Как построить гибкую и адаптивную компанию чтобы она могла достигать результатов быстрее?

f1ed3314c2802c6c336b0a02596ea2ad.png

0c252bf7db430e84db8acf407e46c311.jpgДмитрий Курдюмов

Автор статьи

Привет, хабр. Меня зовут Курдюмов Дмитрий, я основатель консалтингового агентства Smart units. 

Более 7 лет я помогаю компаниям трансформировать их процессы и структуру для достижения большей адаптивности. В этой статье хочу поделиться некоторыми подходами к построению компании и структуры команд, которые позволят построить бизнес способный быстро реагировать на изменения рынка

Какую проблему это решает?

Многие компании каждый год тратят уйму времени на то, чтобы построить стратегию и сформировать планы. Но зачастую те планы которые мы построили быстро устаревают, а процессы тормозят рост. Поэтому появляются резонные вопросы:

  1. Как быстро поменять направление если мы узнали новые вводные? Лучше узнали рынок, конкуренты выпустили новый продукт и так далее. Саму стратегию поменять не сложно, а вот как сделать так, чтобы все в компании смогли быстро перестроиться и побежать в другом направлении?

    Как правило, вне зависимости от размера бизнеса, существует большая инерция и в целом узкоспециализированность отдельных отделов и команд, которая не позволяет им быстро перестроиться и пойти в другом направлении

  2. Как организовать людей таким образом чтобы избежать

    • Долгих согласований изменений из за множества слоев в структуре;

    • Синхронизации большого количества людей;

    • Размытой ответственности;

    • Бюрократии;

    • Отсутствия понимания целей снизу, когда люди попросту исполнители.

Во многом секрет решения этих проблем кроется в структуре организации. Давайте рассмотрим две из них. 1 — классическая функциональная и 2 — продуктовая. Сейчас многие компании меняют свой бизнес и переводят его на продуктовую структуру и управление. Почему они это делают? На своей практике скажу, что в тех компаниях где я проводил продуктовые трансформации, за счет только изменения структуры, получили прирост в скорости (time to market) в несколько раз.

Чтобы понять почему это работает, давайте для начала сравним 2 типа структуры организации.

Функциональная vs Продуктовая структура организации

Функциональная структура организации

Определение:

Функциональная структура организации организует персонал на основе функциональных областей, таких как аналитика, разработка, тестирование, маркетинг, финансы, производство и т.д. Каждая функциональная область предоставляет экспертов, специализирующихся в определенной сфере.

Преимущества:

  • Экспертиза. Позволяет специалистам сосредотачиваться на своей области компетенции.

  • Эффективность. Управление и контроль выполнения конкретных задач становятся более прозрачными в пределах каждой функциональной области.

Недостатки:

  • Изоляция. Отделы могут работать изолированно, затрудняя обмен информацией.

  • Отсутствие фокуса на результате. При такой структуре люди не отвечают за результат и ответственность размыта. Часто происходит постоянный возврат задач на предыдущие  этапы, в итоге теряется очень много времени на координацию.

  • Медленное принятие решений. Из-за того что система иерархична и поделена на функциональные области, дольше занимает процесс согласований, присутствует бюрократия.

  • Не гибкость. При такой структуре очень сложно быстро перестраиваться и коммуницировать.

Если подводить итог, то данная структура заточена на стабильность и контроль персонала, но абсолютно не подходит для реализации интеллектуальных задач в среде высокой неопределенности. В такой структуре планы расписаны на месяцы и годы вперед, а система едет медленно, но стабильно. При этом подобная структура не позволит быстро проводить эксперименты, быстро выпускать новые идеи на рынок, отказываться от ненужного. В такой структуре требуется много координации для решения задач требующих совместный труд. В такой структуре люди не замотивированы на результат и отсутствует фокус на клиенте, так как он где-то далеко за пределами иерархии.

Продуктовая структура организации

Определение:

Продуктовая структура организует персонал вокруг конкретных продуктов или услуг. Каждая продуктовая группа ответственна за полный жизненный цикл своего продукта. В каждую продуктовую группу входят все необходимые люди для создания и вывода продукта на рынок. Это могут быть и разработчики, и маркетинг, и юристы. Все в одной лодке и у всех единая цель. Как правило в такой структуре уходят полностью от отделов, а приходят к кроссфункциональными командам и выделенным ролям — функциям или сервисам, которые способны выделено взаимодействовать с командами.

Что называют продуктом?

Продуктом называют то, что несет ценность пользователям и прибыль бизнесу. Соответственно у продукта должны быть следующие характеристики:

  • У продукта есть бизнес модель (P&L), то есть продукт приносит прибыль.

  • У продукта есть пользователи.

Все остальное продуктами считать нельзя. Это могут быть части продуктов, какие-то системы помогающие закрывать требования продукта.

Преимущества продуктовой структуры:

  • Гибкость. Позволяет быстрее реагировать на изменения на рынке. За счет чего? тк  продуктовые команды имеют плоскую структуру и отвечают за метрики, а также имеют доступ к клиентам и обратной связи. Все обладают общей целью и фокусом. Как правило работа таких команд построена итеративно. Поэтому менять планы и приоритеты в таких командах проще. Мы можем изменить приоритет по продукту и все команды повернуть в другом направлении.

  • Скорость. Скорость коммуникаций, фокус на одном, общие цели делают такие команды супер быстрыми и способными быстро реализовать идею и довести ее до клиентов.

  • Постоянные эксперименты. в такой структуре как правило легче запустить непрерывный тест гипотез, быстрее отказываясь от ненужного.

  • Интеграция. Обеспечивает интеграцию всех функций вокруг конкретного продукта.

  • Мотивация людей. в такой структуре приветствуется автономия, креативность, развитие и поэтому это становится хорошим источником мотивации для людей.

Недостатки:

  • Неравномерная загрузка людей внутри продуктовой группы. Так как все трудятся над целиковой бизнес задачей, но в разные моменты времени загрузка может быть неравномерной. Но в такой структуре приветствуется t-shaping и развитие широкий навыков у специалистов, чтобы в разные моменты времени они могли помогать друг другу. Это в том числе обеспечивает гибкость.

Как организовать команды вокруг продукта?

Команды в продуктовой группе как правило организовываются вокруг целей, которые преследует продукт.

1 способ организации — по CJM клиентов

Если взять пример крупного маркетплейса, над которым трудится более 200 человек, то можно выделить следующие группы вокруг CJM:

  • Онбординг и Главная страница.

  • Поиск и рекомендации.

  • Корзина.

  • Чекаут из корзины и оплата.

  • Доставка.

  • Возвраты.

Плюсы такого подхода:

Вы работаете на всем CJM клиентов и у вас команды отвечают за метрики конкретного куска продукта.

Минусы:

Команды сфокусированы на конкретных шагах в продукте, что делает их узкосфокусированными и локально оптимизирующими конкретный шаг, вместо того чтобы посмотреть на весь CJM и сфокусироваться на тех местах, где это реально нужно. Поэтому следующий подход к организации команд эту проблему решает лучше

2 способ организации команд — по Продуктовым метрикам

Существует всем известная воронка привлечения клиентов — AARRR.

И команды строят вокруг шагов этой воронки.

Например структура построения команд может выглядеть следующим образом:

  • Продуктовая группа отвечающая за Acquisition, то есть привлечение клиентов.

  • Продуктовая группа отвечающая за Activation, то есть за активацию клиентов. Что такое активация зависит от конкретного продукта. Как правило в продукте есть целевое действие которое должен сделать пользователь. Например сделать первую покупку.

  • Продуктовая группа отвечающая за Retention, то есть за удержание клиентов. Чтобы пользователи пользовались продуктом и покупали как можно дольше.

  • Продуктовая группа отвечающая за Revenue, то есть за максимизацию прибыли совершаемые пользователями.

Плюсы такого подхода:

При такой структуре команды могут изменять весь CJM клиента, вместо фокуса на конкретном шаге, тк отвечают за метрику. Такая структура более гибкая и оптимальная, тк фокусирует команды на росте метрик и неважно какие компоненты, функции и части продуктов мы меняем.

Минусы такого подхода:

Требует усилий на развитие универсальных команд способных изменять весь CJM, пересечения в коде и разработке. Нужна доп синхронизация команд, чтобы не делать одно и тоже.

3 способ организации команд

Создавать универсальные кроссфункциональные команды вокруг продукта, которые в зависимости от приоритета будут делать те или иные задачи. Эта структура еще более гибкая, так как здесь команды могу повернуться в любом направлении в зависимости от потребностей, в том числе начать вместе качать ту или иную метрику.

Но за гибкость приходится платить. Такие команды довольно непросто создать. Если продукт большой и много компонент, то довольно сложно создать команды которые могут доделывать все части продукта.

Плюсы:

Такая структура максимально гибкая, потому как может в любой момент повернуть в другую сторону. Также скорость таких команд тоже высокая тк команды кроссфункциональные и способны все компоненты системы менять самостоятельно

Минусы такого подхода:

Требует усилий на развитие универсальных команд способных изменять весь CJM и компоненты продукта. Требуются доп усилия для развития функциональных областей. Как правило в такой структуре создают сообщества по компетенциям где люди из кроссфункциональных команд регулярно посещают общие встречи на которых синхронизируют и стандартизируют правила.

Как делить команды внутри продуктовых стримов?

Один из подходов — это создавать универсальные кроссфункциональные команды как я описал в способе 3. Однако на этот подход довольно сложно перейти сразу, особенно в сложных системах невозможно чтобы все разработчики знали все компоненты. Это создаст высокую когнитивную нагрузку. 

Но есть решение — это топологии команд. Они решают проблему. Топологии или «Team Topologies» были описаны Мэтью Скелтоном и Мэтью Элиасом в виде фреймворка. Основной принцип Team Topologies заключается в создании адаптивных и гибких команд, что способствует более быстрому достижению поставленных целей.

0d5181c10ad96fb9dab6add520452a0e.jpeg

Team Topologies вводит несколько ключевых видов команд, которые могут быть использованы в структуре организации:

Потоковые Команды (Stream-Aligned Teams). Эти группы специализируются в определенных потоках работы, таких как разработка новых функциональных возможностей продукта или обеспечение его непрерывной поставки. Они ориентированы на оперативное выполнение задач в своих областях, что улучшает скорость и предсказуемость разработки.

Команды Сложных Подсистем (Complicated-Subsystem Teams). Эти группы занимаются созданием и поддержкой сложных компонентов или подсистем в продукте или системе. Обладая экспертизой в конкретных областях, они специализируются на технически сложных аспектах продукта, обеспечивая его надежность и эффективность.

Платформенные Команды (Platform Teams). Ответственные за разработку и поддержание общей платформы, используемой другими группами в организации. Эти команды создают инфраструктуру, инструменты и сервисы, упрощающие и ускоряющие процессы разработки для всех остальных команд, способствуя тем самым повышению продуктивности и гибкости всей организации.

Команды Поддержки (Enabling Teams). Они играют важную роль в обеспечении эффективности работы других групп. Предоставляя инструменты, обучение, консультации и другие ресурсы, необходимые для успеха остальных команд, эти группы поддерживают и стимулируют инновации, обеспечивая необходимые знания и ресурсы для других групп в организации.

Такие команды могут быть вместе ориентированы целиком на продукт или его часть или же отвечать за конкретную метрику. При этом в точки зрения построения команд они могут оптимально дополнять друг друга, однако для реализации целиковой бизнес ценности может потребоваться дополнительная координация. Как правило это решается общими каденциями (встречами) по планированию, синхронизации и обзора результатов. Также у таких команд важно синхронизировать спринты разработки чтобы они ехали параллельно.

Итоги

Выбирать структуру организации стоит в первую очередь отталкиваясь от целей компании. Многие продолжают жить в функциональной структуре, хотя хотят быстро создавать востребованные продукты. Им будет очень сложно конкурировать находясь в парадигме, которая была создана для другого. 

Подход к организации команд — это также эволюционный процесс. Вы можете начать с нарезки по CJM и организации команд по топологиям, а через время прийти к универсальным командам.

Выбирайте подход с умом и от целей компании. Важно чтобы структура помогала достигать целей, а не препятствовала им.

Практические навыки по адаптации и трансформации процессов вы можете получить в рамках онлайн-курсов от экспертов рынка. А в календаре мероприятий все желающие могут зарегистрироваться на ряд полезных бесплатных вебинаров.

Если вам понравилась статья подписывайтесь на мой телеграм канал. А также если решили провести трансформацию в своей компании записывайтесь на бесплатную консультацию

© Habrahabr.ru