Банк как сервис: почему финансовым структурам стоит превращаться в платформу вслед за Amazon — Колонка управляющего партнёра Life.SREDA Владислава Солодкого

Управляющий партнёр сингапурского венчурного фонда Life.SREDA Владислав Солодкий написал для vc.ru колонку о том, чему российские банки могут поучиться у Amazon и банков других стран. В ней он рассказал, почему банкам России стоит начать сдавать в аренду свою инфраструктуру.

В ноябре 2016 года бывший глава крупного британского банка Barclays Энтони Дженкинс объявил, что запускает стартап 10x Future Technologies, который будет создавать новую технологическую платформу для банков, отвечающую последним запросам со стороны финтех-стартапов.

Комментируя эту новость, он подчеркнул, что технологические платформы для банков (core-banking systems) создавались очень давно — когда не было бума финтех-проектов, и они не отвечают на запросы нового времени. В октябре 2016 года передовые британские мобильные банки Starling и Monzo пригласили независимых разработчиков из других финтех-проектов интегрироваться с их банками через открытые API-модули.

Двумя кварталами ранее было две похожих новости — китайская Ant Financial (AliPay) думает о покупке до 25% акций немецкой Wirecard (чуть позже — Alibaba опровергла эту новость), а немецкий финтех-холдинг FinLeap запустил компанию solarisBank.

Что объединяет эти новости? Все игроки, помимо прочего, занимаются разработкой BaaS-платформ. Bank-as-a-service (банк-как-услуга) — сдача в аренду банковской инфраструктуры (лицензия, процессинг платежей, выпуск карт, комплаенс), вместо создания или покупки ее для других игроков, — крайне новое явление, но стремительно набирающее обороты с ростом количества финтех-стартапов.

Молодые стартапы не могут позволить себе банковские лицензии, а для масштабирования в другие страны нужны новые лицензии и инфраструктура. Договариваться каждый раз с банком-партнером — долго и дорого: традиционные банки имеют собственный бизнес и KPI и пока что не имеют четкой стратегии и навыков, как быстро и дешево работать с финтех-стартапами. Но не только финтех-стартапы создают спрос на новую отрасль — в таких middleware-платформах заинтересованы и телеком-операторы, и ecommerse-гиганты.

Еще один интересный факт — в конце апреля AWS (Amazon Web Services) отчитались о рекордной прибыли, которая составила 67% от всей прибыли Amazon. Чем этот факт интересен для банков и финтех-проектов? Когда-то основатель и владелец компании Джефф Безос инвестировал много миллионов в создание отличной инфраструктуры для поддержки и масштабирования Amazon. В это же время на рынке стало появляться много новых сервисов, включая новых ecommerse-игроков.

Вместо того, чтобы конкурировать с ними, ждать, когда они построят свою инфраструктуру, и надеяться, что они будут её строить долго и не так успешно, Amazon решила предоставить её другим игрокам в аренду. Если провести аналогию с банками, то Amazon не смотрела на другие онлайн-сервисы как на конкурентов или врагов, а решила стать для них лучшим партнером и заработать на этом.

И правда, если вы создали инфраструктуру только для себя — это расходы. Если вы поделитесь ей с другими игроками, то получите инвестиции и новые источники доходов. Сейчас AWS претендует на то, чтобы из облачного хранилища стать «операционной системой интернета».

Посредством присоединения к BaaS-платформе банки могли бы сдавать свою инфраструктуру для финтех-стартапов. Это сильно удешевит, ускорит и упростит запуск и масштабирование стартапов. А для банков создаст новые источники прибыли и расширит продуктовый ряд. Сейчас все гиганты типа PayPal и Stripe взяли курс на расширение своего продуктового предложения за счет работы с независимыми разработчиками, которым они предоставляют открытые API для работы со своими сервисами и интеграции их во внешние приложения (как объявили Starling и Monzo).

Пока что в Азии в целом и в России в частности ни один банк не преуспел в создании своих открытых API и не имеет четкой стратегии по работе с новыми сервисами. В результате стартаперы тратят на запуск своего проекта около года и до 80% своих ресурсов — в то время как их американские коллеги, которые, например, запускаются на базе BaaS-платформы Bancorp, тратят 80% ресурсов на развитие продукта, привлечение и обслуживание клиентов и только 20% на запуск.

Другой момент — BaaS-платформа действительно должна быть независимой и покрывать ряд стран, а не одну. Природа digital-мира состоит в том, что разработчики должны постоянно масштабироваться на новые рынки — если хочешь существовать в рынках одной страны, открой традиционный офлайн-бизнес. И на каждом новом рынке стартапы вынуждены искать новый банк и интегрироваться с нуля.

Но стартапы не хотят зависеть от «настроения» банка-партнера и заниматься интеграциями в каждой новой стране с начала. Со сторонней платформой они могут не только запускать сервисы быстрее и дешевле, но и выходить на новые рынки без всяких преград. Такой проект, например, реализует в Азиатско-Тихоокеанском регионе стартап BAASIS.

Вопрос в итоге к банкам (особенно в России): хотят ли они и дальше защищать свои локальные рынки от нашествия новых игроков, насильно заставляя стартапы становиться банками-партнерами, или они готовы зарабатывать, как Amazon, 67% от сдачи свой инфраструктуры в аренду. Они могут и дальше смотреть на финтех-стартапы как на потенциальных конкурентов или, в лучшем случае, будущих сотрудников самого банка. Хакатоны, акселлераторы, финтех-конференции, к сожалению, не решают проблемы развития реального нового бизнеса, а только привлекают внимание.

Статьи по теме

©  vc.ru