И снова дискеты: американская система управления поездами в Сан-Франциско полностью зависит от флоппи-дисков

24c4c133c29d87c9a6adbc19a015ba37.jpg


В начале 2024 года мы публиковали статью «Тонешь-тонешь — не потонешь: 2024, похоже, последний год для дискет. Или нет?». В ней говорилось о том, что этот достаточно древний носитель информации никак не выйдет из употребления: флоппи-диски используют как компании, так и частные лица. И вот, на днях появилось еще одно подтверждение сказанному. Подробности под катом!

q62ipmnmnfo2qitj_tpy_ozbi4m.gifЛюбите детективы? Пройдите квест «В поисках пропавших ссылок»! Регистрируйтесь на сайте и попробуйте себя в роли сыщика: найдите на страницах Selectel спрятанные ссылки и первыми дойдите до финала. Выиграйте эксклюзивный мерч и промокод на сервисы Selectel.


Что случилось?


Одна из крупнейших железнодорожных систем, которая работает в Сан-Франциско, полностью зависит от дискет. Речь идет о местной системе управления поездами (San Francisco Municipal Transportation Agency, SFMTA), которая разрабатывалась еще в 90-х годах прошлого века.

Конечно, ее можно переоборудовать, но на это потребуется время и значительные средства. А работу системы нельзя прерывать ни на минуту, в противном случае может возникнуть коллапс. По словам главы SFMTA, менять систему нужно, поскольку рано или поздно старое железо может отказаться работать — тогда у железнодорожников появятся огромные проблемы.

Но с другой стороны, заменить все это не так просто. Сама система разрабатывалась еще тогда, когда жесткие диски не использовались повсеместно. В 90х они использовались уже практически везде, но сама инфраструктура железнодорожной системы проектировалась на базе еще более старого железа. Во всяком случае, так говорит глава SFTMA, которому, правда, многие не верят.

df8871e869bb8de8aa63afca163132be.jpg


Источник.

Более того, эксперты считают, что раз речь идет о компьютерах без винчестеров, то, возможно, все это работает не на 3,5-дюймовых дискетах, а на более старых 5,25-дюймовых. Им, на минуточку, недавно исполнилось 40 лет.

Тем не менее, руководитель SFMTA утверждает, что глобальный сбой может случиться, но это маловероятное событие. Сейчас система стабильна, проблемы возникнут лишь в том случае, если дискеты испортятся, и в какой-то момент возникнет аварийный сбой. Стоит отметить, что срок эксплуатации системы по изначальному проекту составлял около четверти века. Но сейчас, по крайней мере, официально, про апгрейд или полную замену инфраструктуры никто не говорит. «Все работает — и ладно».

ldsrhooxto5oqpae3zdnglgsbsu.png


Если же менять все железо и программное обеспечение, то сотрудникам системы управления поездами из Сан-Франциско потребуется около 10 лет и несколько сотен миллионов долларов. Пока что организация не может себе позволить ни то, ни другое. Да и поиски подрядчика, даже теоретического, пока не ведутся. В общем, всю эту ситуацию можно сравнить с сюжетом древнегреческого предания о дамокловом мече.

Все понимают опасность, но сделать пока ничего не могут. Ну или не хотят, что тоже возможно, учитывая огромный объем ресурсов, которые требуются для модификации существующей инфраструктуры.

А что в других странах?


vrs4meogxn2h5-cqq_xobir3ckc.jpeg


Источник.

Там тоже периодически всплывают аналогичные артефакты прошлых технологических эпох. Но проблемы постепенно решаются. В той же Японии дискеты продолжали использовать до начала 2024 года — несмотря на все заявления правительства о том, что «вот-вот мы избавимся от дискет». И только в 2024 году Министерство экономики, торговли и промышленности Японии отменило требование прикладывать к пакету официальных документов для любой из государственных процедур дискеты. А этих процедур, на минуточку, насчитывалось около 1900. Податель документов каждой из них должен был предоставить дополнительные данные на лазерном диске или дискете.

Правительство избавляет юридические и физические лица от необходимости работать с дискетами и лазерными дисками, начиная с этого года. Конечно, чиновникам понадобится некоторое время, чтобы обновить требования к почти двум тысячам официальных процедур, но тут у государственных мужей опыт есть, все же не впервые что-то приходится менять.

Есть, правда, и более сложные примеры. Так, дискетами работают и самолеты — от Boeing 747–200 до Airbus A320 и ряда бизнес-джетов, включая летательные аппараты от Gulfstream. Никто не хочет брать на себя ответственность и модернизировать эти системы, ведь если с самолетом потом что-то случится, кто будет отвечать?

Пока в дискетах недостатка нет, но что будет дальше?


rvwdyj2nyirnlvkaz5lgbcyowyy.jpeg


Насколько можно судить, флоппи-диски всех форматов будут достаточно активно использоваться и дальше. Проблема лишь в том, что их, дискет, становится все меньше. Ведь все производства закрыты. Так что приходится использовать либо бывшие в употреблении дискеты, либо разыскивать флоппики, которые хранятся в недрах пыльных архивов.

Их ищут специализированные компании. Одна из них, самая известная — floppydisk. Она не производит гибкие диски, а перепродает их — закупает на складах разных компаний, у частных владельцев и т. п. Новые дискеты проверяет, форматирует и продает. Старые — тоже проверяет, форматирует, меняет старую использованную наклейку на новую и тоже продает.

Владелец бизнеса, Том Перски (Tom Persky), говорит, что по его расчетам «бизнес на дискетах» протянет еще года четыре. После этого дискеты если и будут где-то применяться, то уж в совсем единичных случаях. Стоит отметить, что на складах компании не только привычные всем флоппики: на полках есть как стандартные дискеты, так и более старые 5,25- 8-дюймовые, плюс совсем уж нестандартные форматы. По словам владельца бизнеса, около 90% доходов его компании — это продажа пустых флоппи-дисков разных форматов и емкостей.

Читайте также


© Habrahabr.ru