Взял чужую игру и переделал в культовый хит. Как появился Minecraft, в который играет весь мир

Есть в мире три названия, которые хотя бы раз в жизни слышал практический каждый человек. Первое — Super Mario Bros, даже моя бабушка знает, что есть такая »прыгалка про какого-то там Марио». Второе — Tetris, про разработку Алексея Пажитнова знают даже те, кто вообще никогда не играл в игры.

И последнее, самое молодое в списке, Minecraft.

Когда я готовился к написанию этого текста, то опрашивал разные группы людей, и практически каждый ответил, что слышал это название и »кажется, оно про какую-то там игру с кубиками». А один респондент отметил, что узнал про Minecraft,»кажется, сто лет назад, примерно в одно время с Кобзоном».

И последним в моем списке оказался я сам. Когда я услышал про Minecraft? Примерно в 2012 году. Много ли я знаю про Minecraft в 2024? Достаточно, чтобы рассказать о том, как родился один из главных проектов игровой индустрии.

Швеция — колыбель идей и громких имен

Игровая индустрия в медиапространстве держится в том числе на именах. Говоря о той же Super Mario Bros или The Legend of Zelda, на ум невольно приходит имя их отца — Сигеру Миямото. Ни одно обсуждение серии Metal Gear не обходится без упоминания Хидео Кодзимы.

Игра Lone Survivor приобрела популярность в узких кругах любителей хорроров не в последнюю очередь благодаря имени Джаспера Бьёрна, который ее создал (а до этого писал саундтрек к Hotline Miami). Кстати, вы знали, что Hotline Miami придумали два фаната фильма «Драйв» из Швеции?

Кстати, о Швеции. Это родина серии Battlefield, там придумали игру, что навсегда изменила хорроры — Amnesia: Dark Descent, и главная мобильная головоломка была также создана в Швеции. Да, я говорю о Candy Crush Saga. А еще 1 июня 1979 года в Стокгольме родился Маркус Алексей Перссон, отец великого Minecraft.

Маркус утверждал, что изначально не знал, что хочет построить карьеру в игровой индустрии. В детстве он создавал игры в свободное время, но хотел стать полицейским или кем-то в этом духе. Лишь когда ему исполнилось где-то 14–15 лет, Маркус осознал, чего хочет. Времени на это ушло прилично.

Маркус любил игры с самого детства. Первым устройством стал подаренный отцом компьютер Commodore 128. По собственным заверениям, свою первую игру Нотч (псевдоним Маркуса) создал в 8 лет. Это была текстовая адвенчура. Создание игры стало своеобразным методом эскапизма от насущных проблем — родители Нотча развелись, когда парню было 12, а отец, что подарил ему главное увлечение в жизни, утонул в наркотической зависимости.

Первой попыткой сделать коммерческую игру стала Wurm Online. В этой фэнтезийной MMORPG, разработанной на Java, уже прослеживались элементы будущей Minecraft: тесное взаимодействие с другими игроками для возведения построек и добычи ценных ресурсов. Её Маркус делал вместе со своим другом в свободное от работы время. Однако проект до релиза так и не дожил.

Wurm Online выглядела как перспективная ММО для своих лет, но Нотчу стало скучно ее разрабатывать, и он ее бросил. Спойлер — подобная ситуация повторится.

При работе над Wurm Online Нотчу не давали покоя две концепции: свобода действий и строительство, но он не знал, как объединить их в единое целое.

Однако все изменилось в 2009 году.

Наглый клон Infiniminer

Это Infiniminer, а не ранняя версия Minecraft.

В 2009 году Нотч знакомится с инди-игрой Infiniminer. Это была небольшая соревновательная игра-песочница, в которой команды игроков выбрасывали в процедурно-генерируемый подземный мир с целью добычи руды и доставки её на поверхность.

Infiniminer постигла очень незавидная судьба — ее исходный код утек в сеть, и разработчик отказался от поддержки проекта.

Что же сделал Нотч? Декомпилировал исходник, вытащил из него всю графику и генератор мира и объединил это со своими наработками. Так, в 2009 году на форуме инди-разработчиков TIGSource родилась Cave Game.

И поначалу это был прямой и наглый клон Infiniminer: два типа объектов (трава и булыжники) и примитивный функционал, ограниченный возможностью добычи и размещения блоков. Однако проект уже в таком состоянии вызвал положительный отклик у членов сообщества. В то время игра работала исключительно в браузере.

Нотч уже тогда понимал к чему всё идет и основал компанию Mojang. И уже в рамках нее продолжил разработку Cave Game.

После создания компании Нотч вывел Minecraft из браузера в отдельный проект и начал продавать его за 13 долларов. Без какой либо намеренной рекламы, благодаря сарафанному радио, удалось продать более 1000 копий за месяц. Игра развивалась бешеными темпами, новые блоки и возможности добавлялись практически каждый день.

Однако главным обновлением стало добавление режима выживания. Идея выпустить игрока в открытый, процедурно генерируемый мир где ему нужно как-то существовать (пить и есть не требовалось, была лишь полоска здоровья), строить дом и отбиваться от врагов без какой либо конкретной цели, стала прорывной для игр того времени. Так просто и одновременно комплексно не делал никто.

Успех и самый неожиданный поворот игровой индустрии

Нотч никогда не вкладывал деньги в рекламу своего детища, бешеную популярность Minecraft подпитывают три ингредиента:

▸ онлайн-мультиплеер
▸ сарафанное радио
▸ YouTube

На роликах по «Кубачу» сделали свою карьеру не один десяток контент-мейкеров. Мистер Бист начинал с Minecraft, если вы не знали. Игра, кстати, на момент 2010 года все еще находилась в стадии глубокой беты и была далека от завершения.

Кто ты, Мистер Бист? Разбираем самого богатого YouTube блогера в мире, у которого больше всего подписчиков и денег

18 ноября 2011 вышла версия Minecraft 1.0 Adventure Update, одним из главных изменений стало наличие финального босса — Дракона Края, при том что сюжета у игры, кстати, нет до сих пор.

Помимо этого, у Minecraft появилось сильное и талантливое сообщество разработчиков модов. Моды делали разные: от обычной перерисовки текстур до полноценных новых механик.

Industrial Craft — ярчайший пример того как моды меняют привычный геймплей.

Питер Молинье (главный фантазер индустрии и создатель серии Fable) в те годы говорил: «Это одна из сильнейших инноваций, которые я видел в играх за последние десять лет. Minecraft ломает все игровые правила». И он был чертовски прав.

Во времена, когда компьютерные игры гнались за максимально реалистичной графикой и проработкой деталей, бешеную популярность получает проект без эпического сюжета, комплексных персонажей и с максимально простой кубической графикой. В 2011 году тираж Minecraft перевалил за один миллион. Маркусу Перссону было всего тридцать два года, и на тот момент он уже стал миллионером.

Йенс Бергенстен и Маркус Перссон.

Но вскоре случился первый шок для всех, кто следил за разработкой. После релиза Нотч без особых на то причин (и никак не комментируя свое решение) взял и сложил с себя полномочия по разработке проекта.

Передал он их Йенсу Бергенстену, который долгое время был одним из главных программистов в Mojang. Под его руководством «Кубач» впервые выбрался за пределы ПК, выйдя на мобильные устройства. Спустя 2 года игра посетит и консоли. Без поддержки модов.

А в 2014 году Маркус сначала пошутил в твиттере, мол,»а не продать ли мне Mojang кому-нибудь», а затем он заключил сделку с Microsoft на 2,5 миллиарда долларов, после чего покинул компанию и максимально отстранился от своих коллег, буквально оборвав с ними все связи. О решении Нотча ведутся дискуссии и по сей день, хотя все предельно очевидно.

Нотч лично «запускал» Minecraft в релиз на мероприятии в Лас-Вегасе.

Перрсон не раз говорил, что вообще не хотел никакой популярности, он интроверт по своей натуре и попросту не вынес тяжести успеха, которая свалилась ему на плечи. Реакция инди-сообщества девелоперов была резко негативной — Нотч попросту нарушил главное правило инди-индустрии: оставаться независимым до самого конца.

А впоследствии от имени Нотча и вовсе избавились. Причиной тому стала его неоднозначная для современного общества позиция, которую он никогда не скрывал и активно высказывался о ней в Твиттере.

Например, он назвал феминизм »социальной болезнью», а в марте 2019 его практически отменили за приравнивание транссексуальности к психическому заболеванию. На публичные мероприятия, посвященные Minecraft, Маркуса не зовут, а его имя внутри компании сейчас сродни ругательству.

Наследие Minecraft

Terraria — главный наследник идей Нотча, но в 2D.

Благодаря активной поддержке Microsoft, «Кубач» жив и по сей день. Глобальные обновления выходят каждый год, по игре снимают фильм, а сам проект разросся на несколько спин-оффов, от приключенческой игры за авторством Telltale до экшен-стратегии и клона Diablo.

В свое время я запоем прошел Minecraft Dungeons. Оторваться было очень трудно

Студий и проектов, на которые повлиял Minecraft, настолько много, что им стоит посвятить отдельную статью. На Minecraft строились карьеры многих современных ютуберов, Minecraft используется для обучения в школах, на Minecraft есть куча отсылок в самых различных медиа.

Это не просто игра, это веха индустрии, которую создал, вырастил и бросил один талантливый, но скромный швед с разбитым отцом-наркоманом сердцем. Не уверен, что на нашем веку произойдет еще один такой глобальный прорыв.

С этой мыслью я вас и оставляю. Пишите в комментариях, когда вы познакомились с Minecraft и как часто в него играют ваши дети. Хорошего дня!

«Инди-игры дарят мне веру в будущее. Игровая индустрия уже слишком долго была сосредоточена на крупных проектах. Когда игры стали меньше, мы получили простор для экспериментов» — Маркус «Нотч» Перрсон.

iphones.ru прочитано 5082 раза