О пиратах на «Горбушке» можно забыть
Лет 15 назад это место претендовало на то, чтобы называться Тортугой, по аналогии со знаменитым островом, ставшим много лет назад убежищем карибских пиратов. Купить здесь можно было что угодно. Продавцы даже принимали заказы на специфическое программное обеспечение или редкие аудиозаписи. Более того, сюда приезжали даже из Европы и Америки за дешевым ПО, – о существовании авторских прав, лицензий и прочих мелочах даже не вспоминали. Разве думают об этом в пиратской вольнице?
Речь, конечно, идет о знаменитом «Горбушкином дворе», крупнейшем центре по торговле электроникой, программным обеспечением, аудио- и видеопродукцией, который возник неподалеку от знаменитой в конце 80-х «Горбушки». Шло время, и свои магазины открывали здесь крупнейшие российские компании, а сейчас иметь фирменную торговую точку в «Горбушкином дворе» считают обязательным уже и мировые гиганты.
«Горбушкин двор» – давно уже не аналог острова Тортуга. Пиратскую продукцию здесь если и предлагают, то из-под полы, так, как обычно и торгуют краденым. Но это, увы, не означает, что все продавцы, собравшиеся под крышей техномолла, чисты на руку. И периодические проверки этот факт подтверждают.
Рейды и проверки не лучшим образом отражались на всем торговом комплексе. Каждый раз выявление торговли пиратской продукцией влекло для техномолла и репутационные издержки, и экономические санкции. И руководство «Горбушкиного двора» стало бить пиратов их же оружием, – деньгами. Как? Снижало арендные ставки для тех продавцов, что имели договорные отношения с правообладателями. А тем, кто попадался на торговле контрафактом, оставалось выбирать между заоблачной стоимостью аренды или сворачиванием бизнеса на территории техномолла.
Теперь борьба с пиратством при помощи превентивных мер в «Горбушкином дворе» становится системной. Предотвращать нарушения – куда проще, чем преодолевать последствия. Неприятностей сможет избежать и руководство торгового комплекса, и сами продавцы, которые получат шанс вести бизнес цивилизованно. Ну а тем, кто сделает выбор в пользу пиратства предстоит столкнуться, для начала, со штрафами. Если же эта мера торговцем краденым не поможет пересмотреть подходы к бизнесу, то администрация «Горбушкиного двора» просто откажет в пролонгации договора аренды или разорвет уже действующий. Кстати, в случае выявления повторных нарушений, информация о них поступит в правоохранительные органы.
Жестко? Наверное, наоборот, – вполне либерально. Сегодня пираты вполне отдают себе отчет в своих действиях. И готовность руководства «Горбушкиного двора» дать им еще один шанс – даже больше, чем просто жест доброй воли.
Покупатель должен быть уверен, что приобретет в «Горбушкином дворе» только качественную продукцию, – говорит генеральный директор техномолла Ханяфи Хасянов. Именно поэтому администрация торгового центра так много внимания уделяет тому, чтобы защитить и покупателей от подделок и опасных последствий покупки контрафакта, и продавцов – от нецивилизованных конкурентов. Кстати, по данным независимого исследования компании Group IB 94% всех пиратских копий содержат механизмы обхода активации программных продуктов Windows, и негативно влияют на стабильность работы системы. Более того, в 7% нелегальных копий операционных систем было обнаружено ПО, предназначенное для кражи паролей и других персональных данных, а каждый четвертый из закупленных на трех московских рынках дисков содержал вредоносное ПО.
«Горбушкин двор» – крупнейший и самый известный в России торговый центр, специализирующийся на продаже высокотехнологичной продукции. Теперь он стремительно приближается еще и к тому, чтобы стать зоной, свободной от пиратства. И от того, насколько быстро будут установлены нормы цивилизованного бизнеса в других техномоллах, будет зависеть, в конечном итоге, и безопасность покупателей, и уровень их удовлетворенности, и, в конечном итоге, их доверие к российским техномоллам. Более чем в сорока городах России действуют Декларации о соблюдении прав производителей программного обеспечения. Теперь и торговым комплексам есть с кого брать пример.