14-й полёт «Индженьюити» не состоялся из-за проблем с сервоприводами автомата перекоса, НАСА пытается починить вертолет

meugsphpxpwamlrcgold7rryll8.jpegПосадочная площадка под «Индженьюити» в настоящее время. Источник фото: бортовая цветная камера вертолета.

28 сентября 2021 года НАСА сообщило, что вертолет «Индженьюити» успешно прошел наземное тестирование работы основных элементов при скорости вращения лопастей до 2 800 оборотов. После этого вертолет должен был совершить 14-й полёт полет. При начале его выполнения бортовая автоматика обнаружила проблемы с сервоприводами и прервала операцию.
Сейчас НАСА проводит тестирование «Индженьюити», пытается найти решение проблемы и восстановить его работоспособность. Прогноз специалистов пока утешительный — износ деталей вертолета можно компенсировать программной калибровкой, но на это понадобиться до месяца.

НАСА уточнило, что во время автоматической предполетной проверки электроника вертолета зафиксировала аномалию в двух из шести небольших серводвигателях (по три на каждый автомат перекоса) и выдала команды на остановку. Из-за их критичности для стабилизации и контролируемого полета «Индженьюити» выполняет автоматическую проверку сервоприводов перед каждым полетом. В ходе этого самотестирования шесть сервоприводов выполняют определенную последовательность движений в определенных диапазонах. Электроника вертолета проверяет, достигли ли они заданного положения после каждого этапа проверки. В НАСА называют эту самопроверку «покачиванием сервопривода».

mytq5rbd5-edjbpqyexpdz4ul2q.jpegЭлементы несущей конструкции верхней части вертолета — автомат перекоса (D) и 3 сервопривода ©.

Специалисты НАСА обнаружили, что два сервопривода автомата перекоса верхних лопастей начали колебаться с амплитудой примерно в 1 градус относительно их заданных положений сразу после второго шага последовательности самотестирвоания. Согласно программе вертолета, это колебание выходит за номинальные пределы и служит признаком неполадки из-за которой нужно прекратить подготовку ко взлету.

На следующий день и потом еще несколько раз НАСА повторяло самотестирование, но ошибка с сервоприводами не повторялась. Разработчики считают, что в этих узлах начался износ движущих частей, что привело к увеличению зазоров и ослаблению их креплений. Поэтому началось небольшое колебание сервоприводов. Также у них есть предположение, что из-за высоких оборотов при тесте на 2 800 оборотов эти сервоприводы подверглись воздействию резонансных колебаний, что повлияло на их конструкцию.

НАСА в любом случае попытается до середины октября справиться с этой аномалией и запустить «Индженьюити» в новый полет.

В середине сентября НАСА рассказало, что проверит, как «Индженьюити» может летать на более высоких оборотах, чтобы компенсировать падение плотности атмосферы в кратере Езеро из-за сезонных колебаний на Марсе. Разработчики вертолета надеялись, что с этим проблем не будет.

На данный момент «Индженьюити» пробыл в рабочем режиме на Марсе в три раза дольше расчетного времени — 215 солов (марсианских суток). Вертолет был спроектирован на 30 суток работы в условиях Марса после высадки с марсохода. «Индженьюити» пролетел за 13 полетов в общем 2881 метр над поверхностью Марса и провел в режиме полета в атмосфере планеты 1468,8 секунд (почти 25 минут). За все полеты «Индженьюити» сделал с помощью своих камер 82 цветных фотографии и более 1,4 тыс. черно-белых фотографий.

19 апреля «Индженьюити» совершил первый автономный полет, а марсоход сделал и прислал на Землю его видеозапись.

© Habrahabr.ru