Нобелевская премия по физике — 2015

Физик Юрий Куденко о значении открытия наличия у нейтрино массы и дальнейших исследованиях в этой области, способных расширить Стандартную модель

nobel_physics.png
Нобелевскую премию по физике 2015 года получили Артур Макдональд и Такааки Каджита. Как объявил Нобелевский комитет, награды вручены «за открытие осцилляции нейтрино, показывающее, что у нейтрино есть масса». Мы попросили прокомментировать это событие доктора физико-математических наук Юрия Куденко.

Первый лауреат — Артур Макдональд — это руководитель эксперимента по исследованию солнечных нейтрино в нейтринной обсерватории Садбери (SNO) в Канаде. Второй ученый — японец Такааки Каджита. Он лидер проекта Супер-Камиоканде и в настоящее время директор Института космических исследований (ICRR) Токийского университета.

В чем состоит суть их открытий — один эксперимент, а именно SNO — это исследование солнечных нейтрино, а Супер-Камиоканде — это в первую очередь исследование атмосферных нейтрино. Канадский эксперимент подтвердил и решил проблему солнечных нейтрино, когда вопрос стоял, почему в предыдущих экспериментах (хлор-аргоновый в США и галлий-германиевые SAGE в России, ИЯИ РАН и GALLEX в лаборатории Гран Сассо, Италия) был обнаружен дефицит нейтрино. И вот детектор SNO показал, что это происходит за счет осцилляции нейтрино, то есть за счет наличия у нейтрино массы.

Эксперимент Супер-Камиоканде, Япония, проводил независимые измерение с атмосферными нейтрино. И впервые продемонстрировал, что нейтрино переходит из одного типа в другое, и это возможно только при наличие у нейтрино массы. То есть оба эксперимента открыли фундаментальные явления, а именно наличие ненулевой массы нейтрино и явления смешивания между различными активными типами нейтрино: электронным, мюонным и тау нейтрино.

Почему это важно? Потому что Стандартная Модель предсказывает, что нейтрино — безмассовые частицы и открытие массы в значительной степени — это выход за рамки Стандартной Модели. И до сих пор ведь непонятно, почему у нейтрино есть масса, как она возникла, что является ее источником. Есть много теорий и предположений, но объяснений нет. Это носит фундаментальный характер, как понять, почему у нейтрино есть масса, — а она очень маленькая — почему она отличается от других массивных элементарных частиц? Как возникает такая масса стандартный Хиггсовский механизм объяснить не может. Нет объяснения природы смешивания нейтрино, которые в отличие от кварков сильно смешиваются между собой. Теория не может объяснить такое необычное смешивание активных нейтрино.

Изучение свойств нейтрино — это принципиально новое направление, заключающееся в исследовании новой физики за рамками Стандартной Модели, а сами нейтрино являются удивительной лабораторией для исследования этой физики. Следует также подчеркнуть еще одно фундаментальное явление. Мы знаем, что в микромире пространственная четность, Р, и зарядовая четность, С, не сохраняются. Это относится к слабым взаимодействиям. Также не сохраняется комбинированная четность, которая является произведением упомянутых выше четностей, или СР четность. Как мы говорим, происходит СР нарушение. Это явление открыто в кварковом секторе Стандартной Модели, но его величина недостаточна для объяснения одной из удивительных загадок Природы. Почему мы существуем? Почему существует окружающий нас мир, но не существует антимира? Это выражается в физическом понятии барионной асимметрии Вселенной, т.е. наличии барионов (вещества) и отсутствии антибарионов (антивещества). Возможно объяснение этого факта скрыто в нейтринном секторе. Как мы теперь знаем, массы нейтрино ненулевые, нейтрино смешиваются, то тогда возможно СР также нарушается в нейтринных осцилляциях. Если это происходит, то возможен совершенно удивительный прорыв, потому что вероятно это нарушение позволит нам объяснить эффект преобладания материи над антиматерией. Поиск СР нарушения в нейтринных осцилляциях в настоящее время является одной из самых фундаментальных задач, стоящих перед нейтринной физикой. И это возможно благодаря замечательному открытию нейтринных осцилляций, авторам которого А.Макдональду и Т.Каджита, сегодня присуждена Нобелевская премия. Нейтринная физика богата на сюрпризы, что делает эту область физики частиц исключительно интересной и привлекательной и можно надеяться, что новые открытия появятся сосем скоро.

kudenko.jpg

Юрий Куденко

доктор физико-матических наук, профессор, руководитель лаборатории электрослабых взаимодействий отдела физики высоких энергий Института ядерных исследований РАН, физик-экспериментатор в области физики элементарных частиц, лидер группы российских ученых в международной коллаборации Т2К

Полный текст статьи читайте на Postnauka.ru