Владимир Новиков, ДИТ Москвы: Нам удалось максимально упростить поиск и оплату счетов

09 Декабря 2022 08:3009 Дек 2022 08:30 |
Поделиться

В 2017 г. на московском портале mos.ru начал работу сервис «Мои платежи», который объединил на одной витрине возможность оплачивать счета за городские и многие коммерческие услуги. Сегодня с его помощью можно оплатить более 9 тыс. различных услуг. Каждый пятый платеж за городские услуги в Москве совершается через «Мои платежи», а всего за время работы сервиса горожане оплатили счета на портале mos.ru и в городских мобильных приложениях «Госуслуги Москвы» и «Моя Москва» более 60 млн раз. Как создавался сервис и что он представляет собой сегодня? Какие новые платежные инструменты и возможности доступны жителям города? На эти вопросы ответил Владимир Новиков, руководитель продукта «Платежный сервис» Департамента информационных технологий города Москвы. 

CNews: Когда и почему было принято решение о создании сервиса «Мои платежи» на портале mos.ru?

Владимир Новиков: Вообще, как таковой, платежный шлюз появился в Москве еще в 2012 г. То есть уже десять лет назад у горожан была возможность оплачивать некоторые счета онлайн, тогда еще на портале московских госуслуг pgu.mos.ru. Но перечень предоставляемых услуг был значительно меньше того, что мы видим сейчас, а условия, по которым кредитные организации проводили платежи, были зачастую невыгодными для жителей. Процентные ставки по операциям с платежами у каждого банка были свои и порой достигали 5% и более.

Не было и единой системы обратной связи и контроля на всех этапах прохождения оплаты услуги, начиная с выставления счета и заканчивая получением средств поставщиком услуг. Также у горожан не было возможности оплачивать несколько счетов или услуг одновременно, так называемым «пакетом». Каждую услугу или счет пользователь оплачивал отдельно, хотя, как правило, у него имелось сразу несколько счетов к оплате, например, за детский сад, кружки, жилищно-коммунальные услуги, транспортные штрафы. Даже сохранить реквизиты платежной карты было нельзя. В итоге для оплаты городских услуг многие жители города предпочитали обращаться в банки.

С учетом анализа сложившейся к 2017 г. ситуации было принято решение о выборе единого поставщика банковских сервисов и интеграции в городские сервисы современных и востребованных банковских решений, отвечающих требованиям высокой надежности, доступности, безопасности и максимального удобства для горожан.

CNews: Чем новый сервис «Мои платежи» отличается от предыдущей версии платежного шлюза?

Владимир Новиков: Технически сервис реализован так, что городские порталы, использующие сервис оплаты, основным из которых является, безусловно, mos.ru, минимизировали доработки на своей стороне в случае каких-либо технических изменений. Новый сервис реализован через api, позволяющий удобно встраивать функционал оплаты в нужные процессы, что позволяет поддерживать взаимодействие в актуальном состоянии и не требует регулярных доработок на стороне витрин, а это в целом существенная экономия бюджета для города.

Также одним из принципиальных условий при выборе банка-партнера было требование по минимизации комиссий для пользователей при оплате. На сегодня для некоторых услуг она вообще отсутствует благодаря возможности проводить различные маркетинговые акции, что ранее не представлялось возможным.

При этом сам сервис стал более ориентирован на актуальные потребности горожан — для этого мы регулярно проводим исследования и опросы среди пользователей. Для нас важно обеспечить такой сервис, чтобы каждый житель мог оплатить все нужные счета, не выходя из дома, без очного посещения банков или офисов поставщиков услуг, и был уверен, что деньги поступят по назначению в нужную организацию и в кратчайший срок.

Эти принципы легли в основу нового формата работы платежного шлюза, и именно по ним сервис «Мои платежи» продолжает развиваться сегодня. На сегодня реализована возможность оплачивать услуги не только на портале mos.ru, но и в городских мобильных приложениях. Также были внедрены функции создания шаблонов, настройки автоплатежей, пакетной оплаты, сохранения реквизитов платежных инструментов, виджеты для удобного поиска счетов по реквизитам и документам, подписки и пуш-уведомления, информирующие пользователя о неоплаченных счетах. Все это делает сервис максимально понятным и «дружелюбным», чтобы разобраться в нем мог любой, даже начинающий пользователь.

Со своими партнерами мы выстраиваем отношения, опирающиеся прежде всего на ответственность и высокий уровень качества. Любой участник взаимодействия должен понимать, что от его работы зависит комфорт жизни миллионов человек.

CNews: Как устроен сервис? Что происходит, чтобы счет появился на экране пользователя, и куда дальше попадает платеж, сделанный через сервис?

Владимир Новиков: В основе сервиса «Мои платежи» — работа государственной информационной системы, обеспечивающей в городе Москве регистрацию начислений и платежей (ИС РНиП). Именно через нее в Москве проходят все счета, которые пользователи оплачивают на портале mos.ru и в мобильных приложениях. Она, в свою очередь, получает данные из государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), которая выполняет функцию агрегатора счетов на федеральном уровне. Помимо этого, ИС РНиП взаимодействует еще с целым рядом сервисов и информационных систем, что в совокупности обеспечивает быструю, доступную и максимально защищенную оплату услуг для пользователей сервиса.

К ИС РНиП подключены поставщики услуг: городские ведомства и учреждения, благотворительные фонды, коммерческие компании. На сегодня это более 1500 организаций, счета которых можно найти и оплатить в сервисе «Мои платежи».

Бюджетные организации работают с ИС РНиП через городскую облачную систему «Бюджетный учет», которая является частью ERP-платформы «Мос.Облако». Для тех поставщиков услуг, у кого нет доступа к городской облачной системе, разработан специальный сервис удаленного доступа — «Кабинет администратора начислений». Это упрощенный модуль для подключения участников к системе. Он позволяет с минимальными временными и финансовыми затратами выводить на городские платежные витрины услуги любой организации при наличии только электронной подписи.

После того, как в сервисе появились счета пользователей, к работе подключается подсистема ИС РНиП — «Единый платежный шлюз» (АИС ЕПШ). Благодаря интеграции АИС ЕПШ с личным кабинетом на портале mos.ru все заполненные в нем реквизиты документов пользователя помогут сервису самостоятельно найти неоплаченные счета и отобразить их для оплаты. Останется проставить галочки напротив нужных счетов и оплатить их все одновременно.

Также АИС ЕПШ выполняет поиск неоплаченных счетов по всем указанным реквизитам документов каждый раз, когда пользователь заходит на страницу сервиса «Мои платежи». Пользователь может выбрать один или несколько счетов для оплаты, также добавить счет за кого-то из родственников или близких и оплатить, дополнительно настроив автоплатеж или создав шаблон для повторяющихся регулярных платежей. В момент оплаты платежный шлюз передает информацию через ИС РНиП и ГИС ГМП поставщикам услуг, что в итоге, в том числе, позволяет обеспечивать онлайн предоставление государственных, муниципальных и коммерческих услуг.

После проведения оплаты сервис позволяет получить квитанцию об оплате любым удобным способом и сохраняет данные об оплате в разделе «История платежей».

Весь путь движения средств прозрачен и контролируется с момента выставления счета пользователю и до поступления средств на счет поставщика услуг. Для этого командой сотрудников, обслуживающих сервис, проводятся регулярные сверки, что позволяет гарантировать оперативное зачисление средств оказывающим услуги организациям, а также стабильность работы сервиса на всех этапах взаимодействия.

Кроме того, в 2020 г. была введена система контроля ошибок загрузки счетов. Это позволило обеспечить полноту и своевременность отображаемых в сервисе «Мои платежи» счетов к оплате и снизить количество возможных ошибок при загрузке счетов. Информация о подобных ошибках автоматически и оперативно доводится до поставщика услуг, чтобы он мог сделать необходимые корректировки и перевыставить счета. Также за последние два года удалось добиться максимального ускорения отображения счетов к оплате в платежном сервисе.

Многоуровневый круглосуточный мониторинг и четкое распределение зон ответственности в рамках единой системы обеспечения платежей позволяет свести процент ошибок к минимуму.

Ипотека для ИТ-специалистов: что важно знать

Поддержка ИТ-отрасли

CNews: Каких самых важных результатов удалось добиться за пять лет работы сервиса «Мои платежи»?

Владимир Новиков: Самое главное — все больше горожан доверяют оплату счетов именно сервису «Мои платежи». Если за первый год жители совершили через сервис около 5 млн оплат, то только с начала 2022 г. этот показатель превысил 15,5 млн. Чаще всего горожане пополняют баланс лицевого счета «Москвенок», оплачивают счета за коммунальные услуги по единому платежному документу, детский сад и продленку, образовательные, культурные и спортивные кружки и секции, электроэнергию, домашний телефон и интернет.

Сможет ли Россия преодолеть кадровый дефицит в сфере ИТ

Поддержка ИТ-отрасли

За последние три года количество подключенных к ИС РНиП организаций значительно увеличилось за счет подключения районных администраций, управ, префектур, ведомств Москвы и подведомственных им учреждений, крупной коммерческой организации — МГТС и благотворительных фондов. Это позволило расширить перечень услуг, доступных для онлайн-оплаты. В общей сложности количество доступных на сегодня услуг для оплаты в сервисе «Мои платежи» превысило 9 тыс.

В конце 2021 г. сервис «Мои платежи» стал доступным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. До внедрения новой функциональности эта категория пользователей могла оплачивать счета за услуги только на сторонних платежных сервисах. Благодаря новому сервису юридические лица и индивидуальные предприниматели получили в свое распоряжение полноценный функционал, включающий удобный поиск и оплату начислений при помощи банковский карты.

Напомню, что одной из ключевых задач при создании городской платежной системы было минимизировать комиссионный сбор для горожан. Сегодня процент комиссионного вознаграждения не превышает средний по рынку. При этом с 2018 г. нам удалось договориться о крайне важном партнерстве с национальной системой платежных карт (НСПК). Совместно проводимые акции позволяют при оплате картой «Мир» некоторых категорий социально значимых услуг обеспечить полное обнуление комиссии. Например, с нулевой комиссией можно оплатить счета за жилищно-коммунальные услуги, услуги образования, культуры и спорта. Кроме того, для держателей карт «Мир» действует 3%-я скидка при пополнении лицевого счета «Москвенок».

CNews: Как учитывается аудитория сервиса при планировании его развития? Например, какие возможности особенно удобны молодым, продвинутым пользователям, а что сделано для старшего поколения?

Владимир Новиков: Сегодня на портале mos.ru зарегистрировано более 15 млн человек. Важно, чтобы каждый из них мог решить с помощью сервиса свою задачу.

Москвичи — одни из самых продвинутых пользователей в мире. Что для них важно? Чтобы можно было не просто оплатить нужные счета, но и сделать это в удобном формате с мобильного устройства. Поэтому сервис «Мои платежи» доступен, в том числе, в городских мобильных приложениях «Госуслуги Москвы» и «Моя Москва». Также для молодой аудитории мы расширяем перечень платежных инструментов, внедряем современные способы оплаты. Например, недавно в сервисе появилась возможность оформить виртуальную дебетовую карту платежной системы «Мир», которой можно оплачивать городские услуги онлайн и без комиссии по упомянутой выше акции с НСПК «Мир».

Что касается старшего поколения, то для них важно, чтобы сервис был простым и надежным. Мы стараемся сделать сервис «Мои платежи» интуитивно понятными, чтобы каждый, даже если он пользуется сервисом впервые, мог быстро найти нужный счет и разобраться, как его оплатить.

В целом, наша главная задача — максимально упростить пользователям поиск и оплату счетов. Например, сервис дает возможность настроить автоплатеж по заранее заданному расписанию, балансу или выставленному счету. Доступно оформление подписки на уведомления о новых счетах, чтобы не проверять их наличие вручную и не переживать, о том, что что-то пропустил. Внедрение автоматических уведомлений о новых выставленных счетах по номеру паспорта и СНИЛС позволило охватить большинство всех возможных начислений государственных и муниципальных учреждений города Москвы, а также федеральных поставщиков услуг.

Кроме того, пользователи могут создавать шаблоны для регулярных авансовых платежей: этой опцией особенно часто пользуются при пополнении баланса лицевого счета «Москвенок» и Московского парковочного пространства, оплаты городского телефона и мобильной связи. А в начале 2022 г. мы вывели на странице сервиса два удобных виджета, которые помогают искать счета по данным транспортного средства или уникальному идентификатору начисления (УИН). Они полезны в тех случаях, когда счет по каким-либо причинам не отобразился автоматически, или в личном кабинете отсутствуют данные некоторых документов. Этими виджетами уже воспользовались более 500 тыс. раз. Причем возможность удобного и быстрого поиска информации по счетам доступна как физическим, так и юридическим лицам, зарегистрированным на портале.

CNews: При этом в «Моих платежах» можно не только оплачивать услуги, но и перечислять средства на благотворительность. Насколько для Москвы важно, чтобы такой сервис имел еще и социальную составляющую?

Владимир Новиков: В целом сервис с самого начала его создания был и остается социально ориентированным. Поэтому нашей задачей в данном случае является не только реализовать платежный инструментарий, но и предоставить жителям города возможность осуществлять пожертвования в адрес благотворительных фондов. В том числе на регулярной основе.

Так, возможность перечисления благотворительных взносов существует в сервисе «Мои платежи» с осени 2020 г. Причем и здесь весь процесс максимально упрощен для пользователя. Оказать помощь можно одновременно с оплатой текущих счетов, и комиссия за такие благотворительные переводы не взимается. За два года горожане уже сделали пожертвования на различные программы более 110 тыс. раз.

CNews: Кто работает в команде, которая развивает сервис?

Владимир Новиков: Наша команда объединяет специалистов из разных профессиональных областей. Это разработчики, тестировщики, ответственные за эксплуатацию и мониторинг, аналитики, специалисты по обработке поступающих обращений жителей, менеджеры по взаимодействию с коммерческими организациями и поставщиками услуг. При этом каждый из них не только профессионал в своей сфере, но и, что важно, горожанин, который сам регулярно оплачивает различные услуги. Поэтому мы не просто создаем продукт, мы постоянно им пользуемся и учитываем в работе, в том числе, личный практический опыт, опыт близких и коллег. Ко всем комментариям и пожеланиям относимся крайне внимательно — это позволяет оперативно выявлять ошибки и развивать новые функциональные возможности.

Важно понимать, что сервис «Мои платежи» — это часть большой, многогранной цифровой экосистемы Москвы. Поэтому в работу по обеспечению функционирования и развития платежного сервиса вовлечено не одно подразделение, а множество команд ДИТа. Это, в том числе, специалисты, которые развивают портал mos.ru и городские мобильные приложения, работают над платформой «Мос.Облако», взаимодействуют с городскими ведомствами и учреждениями и многие другие.

Со стороны банка-партнера также работает команда профильных сотрудников, которые обеспечивают работоспособность различных способов оплаты, поддерживают договорные отношения с поставщиками услуг, контролируют перемещение денежных средств, обеспечивают информационный обмен для того, чтобы средства были гарантировано доставлены поставщику услуги. Также на стороне банка осуществляется регулярная сверка по оплатам счетов, чтобы в случае выявления проблемы принимать оперативно меры по устранению.

CNews: Что планируется в ближайшей перспективе по развитию сервиса «Мои платежи»?

Владимир Новиков: Мы продолжим расширять возможности сервиса «Мои платежи», чтобы как можно больше услуг было доступно для горожан, и была возможность оплатить их онлайн наиболее удобным способом.

В самой ближайшей перспективе планируем реализовать возможность оплаты нового раздела услуг, связанных с проездом по платным дорогам, таких как пополнение транспондера, поиск и получение уведомлений о поступлении новых счетов и наличии задолженности за проезд по платным дорогам.

Также в планах развитие современных актуальных инструментов проведения оплаты: системы быстрых переводов и платежей, запуск сервиса Mir Pay, оплата с помощью QR-кода, внедрение новых виджетов, позволяющих удобно сохранять данные для поиска счетов. И это далеко не все, что вы сможете увидеть в ближайшем будущем.

Полный текст статьи читайте на CNews