«Джеймс Уэбб» впервые обнаружил в космосе метил-катион

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» помог международной команде учёных впервые за всю историю наблюдений обнаружить в космосе чрезвычайно неустойчивую частицу метил-катиона — соединение углерода (CH3+). Это очень важное открытие, поскольку метил-катион способствует образованию более сложных молекул на основе углерода, составляющего основу всей известной на текущий момент жизни. Его нашли в молодой звёздной системе d203–506 с красным карликом и протопланетным диском, расположенной в 1350 световых годах от Земли в туманности Ориона.

На изображении представлен общий вид и отдельно области с системой, где был найден метил-катион. В правом нижнем углу находится непосредственно d203-506

На изображении представлен общий вид и отдельно области с системой, где был найден метил-катион. В правом нижнем углу находится непосредственно d203–506

Система d203–506 подвергается мощному воздействию УФ-излучения от близлежащих горячих, молодых, массивных звёзд. Обычно считается, что УФ-излучение разрушает сложные органические молекулы, из-за чего открытие CH3+ может показаться неожиданным. Но команда учёных предполагает, что УФ-излучение вместо разрушения может служит источником энергии для образования CH3+, после чего — способствовать возникновению других химических реакций для формирования более сложных молекул углерода.

Также команда отмечает, что молекулярный состав d203–506 сильно отличается от состава типичных протопланетных дисков. Например, исследователи не смогли обнаружить никаких признаков воды. Предполагается, что на состав влияет мощность УФ-излучения, играющее решающую роль на ранних химических стадиях возникновения жизни.

Обнаружение подтверждает не только невероятную чувствительность «Уэбба», но и ключевую роль CH3+ в межзвёздной химии, говорят учёные.

Результаты исследования опубликованы в статье в журнале Nature (доступный для чтения вариант).