Хобби + бизнес или как поставить себя на место клиента

С возрастом начинаешь понимать, что самое важное — это здоровье. И чем раньше это осознать, тем лучше, поэтому сделал небольшой скалодром для племянника. А чтобы повысить игровую привлекательность решил повесить канат. Посмотрел по магазинам, в городе только один страшненький, а просто канатов приличной толщины вообще нет. В интернете канаты вроде есть, но не дешевые и, что неприятно, с грубыми крашенными креплениями на болтах. Ладно, закажу кусок каната и сам сделаю. Но не тут-то было, московские продавцы лишний раз попу поднять не хотят и торгуют в основном оптом, а к нам в регион отправлять отказываются.
Думали, меня это остановит? Как бы не так. Итак, канат можно заказать только большой бухтой, отказываться от задуманного не в моих правилах, куда девать остатки? Пришла мысль, совместить новое хобби, организовать микробизнес и получить тестовую площадку для своей команды разработчиков.
f2af043734df4344812cecda112b250e.jpg

И вот тут всё началось…

Наша команда уже много лет делает интернет-магазины и платформу для электронной коммерции, много сделано, но еще большего хочется достичь. Я уже давно пенял на клиентов, какие они нерасторопные: даешь им идею, но на её восприятие и одобрение уходят месяцы. А так хочется, как пришла идея, сразу сделать модуль под новый функционал и опробовать его в бою. Часто бывает, что видение в подаче материала расходится с клиентским и реализуется менее оптимальное решение. Дизайн — это вообще отдельная боль. Ну, кому я рассказываю, вы и сами всё знаете.

В общем, поставили себе задачу, с нуля спроектировать сам бизнес и интернет-магазин к нему. При этом никаких ограничений творческой мысли. Кстати, канаты —  это идеальная тема для тестового интернет-магазина. Номенклатура небольшая, сырья минимум, не нужно никаких особых производственных условий. И рынок невелик, чтобы сильно не отвлекаться на операционную деятельность.
 


Буду рассказывать как есть, как бы смешно это не казалось со стороны.
21 апреля 2016 года пришла идея. На следующий день привлек знакомого, он как раз был в творческом отпуске и с удовольствием занялся изобретательством. А придумывать нужно было многое, точнее всё: продукт, маркетинг, производство.
Изначально я нисколько не сомневался, что сумею создать более эстетичный и качественный продукт, чем представленный на рынке. Предполагалось не ограничивать себя в цене, т.к. высокая цена для премиального продукта это нормально. Тем не менее, некоторые товары у нас получились даже дешевле рынка, ну и отлично.
Мы естественным образом отстроились от конкурентов потому, что использовали ручное плетение как основной способ изготовления канатных тренажеров. Подглядели у зарубежных коллег, так иногда делают в Чехии и Америке. Получилось красиво и прочно.
image

Для позиционирования себя как профессионалов решили охватить максимальный ассортимент всего спортивного, что только можно изготовить из канатов: веревки для лазания, веревочные лестницы, канаты для лазания, канаты для перетягивания, а также различные качели и трапецию. image
Позже, по запросу зарубежного партнера, разработали уникальный канат для тяги на трицепс, такого нигде в мире не производят. И еще ряд идей ждут своего часа.

Дальше-больше: мы решили предлагать все изделия в двух материалах хлопчатобумажном и джутовом, на выбор покупателя. Кроме того, каждое изделие можно приобрести с продетым кольцом и карабином для того, чтобы удобно было вешать и снимать. Всё это в разы расширило ассортимент и добавило головной боли при разработке интерфейса интернет-магазина.
 
Дополнительное требование: все наши материалы должны быть экологичными. Это джутовые и хлопчатобумажные канаты, нержавеющая сталь, натуральное дерево покрытое натуральными маслами, никаких лаков и красок. Исключение — ручки для кроссфитовских канатов, но там по другому никак.
 


Почему-то мне втемяшилось в голову, что важно сделать людям кронштейны и тогда мы предстанем как ангелы спускающиеся с небес, мол мы о вас позаботились: и канат вам и кронштейн, вешайте и радуйтесь. Но практика показала их низкую востребованность. Слава богу, что мы остановились на двух- и треханкерных кронштейнах из нержавеющей стали, хотя была мысль сделать еще потолочную шину и даже настенный кронштейн по образу турника Земскова. 3466ce1b2b594559b82c514a9b10c3bf.png
Отсюда мораль для разработчиков: ваша фича может быть бесконечно прекрасной, но мало востребованной, поэтому делайте минимально работающий прототип и пускайте его в мир для получения регулярной обратной связи и доработки продукта.
По технологии кронштейнов много думали и решили не заниматься кустарщиной, а сделать по взрослому, заказать на производстве. Готовое изделие, естественно, никто не брался делать. Лазерной резки в городе не было, с московскими и питерскими конторами адекватный диалог удаленно не удалось наладить, нам ближе и гораздо дешевле было заказать в Литве. Петли изготовили сами, сварку поручили хорошему специалисту. Когда проводили испытания, то молотком удавалось раздолбить кронштейн, поэтому для обеспечения максимальной надежности проварили петли с двух сторон пластины. Это чуть дороже, но зато мы спокойны за прочность. А дальше нудный процесс полировки (пока в ручном режиме) и вот результат:
db893769748e4fcbb98d705e7b2c40d3.jpg
Канаты мы покупаем напрямую у производителя большими бухтами, поэтому даже с логистикой выходит нормально. Канаты выбрали из материалов хорошего качества, хоть и дороже. Кольца и карабины выбрали из нержавеющей стали А2, чтобы спокойно можно было вешать изделия не только в помещении, но и на природе. Оцинковка стирается и дает потом ржавый след (ну и просто не круто). Очень долго искали поставщика, чтобы сделать приемлемую цену на готовые изделия. С заготовками для лестничных перекладин тоже была засада. Заказали сразу в двух фирмах. Одна прислала с большим опозданием, другая не прислала совсем и потом сайт их тоже перестал работать. В общем подводных камней хватает даже в таком микробизнесе.
Самое интересное было придумывать, как наилучшим образом создавать изделия, чтобы они были и прочные, и красивые, и экологичные. Какие узлы подбирать, как фиксировать, как обрабатывать наконечники. Даже в простой перекладине для лестницы есть свое ноу-хау, которое позволяет сохранить максимальную прочность и предотвратить прокручивание.
 
Дизайн сайта должен соответствовать уровню продукции, поэтому мы привлекли проверенного дизайнера. Но дизайнер не сделает самого главного — хороших фотографий. Удачно, что мой партнер —  не только классный производственник, но и любитель фотографии. Это позволило сэкономить нам значительную сумму.
Интернет-магазином занимался я сам, без делегирования работ на контент-менеджеров. Для проверки системы важно было лично выполнить все этапы, начиная с формирования структуры сайта, его наполнения, интеграций,  заканчивая визуализацией в унитеме. По окончании работ  все-таки пришлось привлечь верстальщика, чтобы приблизить вид сайта к задуманному дизайну. Пятого июля 2016 года наконец-то наполнил сайт, и он стал обретать приличный вид.
e9d48aae77e54fbbabb25f03e75cf6aa.jpg
На этапе создания интернет-магазина меня поджидало множество неприятных моментов. Когда сам создаешь сайт целиком, то видишь все огрехи в проектировании системы. Оно вроде и работает, но неудобно, там можно улучшить, чтобы заносить тест быстрее, в другом месте форма не очень красивая, а где-то вообще баги всплывают. Пришлось переработать модуль импорта из CSV, т.к. потребности моего тестового проекта превосходили предыдущие, зато повысилась стабильность системы. Сделали ряд новых модулей, это всяческие экспорты и автопостинги, потратили время на заказ на Яндекс.Маркете (как позже оказалось, напрасно для этого проекта, но в других проектах работает успешно). В общем, развлекался как мог. В итоге сложилась следующая система:
 
5b57597ea7f14e90a805d96a03727741.png1. Прайс и расчет себестоимости делается в электронных таблицах Гугла. При необходимости сохраняются пару файлов в формате CSV и на сайте обновляются цены, автоматом создаются новые позиции.
2. На сайте выстроена структура и, при необходимости, только правится или дополняется контент. Новости автоматом постятся в соцсети, также есть выгрузка товаров во Вконтакт. Ранее контент-менеджер, ничтоже сумняшеся, занёс весь ассортимент туда вручную! Эмоции переливались через край.
3. Покупка товара простая, через корзину. Регистрация не обязательна. Капча скрытая. Оплата по счету или другие варианты от Яндекс.Денег. С доставкой решили не заморачиваться, а сделать людям приятное: доставка бесплатная практически по всей России.
4. Менеджер магазина имеет доступ к списку заказов. Получает оповещения о новых заказах и об оплатах. Покупатель получает оповещения о каждой смене статуса его заказа.
81e8146b76784a7999ed2da360ac0ec6.png
5. Аналитика есть встроенная и параллельно подключена расширенная аналитика Гугла.
6. Менеджер магазина осуществляет планирование рекламной активности прямо в системе и тут же контролирует эффективность, используя модуль Рекнадзор, правда пока для контроля сверяемся с аналитикой Гугла. Система позволяет делать скидки и проводить акции, например, раздавать купоны и отслеживать отклики в системе.
05f08b2250c74c59979e594cc82b8537.png

Интернет-магазин Канспорт работает, регулярно принимает и отгружает заказы. Но в нем еще большое поле для экспериментов и доработок, чем мы потихоньку и занимаемся.
 


Кто-то скажет, зачем так заморачиваться, но я считаю, что для создания выдающегося продукта нужно поставить себя на место клиента и полностью погрузиться в проблематику.
 
Управлять производственным бизнесом непросто, хотя в чём-то легче, чем ИТ, т.к. здесь объект управления имеет явно выражен. Еще раз убедился, что Интернет это замечательная штука, позволяющая начать свой бизнес не ограниченный местным регионом. Благодаря Интернету многие вещи можно продавать напрямую от производителя к потребителю, хотя торговые сети всё ещё доминируют на рынке. Надеюсь, по мере роста доходов, у людей будет развиваться вкус и они станут чаще покупать качественные вещи напрямую у небольших производителей.

Занимаясь этим проектом я на себе ощутил проблемы и чаяния малого бизнеса, психологию людей, которые им занимаются. Человеку сложно работать сразу на несколько фронтов, а тут еще и этот непонятный интернет-маркетинг. Опять же, не каждый предприниматель может сразу позволить себе все технологии, которые я применил в этом проекте. Поэтому возникла идея изменить концепцию нашей платформы и, для начала, выложить в открытый доступ базовое решение, а также снизить цены на дополнительные модули, чтобы каждый бизнес мог позволить себе функциональный интернет-магазин. Этот опыт позволил сформировать видение идеальной платформы для электронной коммерции, но это уже другая история и другая статья.

© Geektimes