28% россиян за последние три года поменяли сотового оператора

Компания "Делойт" представила результаты первого исследования "Российский рынок сотовой связи 2012".

"Не будет преувеличением сказать, что мы живем в век мобильных технологий. Сегодня в России средний потребитель обладает более чем четырьмя портативными устройствами, функциональность которых постоянно расширяется, а портативность, в свою очередь, стала одним из главных достижений современной микроэлектроники и промышленного дизайна. Мы убеждены, что результаты нашего исследования дают бизнесу достаточно пищи для размышления. Они могут быть интересны не только сотовым операторам и дистрибьюторам электроники, но и представителям тех секторов экономики, куда активно интегрируются телекоммуникационные технологии - финансовый сектор, ритейл, медийный бизнес, e-commerce, и даже государственный сектор", - прокомментировала Ольга Табакова, партнер и руководитель группы по предоставлению услуг компаниям отрасли высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ в СНГ.

"Технологии стирают грани между различными сегментами рынка потребительской электроники. Пользователи совершают звонки посредством компьютера, отправляют фотографии для размещения в социальных сетях непосредственно со смартфонов и даже фотоаппаратов. Появляется все больше устройств, которые могут быть подключены к сотовой связи. Поэтому сегодня мы склонны шире смотреть на традиционный рынок сотовой связи, принимая во внимание все многообразие устройств, доступных современным пользователям по всему миру. Российский рынок, в свою очередь, всегда был в чем-то уникальным и остается таким и в настоящее время. Проведенное нами исследование является дополнением к международному отчету и призвано подчеркнуть специфические для российского рынка моменты", - сказал Антон Шульга, партнер и руководитель группы по предоставлению услуг компаниям отрасли.

Российский рынок планшетов не уступает по насыщенности западным странам.

Уровень проникновения планшетов составил 14%, смартфонов - 29%. Можно констатировать факт, что планшеты стали новой продуктовой нишей и хорошо представлены в разных ценовых сегментах, в то время как смартфоны являются лишь заменителем обычных телефонов и не могут пока конкурировать с ними по стоимости.

43% портативных устройств используются для выхода в интернет. Интересно отметить, что такая ситуация обуславливается сочетанием двух, по сути, компенсирующих друг друга факторов: высокой интернет-активности пользователей обычных мобильных телефонов и относительно низкого проникновения смартфонов, пользователи которых обычно намного активнее, чем обладатели стандартных телефонов (67% абонентов против 34% выходят в интернет с их помощью).

Доля абонентов, не пользующихся Wi-Fi, среди опрошенных варьирует от 30-40% (смартфоны и планшеты) до 65% (обычные телефоны), а использование Wi-Fi осуществляется преимущественно в публичных местах, тогда как на Западе превалирует домашнее использование. В целом в РФ интенсивность использования абонентами мобильных сетей для выхода в интернет находится на очень высоком уровне (2 место после Южной Африки среди стран в выборке). В этой связи наблюдается увеличение интереса операторов к проектам Wi-Fi Bypass, а также тенденция к внедрению лимитированных тарифных планов - в качестве реакции на этот тренд.

Портрет типичного пользователя планшета в России имеет ряд особенностей - их владельцы предпочитают модели, оснащенные 3G-модулем, гораздо интенсивнее используют мобильные сети при выходе в интернет, хорошо осведомлены о всех функциях устройства. Тем не менее, пользователи планшетов не склонны идти на дополнительные траты. Основная причина отказа от использования всей доступной экосистемы приложений состоит в нежелании тратить на них деньги (это касается как самих программ, так и необходимого для них трафика).

Из числа респондентов-владельцев и ноутбука, и планшета одновременно, 40% абонентов, купивших планшет, стали реже пользоваться ноутбуком. На остальных приобретение планшета не оказало такого влияния, а 12% даже пришли к выводу, что стали чаще использовать ноутбук. Однако границы между данными устройствами могут постепенно стираться, поскольку все большее число моделей ноутбуков оснащено отделяемыми сенсорными экранами, которые могут использоваться в качестве планшетов.

Каждый третий опрошенный был шокирован размером телефонного счета хоть раз за последние 12 месяцев. Основной причиной стали услуги в роуминге. Другой причиной роста расходов на телефон, по сравнению с ожиданиями респондентов, стало превышение выговоренных минут или трафика над лимитом, предусмотренным тарифным планом.

Всего 28% абонентов в РФ поменяли оператора за последние три года. С одной стороны, на рынке присутствуют сегменты абонентов, склонных (по разным причинам) с большой частотой перезаключать контракты (до последнего времени этому немало способствовали сотовые дилеры), что чрезмерно "раздувает" средние показатели оттока. С другой стороны, существует вероятность того, что многие абоненты приобретали новый контракт у своего оператора.

©  @Astera