Астрономы готовятся раскрыть тайну мерцающей звезды Tabby

Звезда KIC 8462852 по прозвищу Tabby считается одним из самых необычных космических объектов. Она случайным образом светлеет и тускнеет, не соблюдая никакой закономерности, что позволило астрономам в 2015 году предположить, что какое-то иное космическое тело попросту закрывает от земных телескопов звезду на короткое время, в результате чего и снижается интенсивность излучаемого ей света. Одни считали, что это астероидное поле или рой комет, другие полагали, что это может быть некая мегаструктура искусственного инопланетного происхождения, но единой теории так и не было выработано.

Теперь ситуация может измениться. Ранним утром ученые обнаружили один из тех характерных световых интервалов, что присущи звезде. Все прочие происходили в прошлом, и о них ученые осведомлены из исторических источников. Но явление, наблюдаемое сейчас, когда астрономы вооружены современными технологиями, может заиграть новыми красками.

Обнаружен самый медленный пульсар

Как умирают звёзды

Для того, чтобы выяснить всю подноготную загадочной звезды, астрономы должны как можно быстрее навести один, а в идеале несколько телескопов на звезду. Это проблематично, поскольку мощные телескопы очень востребованы, и время их использования расписано на месяцы, а иногда и на годы вперед. Ученые далеко не всегда могут своевременно согласовать изменения графика и быстро переместить фокус телескопа. Впрочем, телескоп Swift уже запланировал несколько наблюдательных сессий в ближайшее время, да и ряд других телескопов по всему миру должны принять участие в одном или двух наблюдениях.

График изменений интенсивности свечения Tabby за последние несколько дней

Самая важная часть мероприятия — это наблюдение за спектром звезды Tabby. Спектр звезды — это весь свет, который звезда излучает в определенном цветовом спектре. Именно изучение спектра может показать, из чего состоит небесное тело. К примеру, звезда, содержащая только водород, будет отличаться по цвету от звезды, в состав которой входит и водород, и гелий. В свою очередь, спектр Tabby может прояснить периодическое затемнение: различные материалы блокируют разное количество света и если, к примеру, ученые увидят больше свечения в голубом спектре, нежели в красном, это будет означать, что затемнение вызвано пылевым облаком.

Также существует вероятность того, что эффект потускнения может быть вызван кометами или облаками звездного газа, не принадлежащими звездной системе Tabby. В этом случае, компоненты, общие для разных материалов (такие как вода и водород) будут блокировать лишь определенные части спектра, и астрономы смогут это зафиксировать. Если же затемнение вызвано твердым телом, то спектр будет равномерно уменьшаться по всему периметру. Вероятно, уже в ближайшем будущем специалисты все же смогут назвать наиболее вероятную причину мерцания необычной звезды.