту цифровых калорий: это всего лишь один из способов рассмотреть ваши диетические потребности. В мире питания эти потребности варьируются в зависимости от ряда факторов, таких как возраст, метаболизм и физическая активность.
Но мы учитываем не только калории: мы также учитываем содержание в пище питательных веществ, таких как жиры, сахар и добавки. Те 400 калорий, которые наше тело получает из кусочка пиццы пепперони, отличаются от 400 калорий, полученных из морковных палочек. Аналогично: час бессмысленной прокрутки Instagram влияет на вас по-другому, чем час изучения языка на Duolingo.
Исследования показывают: максимальная угроза проистекает из технологий тогда, когда они постоянно используются для устранения негативных чувств. Одно дело, когда вы немного читаете какую-то ерунду в онлайне, чтобы снять стресс после особо напряжённого дня, и другое — когда вы используете технологии, чтобы оградить себя от серых будней. Понимание этого — ключ к поддержанию здоровых отношений с технологиями.
Мы умеем принимать во внимание место, откуда поступает пища, процесс, связанный с её производством, и ограничивать некоторые продукты в своём рационе по этическим соображениям. То же самое относится к цифровым носителям. Например, откуда появились ваши новости? Был ли в топе Reddit этим утром уважаемый, непредвзятый источник новостей или что-то другое?
Потребителям нужна помощь, чтобы отделять цифровые конфеты от капусты и определять виртуальные витамины, содержащиеся в том, что они загружают. Что касается воспитательной стороны вещей, этим занимается Common Sense Media — некоммерческая организация, которая помогает родителям делать информированный выбор медиа с 2003 года.
Их система обзоров охватывает более 25 тысяч приложений, игр, фильмов и телешоу. Есть также более массовые коллективы, такие как Mom«s With Apps, где хранится список приложений, разработчики которых подписались под семью пунктами манифеста вдумчивых технологий.
Специальные этикетки помогают потребителям сделать выбор, но у нас нет такой системы в онлайн-мире. Например, в цифровом супермаркете представлено более 1,7 млн приложений и игр, из которых около 10% находятся в разделе «Образование».
Однако не существует никакой системы, которая могла бы проверять педагогические основы приложений для включения в этот раздел. Как мы узнаем, содержат ли эти программы скрытые транс-жиры или на самом деле помогут быстро достичь результата?
Пока система, которая могла бы чётко показывать, как технологии влияют на нашу психологию, не разработана, нам остаётся только пробовать цифровое меню и смотреть, как реагируют наши мысли.
Кто настраивает медиаменю
Как и в поговорке «Вы то, что вы едите», ваши мысли зависят от того, что вы потребляете ментально. Что «лопаете» вы и что даёте своим детям — ваш выбор, но есть множество факторов, которые постоянно пытаются повлиять на этот выбор.
Алгоритмы на таких платформах, как Facebook, запрограммированы на то, чтобы предоставлять вам небольшой выбор доступных опций меню. Таким образом, ваша цифровая диета управляется ограниченным выбором информации, которая усиливает ваши вкусы и предпочтения.
Этот пузырь фильтров ограждает вас от воздействия новых идей, если только кто-то за вашим «обеденным столом» не предлагает тему непосредственно вам. Это приводит к тому, что некоторые группы людей испытывают цифровое истощение, будучи ограничены в информации и возможностях, — и бедные остаются голодными.
Разнообразная медийная диета может помочь в формировании благополучия. Социальные связи важны для нашего здоровья, как и физические упражнения. Эти связи сейчас организуются социальными сетями и могут дать возможности для преодоления изоляции.
Альтернативные идеи, убеждения и информация помогают улучшить наше понимание окружающих и их взглядов. Жизнь в коллективном разуме может отделить наш опыт от остальных и помешать нам осмысленно участвовать в спорах, которые далеки от наших убеждений.
Новые исследования показали, как сбалансированная визуальная диета может помочь защитить мозг от развития беспорядочного питания и дисморфобии тела.
Если проследить множество хэштегов, связанных с принятием тела и бодипозитивом, таких как #EffYourBeautyStandards и #CelebrateMySize, можно предоставить мозгу более богатые источники визуальной информации и менее строгие идеалы. Мы можем думать о социальной пище таким же образом, осознанно изучая то, что появляется, когда мы прокручиваем ленту.
К счастью, похоже, что шеф-повары, которые писали меню, начинают обращать внимание на то, что они подают. В последнее время в центре внимания находится этика дизайна технологий. Центр человеческих технологий Тристана Харриса призывает поставить человечество в основу технологического дизайна.
Бывший менеджер Facebook, техпредприниматель и инвестор-миллиардер Шон Паркер осудил социальные сети, а акционеры Apple призвали к большей прозрачности в отношении того, как создается дизайн, при помощи которого привлекается внимание пользователей.
Конечно, мы знаем, что нужно есть больше листовой зелени и исключать насыщенные жиры. Но даже если появятся эксперты, которые скажут нам, что делать, а чего не делать, это не поможет, если мы не будем прислушиваться к их советам. Разрыв между нашими намерениями и поведением — это то, благодаря чему процветает индустрия похудения.
Нам нужно научиться более тщательно выбирать свою ментальную кухню и осуществлять самоконтроль, когда речь идёт о цифровом потреблении. Если мы этого не сделаем, то попадём на состязания по тому, кто больше съест, —, а ведь никто не хочет, чтобы у него разболелся живот.
© vc.ru