2016: год радикальных изменений для платформы CUBA

Эта статья — традиционный пост, подводящий итоги завершившегося года. А также история о том, что даже хороший продукт нужно уметь правильно продавать.

Безусловно, главное событие года для нас — переход в open source. Это привело к взрывному росту сообщества и — как ни парадоксально — продаж. Под катом я расскажу о причинах и результатах этого шага, и в дополнение сделаю обзор основных новшеств с технической точки зрения.

image
Активные проекты на платформе CUBA


Дисклеймер: если вы еще не знакомы с платформой CUBA, рекомендую прочитать этот пост.

Итак, старая лицензия была похожа на модель 1С: стоимость зависела от количества установленных приложений и одновременных пользователей. Однако то, что работает для 1С в силу фактически монопольного положения на рынке, оказалось неприменимо для нового продукта. Разработчики пробовали платформу и даже оставляли позитивные отзывы, но на разработку промышленных приложений практически никто не решался.

Мы предполагали, что основной причиной были именно ограничения на распространение приложений, создаваемых на платформе, и в итоге решились на переход в open source. Не без колебаний: отдавать бесплатно то, на что потрачены десятки человеко-лет разработки, зная, что пути назад уже не будет — достаточно волнительно.

Новая лицензионная политика вступила в силу в апреле. С этого момента платформа распространяется по лицензии Apache 2.0. Кроме того, мы оставили платными некоторые дополнительные компоненты, как, например, генератор отчетов и CUBA Studio — визуальный инструмент, ускоряющий разработку приложений на платформе. Для этой платной части лицензия тоже поменялась и стала привязана к разработчику. В итоге, все ограничения на распространение приложений были сняты.

Результат не заставил себя долго ждать. Уже в апреле продажи превысили результат всего предыдущего года. К концу года у нас появились коммерческие клиенты в 33 странах — в лидерах Германия, США и Россия. Это дает уверенность в том, что у нас будет достаточно ресурсов для активного развития платформы.

Такой же рост произошел и с сообществом разработчиков. Мы собираем анонимную статистику использования платформы от пользователей, которые соглашаются ее предоставлять. Согласно ей, в конце года одновременно на CUBA разрабатывалось более 800 проектов — это 6-кратный рост за год! Количество сообщений на форуме выросло с одного-двух до 20–30 в день. Для поддержки сообщества мы запустили регулярные вебинары и тренинги, открыли специализированный чат в Gitter.

0acc62db5a1741959b4dd2cdc1d3815c.png
Рост количества проектов по месяцам

В технической части, на основании запросов от сообщества, мы сфокусировались на том, чтобы расширить возможности применения платформы в различных сценариях. Если вкратце — сделать ее более гибкой, более открытой, более масштабируемой. Вот наиболее значимые изменения за последний год:

Генерация приложения на основе существующей базы данных. Встроенный в Studio инструмент создает модель данных и генерирует по ней интерфейс, не меняя структуру БД. Это сильно сокращает усилия по миграции устаревших приложений на платформу.

Интеграция с облаком Jelastic. Теперь можно задеплоить приложение в Jelastic в один клик прямо из Studio. Добавили инструкции по деплойменту в другие облака.

Встраивание сторонних визуальных компонентов. Если вам не хватает стандартных компонентов платформы — можно подключить Vaadin, GWT или произвольные JavaScript компоненты.

Поддержка нескольких хранилищ данных. Одна из наиболее востребованных фич — приложение на платформе, включая стандартный UI, теперь может работать с несколькими БД одновременно.

Компоненты приложения. Механизм позволяет разбить монолитное приложение на независимые функциональные модули, развивая их как отдельные проекты. Такие модули можно деплоить по отдельности или в рамках одного приложения, у них скорее всего будет свой UI, модель данных и бизнес-логика — согласно концепции Self Contained Systems.

Новый REST API стал полностью поддерживать принципы REST с использованием URI, HTTP verbs и OAuth2.

Кроме этих крупных, в релизах 6.1, 6.2 и 6.3 было множество других улучшений. А в феврале 2017 выйдет релиз 6.4, в котором появится поддержка клиента на Polymer.

Конечно, несмотря на рост, в абсолютных цифрах сообщество разработчиков на платформе еще невелико. По факту, мы в самом начале пути. Но мы смотрим в будущее с оптимизмом и надеемся чаще радовать разработчиков новыми фичами!

Комментарии (0)

© Habrahabr.ru