[Перевод] Замечания о распределенных системах для начинающих

Здравствуйте все!

Пришло время рассказать вам о еще одной книге, которая вызвала у нас неподдельный интерес и серьезные дебаты.

Мы предположили, что и в сфере изучения алгоритмов для распределенных систем краткость — сестра таланта, поэтому проработка книги Уона Фоккинка «Распределенные алгоритмы. Понятный подход» является перспективным и благодарным делом, пусть даже объем книги — всего 224 страницы.

fe9812c131fd48eaa18135635da9fac9.jpg

Однако, чтобы участвовать в опросе было интереснее, мы для начала приглашаем вас под кат, где находится перевод интереснейшей статьи Джеффа Ходжеса, описывающей самые разнообразные проблемы, связанные с разработкой распределенных систем.
Я давно думал о том, какие уроки усваивают на работе инженеры по обслуживанию распределенных систем.

Значительная часть таких знаний приобретается, когда мы обжигаемся на собственных ошибках в реальном «боевом» трафике. Эти ожоги хорошо запоминаются, но мне бы хотелось, чтобы как можно больше инженеров не допускали подобных ошибок.

Молодые системные инженеры должны обязательно прочитать «Заблуждения о распределенных вычислениях» и познакомиться с «CAP-теоремой» в порядке самообразования. Но это абстрактные работы без прямых практичных советов —, а именно такие советы нужны молодому инженеру, чтобы начать расти. Удивительно, каким скудным контекстом располагает такой инженер, когда только начинает работать.

Ниже приведены некоторые уроки, которые я усвоил, будучи инженером по распределенным системам, и которые хотел бы преподать молодому коллеге. Некоторые уроки неочевидны, другие — удивительны, но большинство из них неоднозначны. Этот список поможет начинающему инженеру по распределенным системам сориентироваться в предметной области, где он вступает на свой профессиональный путь. Список не исчерпывающий, но для начала вполне хорош.

Основной недостаток этого списка — в нем акцентируются технические проблемы, но почти не затрагиваются вопросы социальные, с которыми может столкнуться инженер. Поскольку распределенные системы требуют больше машин и вложений, таким инженерам приходится взаимодействовать с различными командами и большими организациями. Коммуникация — обычно самая сложная часть работы любого программиста, и в особенности это касается как раз разработки распределенных систем.

Наша закваска, образование и опыт подталкивают нас к техническим решениям, даже если существует более приятное и эффективное социальное решение. Давайте постараемся это исправить. Люди не столь капризны, как компьютеры, пусть человеческий интерфейс и хуже стандартизирован.

Итак, поехали

Особенность распределенных систем — в том, что они часто отказывают


Если спросить, что отличает распределенные системы от других отраслей программирования, молодой специалист наверняка упомянет о задержках, полагая, что именно они осложняют распределенные вычисления. Но это ошибка. Главная особенность распределенных систем — это высокая вероятность отказа и, хуже того, вероятность частичного отказа. Если хорошо написанная разблокировка мьютекса не срабатывает и выдает ошибку, можно предположить, что процесс нестабилен, и завершить его. Но отказ разблокировки распределенного мьютекса должен быть учтен в протоколе блокировок.

Системный инженер, не имевший дел с распределенными вычислениями, может подумать: «ладно, просто пошлю запись на обе машины» или «ладно, буду отсылать запись, пока не сработает». Такие инженеры просто еще не вполне приняли (хотя и осознали интеллектуально) тот факт, что сетевые системы отказывают чаще, чем системы, работающие на отдельных машинах, причем такие отказы обычно частичные, а не тотальные. Одна запись может пройти, а другие — нет; и как нам после этого получить согласованное представление данных? Судить о таких частичных отказах гораздо сложнее, чем о тотальных.

Коммутаторы отключаются, из-за пауз в сборке мусора ведущие диски «исчезают», записи в сокеты, казалось бы, срабатывают, но на самом деле не проходят на другой машине, из-за медленного дисковода на одном компьютере протокол обмена информацией во всем кластере работает с черепашьей скоростью и т.д. Считывание из локальной памяти — просто более стабильный процесс, чем считывание сразу через несколько коммутаторов.
При проектировании учитывайте такие отказы.

Писать отказоустойчивые распределенные системы затратнее, чем надежные одиночные системы


На создание отказоустойчивого распределенного решения нужно больше денег, чем на аналогичную программу для одной машины. Дело в том, что некоторые виды отказов могут происходить только сразу на многих машинах. Виртуальные машины и облачные технологии удешевляют распределенные системы как таковые, но не разработку, реализацию и тестирование подобных систем на уже имеющемся компьютере. Существуют такие условия отказа, которые сложно смоделировать на отдельной машине. Если ситуация может возникать только с гораздо большими множествами данных, чем умещаются на разделяемой машине, либо в условиях, потенциально возможных только в сети датацентра, распределенные системы обычно требуют настоящей, а не сымитированной распределенности — только так можно искоренить их баги. Симуляции, разумеется, также очень полезны.

Надежные распределенные системы с открытым кодом встречаются гораздо реже, чем надежные системы для одиночных машин


Стоимость длительной эксплуатации многочисленных машин — тяжелое бремя для свободных сообществ. Развитие свободных разработок — заслуга энтузиастов и любителей, а у них нет достаточных финансовых ресурсов, чтобы исследовать и исправлять все те многочисленные проблемы, которые возникают в распределенной системе. Энтузиасты пишут открытый код для интереса в свое свободное время, на компьютерах, которые у них уже есть. Такому разработчику гораздо сложнее обзавестись «парком» машин, разгонять и поддерживать их.
Часть этой работы берут на себя программисты, работающие в больших корпорациях. Однако приоритеты организации в таком случае вполне могут не совпадать с вашими.
Хотя некоторые представители свободного сообщества и в курсе этой проблемы, она пока не решена. Это тяжело.

Координация очень сложна


По возможности старайтесь обходиться без координации машин. Такая стратегия часто именуется «горизонтальной масштабируемостью». Основной козырь горизонтальной масштабируемости — независимость. Она позволяет доставлять информацию на машины в таком режиме, что необходимость коммуникации и согласования между этими машинами сводится к минимуму. Каждое дополнительное согласование между машинами усложняет реализацию сервиса. Скорость передачи информации обладает определенным пределом, а сетевая коммуникация более хлипкая, чем вы могли бы подумать. Кроме того, вы, вероятно, не вполне понимаете, что такое «согласование». В данном случае полезно изучить задачи двух генералов и византийских генералов (кстати, еще очень сложен в реализации алгоритм Паксос; здесь старые ворчливые программисты даже не пытаются показать, что они умнее вас).

Если вы можете уместить задачу в памяти, то, она, вероятно, тривиальна


Инженеру по распределенным системам любая задача, которая может быть решена на одной машине, кажется тривиальной. Сложнее будет быстро определить порядок обработки данных, если между вами и этой информацией — несколько коммутаторов, то есть, разыменованием нескольких указателей не обойтись. В распределенных системах не работают старые добрые трюки по повышению эффективности, документированные еще на заре развития информатики. Существует масса литературы и документации по алгоритмам, выполняемым на одиночных машинах — именно потому, что большинство вычислений как раз и делается на одиночных, некоординируемых компьютерах. Подобных книг по распределенным системам значительно меньше. (курсив наш — ph_piter)

«Тормозит» — сложнейшая проблема, отладкой которой вам когда-либо придется заниматься


«Пробуксовка» может означать, что медленно работают одна или несколько систем, вовлеченных в обслуживание пользовательского запроса. Может быть, замедленно работают одно или несколько звеньев конвейера преобразований, распределенного на много машин. «Пробуксовка» — тяжелый случай, отчасти потому, что сама постановка задачи не слишком помогает найти проблему. Частичные отказы — те самые, что обычно не отображаются на графиках, которые вы привыкли просматривать — таятся в укромных уголках. До тех пор, пока деградация не станет совершенно очевидной, вам никто не выделит достаточных ресурсов (времени, денег, инструментов) на решение таких проблем. Именно для борьбы с ними появились инструменты Dapper и Zipkin.

Реализуйте во всей системе контроль обратного потока (backpressure)


Контроль обратного потока — это сигнализация об отказе, поступающая от обслуживающей системы к запрашивающей, а также методы обработки этих отказов со стороны запрашивающей системы, призванные исключить перегрузку как запрашивающей, так и обслуживающей системы. Проектирование с учетом контроля обратного потока подразумевает ограничения на использование ресурсов в периоды перегрузки и при отказе системы. Это один из столпов создания надежных распределенных систем.

Распространенные версии алгоритма включают отбрасывание новых сообщений (с увеличением параметра на единицу), если системные ресурсы уже расписаны до предела; при этом пользователям отсылаются сообщения об ошибках, если система определяет, что обработать запрос в течение заданного периода времени не удастся. Также целесообразно использовать задержки и экспоненциальные отсрочки на соединениях и запросах к другим системам.
Если контроль обратного потока отсутствует, то возрастает риск лавинообразных отказов или непредусмотренной потери сообщений. Если одна система не в состоянии обрабатывать отказы другой, то она обычно распространяет отказы на следующую систему, зависящую от нее.

Изыскивайте пути обеспечения частичной доступности


Частичная доступность — это способность вернуть часть результатов, даже если отдельные узлы системы отказывают.
В данном случае особенно уместен пример, связанный с поиском. В поисковых системах всегда заложен компромисс между точностью выдаваемого результата и длительностью пользовательского ожидания. В типичной поисковой системе устанавливается лимит времени, в течение которого она может вести поиск по документам. Если этот лимит исчерпывается прежде, чем удастся просмотреть весь массив документов, система возвращает все результаты, которые ей удалось найти. В таком случае поиск становится удобнее масштабировать в условиях эпизодической пробуксовки, а ошибки, обусловленные такими отказами, трактуются точно так же, как невозможность выполнить поиск по всем документам. Система допускает возврат пользователю частичных результатов, и гибкость системы возрастает.

Также рассмотрим возможность отправки личных сообщений в веб-приложении. Вполне логично, что если обмен личными сообщениями временно не работает, функция загрузки изображений в аккаунт, вероятно, должна остаться доступной. Что же мешает реализовать возможность частичного отказа в системе обмена сообщениями как таковой? Конечно, здесь придется пошевелить мозгами. Обычно пользователи проще относятся к временному отказу сервиса личных сообщений у них (и, возможно, у других пользователей), чем к тому, что некоторые из их сообщений могут потеряться. Если сервис перегружен, или одна из обслуживающих его машин отказала, то предпочтительнее временно отключить от всей службы небольшую часть пользовательской аудитории, чем потерять данные значительно большей части клиентов. Полезно уметь распознавать подобные компромиссы, связанные с частичной доступностью.

Отслеживайте метрики — иначе с задачей не справиться


Проверка метрик (в частности, перцентилей задержки, увеличения значений счетчиков при определенных действиях, динамики изменений) — единственный способ снивелировать разрыв между вашими предположениями о том, как работает система, и реальностью. Представление о том, чем поведение системы в день 15 отличается от ее же поведения в день 20 — вот что отличает успешную разработку от бесплодных танцев с бубном. Разумеется, метрики необходимы для понимания проблем и поведения системы, но одних лишь метрик недостаточно, чтобы понять, что делать дальше.

Поговорим о логировании. Иметь файлы логов — это хорошо, но они часто врут. Например, очень распространена ситуация, когда всего на несколько классов с ошибками приходится огромное большинство сообщений в файле логов, но на самом деле эти ошибки касаются весьма незначительной доли запросов. Поскольку в большинстве случаев указание успешных операций в файле логов является избыточным (такая масса информации просто взорвала бы диск), и поскольку инженеры часто не угадывают, какие именно барахлящие классы было бы целесообразно выводить в логе, такие файлы переполняются странной всякой всячиной. Организуйте логирование так, как если бы эти файлы должен был читать человек, незнакомый с кодом.

Мне доводилось иметь дело с многочисленными простоями, возникавшими лишь потому, что другой разработчик (или
я сам) придавали слишком большое значение какой-то странности, замеченной в логе, не сверив ее предварительно с метриками. Мне (и коллегам) также доводилось выявлять целый класс ошибочных поведений на основании всего нескольких строчек в логе. Но учтите, что a) такие успехи запоминаются, поскольку они очень редкие и б) никакой Шерлок Холмс не справится с проблемой, если отсутствуют нужные метрики и эксперименты.

Используйте перцентили, а не средние значения


Перцентили (50-й, 99-й, 99.9-й, 99.99-й) точнее и информативнее средних в абсолютном большинстве распределенных систем. Использование среднего означает, что оцениваемая метрика соответствует колоколообразной кривой, но на практике такая кривая описывает очень немногие метрики, которые действительно могут интересовать разработчика. Часто говорят о «средней задержке», но мне никогда не попадалась распределенная система, структура задержек в которой напоминала бы колоколообразную кривую. Если метрика не соответствует этой кривой, работать со средними бессмысленно, это приводит к превратному пониманию ситуации и неверным выводам. Чтобы не увязнуть в таких проблемах, работайте с перцентилями. Если по умолчанию в системе будут применяться перцентили, то вы получите значительно более реалистичное представление о ней.

Учитесь оценивать мощность системы


В таком случае вы узнаете, сколько секунд в сутках. Знание о том, сколько машин потребуется на выполнение задачи — вот что отличает долговечную систему от той, которую потребуется заменить через три месяца с начала эксплуатации. Хуже того, некоторые системы приходится полностью менять еще на этапе разработки.

Поговорим о твитах. Сколько id твитов может уместиться в памяти самой обычной машины? Допустим, на типичной машине 24 Гб памяти, из них 4–5 Гб приходится на ОС, еще пара гигов — на обработку запросов. Размер id твита — 8 байт. Такими ориентировочными расчетами мы занимаемся часто. В данном случае удобно ориентироваться по презентации Джеффа Дина «Числа, которые должен знать каждый».

Инфраструктура выкатывается при помощи переключения свойств


Специальные флаги для попеременного включения свойств — обычный инструмент, при помощи которого разработчики выкатывают новые функции в систему. Как правило, такие флаги связаны с A/B-тестированием на стороне клиента, где они применяются для показа нового варианта дизайна или новой возможности лишь для некоторой части пользовательской аудитории. Но эти же переключатели — мощный механизм для замены инфраструктуры.

Допустим, вы идете от отдельной базы данных до сервиса, скрывающего детали нового хранилища данных. В таком случае сервис должен обертывать унаследованное хранилище и постепенно наращивать в нем операции записи. При обратном заполнении, сравнительных проверках при считывании (другой переключатель) и медленном наращивании операций считывания (еще один переключатель) вы будете чувствовать себя гораздо увереннее и сможете исключить большинство катастроф. Множество проектов пришлось похоронить, так как они претерпели «большое отключение» или серию «больших отключений», и причиной таких простоев стали вынужденные откаты из-за багов, обнаруженных слишком поздно.

Нормальному программисту, воспитанному в духе ООП, либо новичку, стажировавшемуся «как следует», все это переключение функций покажется ужасной путаницей. Работая с переключением возможностей, мы признаем, что обслуживание сразу множества версий инфраструктуры и данных — это норма, а не исключение. Очень показательно. То, что работает на отдельной машине, может давать осечку при решении распределенных задач.

Переключение возможностей лучше всего трактовать как компромисс: мы идем на локальное усложнение (на уровне кода в конкретной системе) ради глобального упрощения и повышения гибкости всей системы.
Разумно выбирайте пространства id. Пространство id, которое вы выберете для вашей системы, задаст контуры всей этой системы. Чем больше id требуется для получения конкретного элемента данных, тем больше вариантов сегментирования этих данных у вас будет. Соответственно, чем меньше id для этого нужно, тем проще будет потреблять вывод вашей системы.

Рассмотрим версию 1 API Twitter. Все операции по получению, созданию и удалению твитов делались с учетом одиночного числового id каждого твита. Id твита — простое 64-разрядное число, не связанное ни с какими другими данными. По мере того, как количество твитов увеличивается, становится ясно, что создание пользовательских лент и лент подписок от других пользователей можно эффективно организовать, если все твиты конкретного пользователя будут храниться на одной и той же машине.

Но общедоступный API требует, чтобы для адресации любого твита было достаточно только его id. Чтобы распределять твиты по пользователям придется создать службу поиска. Такую, которая позволит выяснить, какой пользователь владеет каким id. При необходимости это возможно, но и расходы будут существенными.

Альтернативный API мог бы требовать пользовательский id при каждой операции по поиску твита и просто использовать для хранения информации id твита до тех пор, пока хранилище данных, сегментированное по пользователям, не вышло бы в онлайн. Другой вариант — включать id пользователя в id твита, однако в таком случае id твитов уже не были бы числовыми и не поддавались бы k-сортировке.

Следите за тем, какую информацию вы кодируете в ваших id, явно и неявно. Клиенты могут воспользоваться структурой ваших id для де-анонимизации частной информации, а также индексировать вашу систему непредвиденными для вас способами (автоматическое увеличение id на единицу — типичное больное место), а также делать массу других вещей, которые будут для вас совершенно неожиданными.

Выгодно используйте локализацию данных


Чем ближе локализуются в долговременном хранилище обработка и кэширование ваших данных, тем эффективнее будет такая обработка, и тем проще будет обеспечивать согласованность и скорость кэширования. Сетевые отказы и задержки не сводятся к разыменованию указателей и fread (3).

Разумеется, локализация данных подразумевает определенное расположение не только в пространстве, но и во времени. Если множество пользователей практически одновременно выполняют одинаковые затратные запросы, то, возможно, все эти запросы получится сложить в один. Если множество запросов к схожим данным делаются поблизости друг от друга, то их можно объединить в большой запрос. В таких случаях зачастую удается снизить коммуникационные издержки и становится проще справляться с неисправностями.

Не следует записывать кэшированные данные обратно в долговременное хранилище


Это происходит в различных системах гораздо чаще, чем вы могли бы подумать. Особенно в тех, проектировщики которых не особо подкованы в распределенной разработке. Многие системы, которые вы унаследуете, будут страдать от такого недостатка. Если автор реализации рассказывает о кэшировании по принципу матрешки, то велика вероятность, что вы наткнетесь на очень заметные баги. Этот пункт вполне можно было бы исключить из списка, если бы не моя особая ненависть к таким ошибкам. Наиболее распространенное их проявление заключается в том, что пользовательская информация (ники, электронные адреса и хэшированные пароли) загадочным образом сбрасываются на предыдущее значение.

Компьютеры способны на большее, чем вы от них ожидаете


В наше время существует масса дезинформации о возможностях компьютеров. Ее распространяют практикующие, но сравнительно неопытные специалисты.

По состоянию на конец 2012 года у легкого веб-сервера было 6 и более процессоров, 24 Гб памяти и больше дискового пространства, чем вы в состоянии использовать. Относительно сложное CRUD-приложение в современной языковой среде выполнения на одиночной машине без малейшего труда может выполнять тысячи запросов в секунду (вернее, за сотни миллисекунд). Причем это нижний предел возможностей. Что касается эксплуатационной мощности, обработка тысяч запросов в секунду на одиночной машине в большинстве случаев не представляет собой ничего сверхъестественного.

Несложно достичь и более высокой производительности, особенно если вы хотите профилировать ваше приложение и доработать эффективность на основе проделанных измерений.

Используйте CAP-теорему для критики систем


Из CAP-теоремы систему не выстроишь. Эта теорема не подходит в качестве основного принципа, из которого можно было бы вывести рабочую систему. В чистом виде она имеет крайне общую формулировку, а разброс ее возможных решений слишком велик.

Однако она очень хороша для критики дизайна распределенных систем и для понимания того, на какие компромиссы придется пойти. Если взять дизайн системы и подробно сверить его со всеми ограничениями, накладываемыми теоремой CAP, то в итоге все подсистемы будут спроектированы более качественно. Вот вам домашнее задание: рассмотрите все ограничения теоремы CAP на примере рабочей реализации кэширования по принципу матрешки.

Последнее замечание: из C, A и P нельзя оставить только CA.

Извлекайте сервисы


Термин «сервис» здесь означает «распределенная система, включающая более высокоуровневую логику, чем система-хранилище и обычно имеющая API, работающий по принципу «запрос-отклик». Следите за изменениями кода, осуществить которые было бы проще, если бы код работал в отдельном сервисе, а не в вашей системе.

Извлеченный сервис обеспечивает все плюсы инкапсуляции, которые обычно связаны с созданием библиотек. Однако извлекать сервис предпочтительнее, чем создавать библиотеки, поскольку в таком случае любые изменения развертываются быстрее и легче, чем если бы пришлось обновлять библиотеки на клиентских системах. (Разумеется, если сложно развертывать извлеченный сервис, то как раз развертывание клиентских систем упрощается). Такая легкость объясняется тем, что в сравнительно небольшом извлеченном сервисе будет меньше кода и эксплуатационных зависимостей; кроме того, сервис очерчивает четкие границы, не позволяя «срезать углы», что допустимо при работе с библиотеками. Подобные «углы» всегда осложняют перенос внутренних компонентов системы на новые версии.

Когда эксплуатируется сразу множество клиентов, затраты на координацию с использованием сервиса также гораздо ниже, чем при применении разделяемой библиотеки. Обновление библиотеки (даже когда не требуется менять API) требует скоординировать развертывание на всех клиентских машинах. Кроме того, обновление библиотеки требует более активной коммуникации с коллегами, чем развертывание сервиса, если за поддержку клиентских систем отвечают разные организации. Удивительно сложно убедить всех участников в необходимости обновления, так как их приоритеты могут не совпадать с вашими.

Хрестоматийный пример такого рода — необходимость скрыть уровень хранения данных, на котором требуется внести изменения. У извлеченного сервиса есть API, который более удобен в использовании, а также имеет меньшую «поверхность», чем уровень хранения, данных, с которым он стыкуется. При извлечении сервиса клиентским системам не требуется ничего знать о сложностях медленной миграции на новое хранилище, либо о применяемом формате. Баги приходится искать только в новом сервисе –, а они определенно будут найдены, учитывая новую компоновку хранилища.

При работе с распределенными системами следует учитывать еще множество эксплуатационных и социальных вопросов. Но это уже тема для другой статьи.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

© Habrahabr.ru