Выбираем инструмент проектирования интерфейсов для аналитика

Всем привет! Меня зовут Бургомистренко Кристина и я — системный аналитик из компании Rubius. В этой статье я рассказываю про свой опыт проектирования и сравниваю несколько популярных инструментов для создания вайрфреймов, которые может использовать в своей работе бизнес/cистемный аналитик.

142cb8db59dbbc007998e5d73d6f7719.jpg

Зачем проектировать интерфейс аналитику, если есть дизайнер?

Переходя в новый проект я всегда подключаюсь к процессу проектирования интерфейса (в одиночку или в тандеме с дизайнером). Создание эскизов интерфейсов на раннем этапе проекта играет важную роль и позволяет визуализировать работу будущей функциональности, помогая Заказчику заранее «взглянуть» на нее. Эскизное проектирование является своеобразным мостиком между идеей и реализацией, который позволяет оперативно вносить коррективы и уточнять детали до того, как проект перейдет к этапу разработки.

Именно в этом контексте выбор инструмента для аналитика становится критически важным, поскольку правильно подобранные инструменты могут значительно упростить процесс согласования и обеспечить эффективное взаимодействие между всеми участниками проекта.

В случае, если проектирование начинается без дизайнера важно помнить, что аналитик — не дизайнер! Его задачей «минимум», как правило, является создание дизайна на уровне вайрфреймов, которые позволят концептуально продемонстрировать логику и решение проблемы с которой пришёл Заказчик.

Что такой вайрфрейм?

Различают 3 вида дизайн‑макетов: вайрфрейм, мокап и прототип. Ключевой различие между ними — разная стадия готовности/проработанности.
На стадии «аналитики» проекта, когда целевое решение ещё не ясно, разрабатываются «наброски» будущей системы, их называют «вайрфреймами/эскизами».

Вайрфрейм позволят отобразить:

  • информационную структуру будущей системы,

  • базовые группы контента,

  • базовую логику взаимодействия системы с пользователем (визуализация некоторых use cases).

После этого в работу подключается дизайнер/проектировщик интерфейсов/разработчики и детализируют его, прорабатывая вайрфрейм до деталей с учетом компонентов, цветов, колористики, формы кнопок, интерактива и т. п. В увеличением уровня детализации вайрфрейм плавно становится мокапом, а затем прототипом.

Виды дизайн-макетов

Виды дизайн-макетов

P.S Последовательность проектирования может отличаться в каждом проекте. Детализация вайрфеймов бывает разной в зависимости от задачи и возможностей в проекте. Нередко на первом этапе сразу разрабатывается мокап или прототип системы, после чего претерпевает регулярные коррективы, т.к на момент обсуждения точная логика работы не была определена.

Анализ и сравнение инструментов для создания вайрфреймов

Я провела анализ шести популярных инструментов для проектирования интерфейсов в контексте работы аналитика.

Важно отметить, что для меня эти инструменты незнакомые (ранее я всегда использовала в работе Figma), но в этот раз попробую их изучить «с нуля» и создать вайрфрейм для выдуманной задачи. При этом я зафиксирую время, которое мне понадобится для освоения каждого инструмента и проектирования одного экрана в виде вайрфрейма.

Список инструментов:

Инструмент

Описание

Тип

Год выхода

Axure RP

Инструмент для создавания реалистичных функциональных прототипов.

Настольное приложение

2004

Miro

Интерактивная онлайн‑доска с возможностью совместной работы над схемами и эскизами.

Онлайн‑сервис

2006

Pencil Project

Инструмент с открытым исходным кодом от вьетнамской компании Evolus.

Настольное приложение

2015

Balsamiq Mockups

Инструмент для создания вайрфреймов, интерфейсов для будущих сайтов, лендингов, мобильных приложений и программ.

Настольное приложение

2017

Excalidraw

Инструмент виртуальной доски для совместной работы. Позволяет создавать эскизы диаграмм, напоминающие нарисованные от руки.

Онлайн‑сервис

2020

Lunacy

Графический редактор нового поколения с искусственным интеллектом для UI/UX и Web дизайна.

Онлайн‑сервис

2023

О тестовой задаче

Итак, представим, что мы работаем в Microsoft. К нам пришел Заказчик и просит создать некое окно «Параметры» для новой версии ОС — Windows 11. Мы провели серию интервью со стейкхолдерами и понимаем, что окно должно иметь следующий вид:

Окно

Окно «Параметры» Windows 11

Но есть небольшая проблема — данное представление есть пока только в нашей голове и мы, как аналитики, решаемся спроектировать вайрфрейм для обсуждения нюансов с Заказчиком, разработчиками и дизайнерами. На текущий момент мы точно знаем, что у окна должны быть следующий интерфейсные решения:

  • основное меню в виде списка c поисковой строкой,

  • вложенный плиточный список (tile) для навигации в рамках выбранного раздела,

  • акцент на информации о пользователе и его устройстве.

Итак, устанавливаем все софты и начинаем решать задачку.

85b84ac6f9ec4bcc1c59357b41187766.jpg

На просторах интернета вы наверняка найдёте обзоры всех этих инструментов, но есть нюанс — все они написаны дизайнерами или проектировщиками интерфейса. В работе аналитика оперативность проектирования крайне важна. Поскольку большая часть моих задач имеет дедлайн «надо было вчера», наброски будущего дизайна быстро устаревают и/или переделываются. В связи с этим я выделила 4 основных критерия оценки (максимальный балл для каждого критерия — 5):

  1. Время (на освоение инструмента и проектирования одного вайрфрейма);

  2. Простота использования/интерфейса (на сколько легко «понимать» интерфейс инструмента, искать нужное действие без лишних сложностей, понятные инструкции или минимум шагов для выполнения определенных задач);

  3. Удобство (комфортность, эффективность и удовлетворение от использования инструмента);

  4. Библиотеки компонентов (количество элементов пользовательского интерфейса, библиотеки готовых компонентов, в том числе под разные ОС). Здесь будем разделять наличие базовых компонентов (кнопки, чекбоксы, селекты и т.п) и сложных/cоставных компонентов (таблицы, меню, датапикеры и т.п)

Результат в Axure RP

Вайрфрейм окна

Вайрфрейм окна «Параметры» в Axure RP

Преимущества

Недостатки

Время на освоение и проектирование

— низкий порог вхождения,
— большое количество компонентов и библиотек,
— поддерживает высокую детализацию вайрфрейма, — возможность создания сложных интерактивных прототипов, — возможность совместной работы.

— нет бесплатной версии, для полноценной работы нужна подписка (от 25$), — нет веб-версии (только desktop), — функция комментирования доступна только для автора.

24 мин.

Результат в Miro

Вайрфрейм окна

Вайрфрейм окна «Параметры» в Miro

Преимущества

Недостатки

Время освоения

— низкий порог вхождения,
— есть базовые компоненты и иконки, — есть возможность совместной работы.

— экспорт с искажением изображения (для бесплатной версии),
— нет сложных компонентов и шаблонных проектов, — нет быстрого поиска элементов, — нельзя создать вайрфрейм высокой детализации (элементы только бумажного стиля).

35 мин.

Результат в Pencil

Вайрфрейм окна

Вайрфрейм окна «Параметры» в Pencil

Преимущества

Недостатки

Время освоения

— низкий порог вхождения,
— есть поиск по элементам,
— экспорт без искажения изображения,
— есть базовые компоненты, — есть специализированные библиотеки (desktop, android, iOS), — поддерживает высокую детализацию вайрфрейма.

— нет сложных элементов в рамках одной библиотеки,
— практически нет иконок,
— нет возможности, множественного редактирования— нет возможности совместной работы.

35 мин.

Результат в Balsamiq Wireframes

Вайрфрейм окна

Вайрфрейм окна «Параметры» в Balsamiq Wireframes

Преимущества

Недостатки

Время освоения

— низкий порог вхождения, — есть поиск по элементам, — экспорт без искажения изображения, — есть базовые и сложные компоненты, — есть базовые иконки, — есть библиотеки с компонентами (iOS, Android).

 — нельзя создать вайрфрейм высокой детализации (элементы только бумажного стиля), — нет возможности совместной работы (в бесплатной версии), — нет веб-версии (только desktop).

24 мин.

Результат в Excalidraw

Вайрфрейм окна

Вайрфрейм окна «Параметры» в Excalidraw

Преимущества

Недостатки

Время освоения

— низкий порог вхождения, — есть интеграция с искусственным интеллектом Mermaid, который позволяет создать по текстовому описанию диаграмму, рабочий процесс, блок‑схему, — экспорт без искажения изображения.

— нет базовых элементов интерфейса и иконок, — нет библиотек с компонентами (есть только стандартные геометрические фигуры), — нельзя создать вайрфрейм высокой детализации (элементы только бумажного стиля), — нестабильно работает многопользовательский режим (не всегда изменения другого пользователей отображаются в «онлайн режиме») .

21 мин.

Результат в Lunacy

Вайрфрейм окна

Вайрфрейм окна «Параметры» в Lunacy

Преимущества

Недостатки

Время освоения

— есть базовые компоненты и иконки, — есть базовые библиотеки (Apple, Windows и т.п), — экспорт без искажения изображения, — можно создать вайрфрейм высокой детализации.

— высокий порог вхождения (сложно понять с чего начать, приходится искать где находятся компоненты), — нет готовых шаблонов для сложных элементов, — сложный поиск по элементам.

44 мин.

Сводная таблица оценки

Инструмент

Время

Простота использования

Удобство

Библиотеки компонентов

Общий балл

Axure RP

24 мин.

4

5

5

14

Pencil Project

35 мин.

5

4

4

13

Balsamiq Mockups

24 мин.

5

5

4

14

Miro

35 мин.

5

4

3

12

Excalidraw

21 мин.

5

5

2

12

Lunacy

44 мин.

3

4

5

12

Из анализа сделаю несколько основных выводов:

  1. Все инструменты, кроме Lunacy имеют низкий порог входа и могут легко использоваться аналитиком для проектирования. Выбирайте в зависимости от того, какой визуальный результат хотите получить.

  2. Обещанный «искусственный интеллект» в Lunacy генерирует только тексты, аватарки, помогает удалять фон из картинок (что, собственно, было всегда доступно в Figma через плагины). Какой-то «магии» с полуавтоматической генерацией вайрфреймов не произойдёт.

  3. Самыми простыми к освоению оказались Balsamiq Mockups, Excalidraw и Axure RP, но используя первые 2 инструмента вы сможете максимум спроектировать низкодетализированные вайрфреймы в «бумажном стиле». Если вам понадобиться что-то помощнее, то лучше обратить внимание на другие инструменты.

  4. В совокупности трех критериев (простота использования, удобство и разнообразие библиотек с компонентами) лучшими оказались Axure RP и Balsamiq Mockups. Тут стоит иметь ввиду, что Axure RP не имеет бесплатной версии для комфортной работы и нужно обязательно иметь подписку.

  5. Освоить Pencil Project и Miro было несколько дольше, но в случае с Pencil Project это произошло от большого разнообразия имеющихся возможностей. Поэтому рекомендую потратить чуть больше времени на освоение, чтобы потом оперативно проектировать вайрфреймы разной детализации.

© Habrahabr.ru