Русо агентство облико морале

Про этические аспекты при выборе клиентов Дата публикации: 16.10.2017   Никита Михеенков, директор по развитию Nimax, задал в Фейсбуке необычный вопрос коллегам: Комментарий: Никита Михеенков, директор по развитию Nimax Если бы вы решили работать только с компаниями, которые делают мир вокруг лучше, как бы вы их отличили от бессмысленных и вредоносных. Есть идеи? Очевидно, что ответы на этот вопрос лежат в плоскости субъективного восприятия. Именно поэтому нас очень заинтересовала эта тема и мы решили собрать еще несколько мнений, чтобы понять ход мысли российских агентств. Предлагаем вам узнать, какими этическими и бизнес-критериями оперируют коллеги при выборе клиентов и как реализуют свои потребности в улучшении реальности. Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей. Интересы текущих клиентов — превыше всего Для начала одна из самых распространенных точек зрения: бизнес — есть бизнес, ничего личного. Комментарий: Если работа с новым клиентом противоречит условиям контракта с текущим (например, не работать с конкурентом), мы, разумеется, откажемся от сотрудничества. В остальных случаях — Welcome! Любой платежеспособный клиент — достоин. Артвелл уважает бизнес. Эмоции — вторичны. Любая компания так или иначе приносит вред людям — попробуйте это опровергнуть. Какая-то больше, какая-то меньше. Но также и любая компания приносит определенную пользу (даже если она вредит — она показывает, как не надо делать). Мы работаем как с WWF, так и с крупнейшей добывающей компанией, с которой они борются. Обе компании приносят пользу людям. Одна — содержит более 100 000 семей, вторая — косвенно за их здоровье борется. Артвелл в свою очередь также меняет мир к лучшему. Например, первая система по борьбе с коррупцией в России при участии населения — наша работа. Меньше философии, больше дела С Николаем согласен и следующий спикер. Философские измышления — это прекрасно, но не про бизнес. Впрочем, чего скрывать, особое удовольствие для любого руководителя или владельца агентства — это возможность проявить свою субъективность и отказаться от неприятного заказа. Комментарий: Михаил Шушин, коммерческий директор интернет-компании R52.RU Все рассуждения о пользе или вреде для общества (природы, окружающей среды, морали и т.д.) являются дискуссионными. Они зависят от особенностей мировосприятия конкретного человека и, в нашем случае, никогда не служат основанием для блокирования сотрудничества. Например, следуя логике пацифистов, аморальной может считаться работа с производителями оружия и поставщиками Минобороны. С точки зрения зеленых, нельзя добывать углеводороды, какие-то сектанты против переливания крови в учреждениях здравоохранения, и так до бесконечности. Другое дело, когда нам самим, на уровне нашего представления о морали и приличии, не нравится, чем занимается потенциальный клиент. Например, после знакомства с видеозаписями тренингов личностного роста для женщин одного набиравшего популярность персонажа, мы отказались вести его интернет-проект. Противно стало. С другой стороны, мы бесплатно сделали и поддерживаем сайты нескольких благотворительных фондов и детских учреждений. Бизнес-интересы агентства как основополагающий фактор Если расширить практическую составляющую дискуссии, то на какие критерии еще обращают внимание игроки рынка? И как реализуют свои желания улучшать окружающий мир вне сотрудничества с заказчиками? Комментарий: Евгений Лобанов, исполнительный директор AGIMA Мы не берем подряд всех заказчиков: ни в коем случае не готовы работать с азартными играми, порно и адалт ресурсами — всем, что запрещено законодательством РФ. Компания должна быть трастовой с точки зрения продукта или его идеи. Но есть и другие показатели, которые влияют на рабочий процесс. Например, финансы: у нас есть минимальный бюджет, от которого мы рассматриваем заказы. Также нам должно быть отведено комфортное время на оценку и подготовку документации: сметы, презентации и т.д. Наш заказчик не должен сомневаться в компетенциях наших специалистов. Очень многие гипотезы (качественные исследования) мы подкрепляем количественными обоснованиями, но есть экспертизы, где доказательство правильности решения может затянуться на долгое время, поэтому наши компетенции должны приниматься как аксиома. Вы ведь не учите хирурга или стоматолога, как вам провести операцию или лечение. Еще один наш принцип: мы не рисуем концепты на тендерах. Зачастую мы отказываемся от клиентов, которые не верят в data driven подход. Наша компания хочет сделать Рунет лучше и прикладывает усилия для развития отрасли. В этом году мы проводили бесплатные курсы по проектированию и аналитике в рамках «Agima University». Также у нас было несколько спецпроектов: например, «Разговор со знаменитостями», интервью с людьми, определяющими сегодняшнее лицо digital-отрасли. Мы принимаем участие в сертификации студий и проджект-менеджеров, этот проект станет надежным подтверждением размера, опыта и ряда других важных бизнес-показателей агентства и специалистов. Еще одна наша активность — поддержка гильдии вольных проектировщиков. Клиенты — это клиенты, для высших целей есть собственные проекты Большинство студий по нашим ощущениям все же стоят на том, что социально значимые проекты реализовывать гораздо приятнее, чем остальные. Однако, в любом случае важна осмысленность действий со стороны клиента, качество его бизнес-процессов. Комментарий: Сергей Орехов, директор по развитию бизнеса PINKMAN Мы работаем с клиентами из разных сфер, обращая внимание, в первую очередь, на качество их бизнес-процессов, а не на этическую составляющую. Для нас важно, чтобы клиент действительно понимал, чего он хочет достичь в своем деле, в том числе с нашей помощью. Для этого мы всегда начинаем свою работу с анализа, как работает клиентский бизнес, какое место занимает на рынке, кто его целевая аудитория, после чего ставим определенные цели: например, повысить узнаваемость бренда, увеличить объем продаж, привлечь инвесторов. Впоследствии это позволяет и нам, и клиенту объективно оценить результат работы. Поэтому мы не работаем с компаниями, которые хотят сайт просто потому, что «так положено», или требуют реализовывать функционал, не решающий конкретных задач. Такие проекты не развивают ни нас, ни рынок, а одна из наших глобальных целей как раз заключается в том, чтобы делать веб-пространство более осмысленным и удобным. Конечно, делать социально значимые проекты всегда приятно, например, не так давно мы разработали дизайн поезда метро, посвященный 110-летию РЭУ им. Г.В. Плеханова. Тем не менее, мы не видим ничего плохого в том, чтобы работать с форексовыми компаниями — они честно предупреждают людей о том, что этот способ заработка очень рискованный и требует определенной квалификации. Это открытая позиция. Другое дело — компании, торгующие кальянами и вапорайзерами, которые часто пишут в своих промо-материалах, что это менее вредно, чем курение. Спорное заявление, и модель бизнеса довольно примитивная. Такое сотрудничество не вызывает у нас энтузиазма. День сурка как повод отказаться от клиента Компаний, готовых работать практически на любых заказчиков, действующих в рамках закона, на рынке немало. Но и в этих случаях есть свои ограничения. Комментарий: Григорий Бурденко, генеральный директор DD Planet На мой взгляд, работать можно с любыми компаниями, действующими в рамках закона. Мы сотрудничали с алкогольными компаниями и микро-финансовыми организациями, и можем сказать, что это были достаточно ответственные и адекватные клиенты. При знакомстве с клиентом мы в первую очередь обращаем внимание на его цели. Специализация DD Planet — это сложная разработка и performance-маркетинг, мы работаем на достижение определенных показателей, и если клиенту это все неинтересно, если ему хочется креатива ради креатива (например, «сайт покрасивее»), то мы сразу открыто говорим, что у нас другие приоритеты и мы так не работаем. На выбор клиентов также влияют глобальные цели нашей компании — наращивать технологическую экспертизу в разработке и делать проекты, которые становились бы лидерами в своих отраслях. Поэтому мы стремимся заниматься проектами со сложным или уникальным функционалом, активно работаем с клиентами из наиболее актуальных сфер (телемедицина, финансовый сектор, управление тендерными потоками). Мы не отказываемся от сотрудничества со стартапами, но выбираем тех, кто занимается действительно перспективным делом и имеет четкий план действий. Если говорить о том, с кем бы мы не хотели работать, то это, прежде всего, клиенты, которые приходят и просят «повторить» решение, которое мы уже реализовали для кого-то другого, при этом — со скидкой, ведь ничего уникального от нас якобы не требуется. Это неконструктивный подход, не позволяющий сделать по-настоящему эффективный проект. Концепция бизнеса «Во имя добра» Возможно, вам это покажется удивительным, но на рынке есть и агентства, для которых этические нормы и собственные критерии полезности, могут быть важнее прибыли. И принцип «Без откатов» здесь имеет не последнее значение. Комментарий: Алексей Шишкин, генеральный директор студии Redsoft В тот момент, когда студия прошла этап «надо заработать, чтоб поесть» и встала перед вопросом, «а что мы делаем?» (в других вариантах — «а не фигню ли мы делаем?»), появляется и вопрос «а с кем мы (НЕ) хотим работать». Мы не работаем с откатами, поэтому автоматом отсеялись почти все проекты с госзаказчиками и некоторыми крупными екоммерсами. Еще мы не работаем: с Forex-кухнями, ПАММ-брокерами и т.п., т.к. это бизнес, который строится на обмане клиентов. Туда же идут: казино, игорные проекты с непрозрачной логикой выигрыша; с adult, потому что в портфолио такие работы будут смотреться странно рядом с нашими более приличными клиентами; с политическими и религиозными проектами; с частными лицами, потому что из-за прекрасного ЗПП невозможно сделать договор, защищающий нас от самодурства частного заказчика; с клиентами из отраслей, в которых жесткий кризис (сейчас, например, это стройка, туризм) — вероятность проблем с оплатой для таких проектов почти 100%. И очень выборочно мы работаем со стратапами, из-за их высокой смертности — нет никакого смысла потратить полгода-год работы команды на проект, который умрет через полгода. Кроме типов проектов мы также учитываем судебную статистику по клиенту (к нему не должно быть больше одного иска по невыполненным обязательствам). Сеять добро посредством скидок Бабе — цветы, детЯм — мороженое! Эту крылатую цитату, пожалуй, можно переформулировать так: бизнес-интересы — это главное, но социально-значимые проекты мы готовы делать со скидкой. Комментарий: Николай Мельников, генеральный директор Sebbia Для нас важна этическая сторона вопроса при выборе клиентов, но здесь мы обычно ориентируемся на закон — соответствует ли деятельность клиента его требованиям. Мы предпочитаем бизнес-проекты, которые приносят пользу и решают реальные задачи. В связи с этим у нас часто не складывалось с бюрократизированными государственными структурами: для нас важна ценность проекта для конечного потребителя, а это часто противоречит бюрократическим установкам. Чтобы с самого начала понять, с кем нам предстоит работать, мы всегда проверяем будущих клиентов по открытым источникам: оцениваем финансовое положение, узнаем, какие решения компания принимала по своим тендерам, смотрим, не было ли судебных инцидентов. В личном общении с клиентом обращаем внимание на то, склонна ли компания к торгу за дешевый «результат» или все же настроена на совместную плодотворную работу над полезным продуктом. Вредные для общества проекты мы не выполняем, отказывались многократно. Определить пользу или вред можно с помощью простого вопроса клиенту — что данный проект будет давать целевой аудитории. Клиентам с общественно-полезной деятельностью мы даже готовы делать скидки. Это могут быть проекты, связанные с образованием или здравоохранением. Мы и сами стараемся по мере сил улучшать свой рынок: не так давно Sebbia начала сотрудничать с ростовскими учебными заведениями, в числе прочего нам удалось изменить учебную программу, сделав ее гораздо ближе к реальности. Некоторые студенты после двухнедельной стажировки у нас говорили, что получили знаний больше, чем за учебный год. Не могу сказать, что мы называем это своей миссией, но рынку сегодня действительно этого не хватает, и мы готовы внести свой посильный вклад в его развитие. Посредников не предлагать! Следующий спикер поддерживает вышеозвученую позицию, говоря о том, что для заключения контракта важны не только бизнес-цели и показатели, но и некие идейные моменты. Но делает упор на том, что стоит избегать посредников для максимальной эффективности сотрудничества. Комментарий: Сергей Вакатов, исполнительный директор Uplab Мы не работаем с компаниями из сферы МФО, с инфобизнесом и асоциальными проектами. Также избегаем сотрудничества со стартапами и начинающим малым бизнесом — там слишком много рисков, которые не зависят от нас. Не интересуемся e-commerce проектами, работающими по примитивной схеме «купи-продай» без продуманного сервиса и какой-либо качественной бизнес-механики. Очень много таких проектов приходит, к примеру, из «Бизнес-Молодости», поэтому мы в целом отказались от сотрудничества с этим сообществом. Если нам предлагают посотрудничать с клиентом через рекламное агентство, мы всегда настаиваем на трехстороннем контакте. Дело в том, что большинство вопросов необходимо решать с клиентом напрямую (например, договариваться о сроках или обсуждать детали проекта), а «прослойка» в виде рекламного агентства часто приводит к задержкам или «сломанному телефону». Если оценивать клиентов с точки зрения полезности их деятельности, то в этом плане мы стремимся работать с непосредственными производителями продукта. Среди наших клиентов — много компаний из промышленных отраслей, некоторые из них экспортируют свою продукцию за рубеж. Можно сказать, что, продвигая их продукты с помощью digital-решений, мы вносим свой небольшой вклад в поддержку российского производства. Кратко подытожим в три пункта: Естественно, все опрошенные указали, что сотрудничают с клиентами, работающими в рамках УК РФ. Иначе бы это было странно, не так ли? Многие студии ставят бизнес-интересы превыше морально-этических рамок, так как последние слишком субъективны и, как говорится, «всем не угодишь». От кого скорее откажутся студии премиум и верхнего ценового сегмента — так это от клиентов с малым бюджетом и нечетким пониманием бизнес-процессов, стартапов или представителей отраслей, испытывающих спад; Агентства, способные отказаться от прибыльных контрактов из-за собственных моральных рамок — существуют. Им мало, но они есть. И, собственно, предлагаем продолжить дискуссию:, а как считаете вы? Стоит ли заморачиваться на такие «мелочи» как этика или взрослые так не делают, мол, деньги сами себя не заработают? Автор: Катерина Логвинова, CMS Magazine & «Рейтинг Рунета» (Директор по коммуникациям) Иллюстрация: http://lugansk.site/wp-content/uploads/2017/01/rka1.png Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine