Как мы Цифровую кафедру в КАИ запускали

С чего все начиналось

2022 год: все заговорили о том, что необходимо быстро, массово и предметно обучать программистов, где главными акцентами были быстрота и массовость. В кулуарах этот проект обсуждался по аналогии с военными кафедрами, которые занимаются решением конкретных поставленных задач, что и должны будут решать в перспективе цифровые кафедры.

В январе 2022 года я сменил комфортное место в проекте по обучению программистов «Школа 21» от Сбера на неизведанную для меня ранее территорию под названием КНИТУ-КАИ, один из известных авиационных вузов нашей страны, куда я перешёл вслед за своим руководителем из Сбера.

Придя на новое место, я столкнулся с новым, набирающим обороты проектом «Цифровые кафедры», который стал новой составной частью программы «Приоритет-2030». Не буду вдаваться в подробности, но главная суть проекта заключалась в том, чтобы обучать ИТ-специальностям всех желающих, вне зависимости от основной программы обучения в ВУЗе.

Задача была ясна: необходимо было организовать определенный подход к обучению, таким образом, чтобы у проекта были реальные положительные результаты и выполнение поставленных показателей. Так и начался наш путь с проектом «Цифровая кафедра КАИ».

Первый поворот, где мы свернули

Весь проект «Цифровые кафедры» рождался в муках и на скорую руку, что накладывало определенные сложности на реализацию этого проекта на местах. Так, мы столкнулись с тем, что требования к зачислению и организации обучения менялись на ходу в процессе работы.

В этих условиях мы с командой под руководством нашего руководителя определялись с форматом обучения студентов по этой программе в КАИ. Благо, у нас был опыт работы с «Школой 21» по методу P2P (peer-to-peer), который, по нашим ощущениям, идеально подходил к реалиям наших условий, а именно:

  • Большое количество обучающихся: минимальный показатель составлял 650 человек.

  • Реализация программы в формате ДПО: дополнительное профессиональное образование.

  • Отсутствие такого количества ППС: профессорско-преподавательского состава.

  • Отсутствие аудиторного фонда в необходимом количестве.

  • Финансовые ограничения.

С учетом всех этих условий мы пришли к выводу, что организация обучения по методу P2P нам подходит, но с определенными корректировками. Учитывая вышеперечисленные условия, было принято решение проводить обучение полностью в онлайн-формате, так как это решает практически все сложности в реализации проекта, хотя и добавляет ряд новых.

В итоге мы пришли к тому, что проект запускается в онлайн-формате на образовательной платформе вуза. Обучение будет проходить на основе программ, разработанных нашими преподавателями, с привлечением курсов от партнеров-ИТ-компаний.

Это был наш первый поворот, когда мы пошли по неизведанному пути.

Второе перепутье

Как только мы определились с форматом обучения, то встал вопрос о формате организации работы в проекте, распределение ролей, выборе проектной методологии и т.д.

Небольшое отступление

Хочется обратить внимание на то, что можно было пойти по пути наименьшего сопротивления, как это было организовано в других вузах-участниках, а именно:

1 вариант (Дорогой):

  • Закупить готовые курсы на всех известных онлайн-площадках.

  • Организовать студентов к прохождению этих курсов.

  • Отдать вопросы менторства и поддержки площадке.

Нам бы осталось только проследить за оттоком студентов, проконтролировать прохождение курсов и выполнить показатели.

2 вариант (Оптимальный, но не идеальный):

  • Полностью разработать программы с ППС университета.

  • Сделать факультатив для студентов в рамках учебного процесса.

  • Проводить обучение в гибридном формате.

Этот вариант потенциально нам подходил, но с ним было сложно организовать индустриальный компонент, привлечь ИТ-компании, так как внедрять это в образовательный процесс слишком долго и сложно. Кроме того, у наших преподавателей не было достаточно компетенций в обучении определенным видам специальностей.

В связи с чем, мы пошли по 3 варианту, который создавали по своим лекалам.

Исходя из всех представленных вариантов, мы решили организовать тьюторскую поддержку нашим обучающимся и построить весь процесс на более индивидуальном подходе к обучению.

Мы создали отдельное структурное подразделение в университете, наняли сотрудников из числа студентов и распределили их по группам из расчета 1 тьютор на 100 студентов. В итоге мы получили 1425 зачисленных студентов и 14 тьюторов.

Работа была организована в формате чатов в Telegram, где был создан 1 общий канал на 1,4 тыс. человек и 14 групп по 100 человек у каждого тьютора.

Благодаря этому мы получили прямой канал коммуникации со студентами, по которому мы могли передавать всю необходимую информацию и получать оперативную обратную связь.

Наше топливо

Чтобы обучение на Цифровой кафедре КАИ было не только удобным, но и полезным на рынке, мы прибегнули к помощи известных в Татарстане, и не только, ИТ компаний, которых мы привлекли к разработке практико-ориентированных курсов и организации стажировок.

Такие компании как: Технократия, БАРС Груп, Stackers, Лекториум, ФРОО, ICL, Softline и др. создали для нас актуальные курсы по следующим направлениям:

  • QA Auto от Технократия

  • Python от Stackers

  • Продвинутый Python от ФРОО

  • Курс Linux от ICL

  • Курс DevOps от БАРС Груп

  • Курс С++ от Лекториум

  • Курс Fullstack JS РУС IT

Кроме того, мы подключили к работе известных в ИТ сообществе преподавателей, таких как:

  • Курс .NET от Максима Аршинова

  • Курс Базовый Java от Марселя Сидикова

  • Курс Web программирование на Java от Марселя Сидикова

  • Базовый SQL от Азата Якупова

  • Продвинутый SQL от Азата Якупова

Все эти курсы были предоставлены студентам, как дополнительный материал на выбор, по прохождению которого, они могли попасть на стажировку в компанию или стартап разработчика.

Отдельным важным аспектом в работе с партнерами была организация митапов с компаниям игроками рынка ИТ, в целях расширения кругозора обучающихся и поиска потенциальных мест для стажировок.

Еженедельно мы приглашали различные компании рассказать про себя, про свои проекты и открытые вакансии.

Что освещало нам путь

В любом проекте важной его частью является пиар и маркетинг, но т.к. Цифровая кафедра КАИ не ставит себе первоначальной целью продажи, мы стартовали с пиара.

С этой целью были созданы группа ВКонтакте, Телеграм канал, отдельный лендинг и с Discord сервер:

Группа ВКонтакте 1199 челhttps://vk.com/kai_digitalhttps://kai-digital.ruhttps://t.me/kai_digital

Мы не ставили себе задачу по пиару Цифровой кафедры КАИ на всех и вся, главным было популяризировать поступление к нам среди обучающихся нашего университета. Тем не менее, мы были одними из первых, кто запустил свои социальные сети и начали набирать аудиторию.

1369 пользователей в Discord

1369 пользователей в Discord

Спустя 1-й год работы мы поняли, что формат работы с чатами в Telegram не слишком удобен, так как к концу года у сотрудников и студентов было уже большое количество чатов, и их число продолжало увеличиваться.

У каждого студента было:

  • 1 общий канал про Цифровую кафедру КАИ

  • 1 чат группы

  • И кроме того, чат по каждому из 13 дополнительных курсов по выбору, на который мог записаться любой студент и в любом количестве.

В связи с этим, с запуском нового потока мы решили использовать Discord, который позволил собрать все чаты и каналы в одном месте, что в разы упростило работу. Справедливости ради, стоит отметить, что мы столкнулись со сложностями в восприятии со стороны студентов, которые неохотно заходили в Discord на первых порах.

Так что этот опыт пока еще нельзя назвать успешным, хотя мы и не теряем надежды.

Наши инструменты

Мы изначально понимали, что в работе нашей Цифровой кафедры нам пригодятся инструменты для управления процессами, поэтому начали искать варианты. Наш выбор пал на облачные сервисы Яндекс Cloud, с которыми мы начали сотрудничество.

Для работы мы используем:

  • Формы

  • Диск

  • Документы

  • Трекер

  • Вики

Кроме того, мы развернули свой GitLab на базе облачного сервиса, что помогает нам в создании общего пространства, где студенты могут обмениваться своими репозиториями для проверки домашних работ друг друга.

Одним из самых полезных инструментов для нас стал Яндекс.Трекер, который мы используем на постоянной основе для управления процессами в работе. Мы взяли за основу методику работы по двухнедельным спринтам, хоть это и не самый подходящий с первого взгляда вариант, но он помогает нам держать команду в тонусе и выполнять задачи в определенные промежутки времени.

6aa87eb839ccb55695d5b4cb71bed174.png

Кроме того, мы также ведем свой Вики, где сохраняем все свое легаси для будущих поколений. Создаем инструкции и велком письма для тех, кто будет работать в проекте, в случае смены команды.

Таким образом, данные инструменты помогают нам организовать процесс по всем канонам проектного управления и оптимизировать свою работу.

Небольшие итоги

На данный момент работа над проектом стабилизировалась, стало намного проще управлять процессами. Даже нескончаемые отчеты, срок выполнения которых ставится с пометкой «вчера», уже не так страшны, так как благодаря налаженным процессам наша команда отрабатывает подобные запросы в рабочем режиме.

Конечно, нам еще есть куда стремиться, и у нас есть планы на дальнейшее развитие этого проекта, но это пока лишь малая часть того, чем хотелось бы поделиться о процессе запуска.

© Habrahabr.ru