Болты в чае, или вебинар по теории вероятностей на практике

В статье «Применение Теории вероятностей в IT» автор (преподаватель теории вероятностей в ВУЗе) пишет: из года в год я сталкиваюсь с таким явлением, что студенты не понимают, зачем и почему им учить эту дисциплину.

Это действительно важная проблема. Владелец компании минималистичных видео-уроков Common Craft и заодно автор книги «Искусство объяснять» пишет, что человеку очень важно сначала ответить себе на вопрос «зачем?», и только тогда он заинтересуется ответом на вопрос «как?» (наверно поэтому ему заказывали создание роликов в стиле Common Craft и Google, и Dropbox, и Twitter).Поэтому я решил разобраться в теории вероятностей: накупил разных книжек типа «Удовольствие от икс», да потом ещё нанял двух репетиторов по Skype.

В итоге всё стало проясняться, и было решено поделиться своими инсайтами с широкой аудиторией.

Самый красивый пример, из тех, что я нашёл — это болты в чае. В советские времена был ГОСТ на максимальное содержание болтов\гаек в чае, которые попадали туда при уборке урожая: «массовая доля металломагнитной примеси» не должна была превышать 5–7 грамм на тонну. Для этого проверяли выборку и по ней делали заключение по всей партии чая.

И от этого примера можно переходить к более глобальному примеру применения статистического анализа — к японскому экономическому чуду.

В общем, всё это упоминается в тизере вебинара:

[embedded content]

Примеров можно привести действительно много — не только вероятность падения космического корабля «Прогресс» на сушу, но и страхование, и дешифрация кодов, и проверка на правдоподобность заявлений в суде.

Ещё в вебинаре упоминается куча книг:

Млодинов. (Не)совершенная случайность. Тарасов. Закономерности окружающего мира (первый том, а их три!) John W. Foreman. Data Smart. Китайгородский. Невероятно — не факт. Нассим Талеб. Чёрный лебедь. Эндрю Сигел. Практическая бизнес-статистика. Майер-Шенбергер. Big Data. А запись тут — http://ru.yasno.tv/webinar/details/terver50 минут — доклад (с примерами из «Назад в будущее») и 30 минут на вопросы.

Вероятность того, что найдутся товарищи, не согласные с точностью моих формулировок, очень высока.Плюс такого изложения вот в чём: студентов удалось заинтересовать. В середине вебинара одна девушка даже задаёт вопрос: «Ух ты… А как именно рассчитывается сигма?».

Убеждён, что это именно тот вопрос, до которого надо довести аудиторию интересными историями — и уже тогда давать формулы.

Приятного просмотра!

P.S. А ещё теорию вероятностей можно использовать для обучения программированию.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

© Habrahabr.ru