Как получить права на самолет в России. Что для этого нужно и сколько стоит

Думаю, многие хотели бы полетать на самолете в кабине пилота, и не просто сидя рядом, а на месте пилота, управляя штурвалом

Хорошая новость заключается в том, что это реально сделать. Почти каждый человек может получить права для управления самолетом.

В этом деле есть очень много нюансов, сейчас о них расскажу.

Кратко

Какую лицензию можно получить

Различают несколько категорий пилотов:

▪️ Пилот-любитель (Private Pilot License, PPL). Может совершать некоммерческие полеты на легкомоторных самолетах. Обучение длится 2–3 месяца.

▪️ Коммерческий пилот (Commercial Pilot License, CPL) может совершать платные перелеты, перевозить грузы. Обучение длится 2–3 года.

▪️ Линейный пилот (Airline Transport Pilot License, ATPL). Лицензия для гражданской авиации, дающая право на управление Boeing, Airbus и другими крупными пассажирскими самолетами. Обучение длится 5 лет.

В этой статье речь пойдет о разрешении на управление частным легкомоторным самолетом, потому что именно эту лицензию проще всего получить. Она также разрешает перевозить пассажиров без взимания платы.

◦ Назад ◬

Куда идти учиться

Получить свидетельство пилота-любителя в России можно, пройдя обучение в одной из летных школ. В России их насчитывается около 10 штук, большинство находятся в Подмосковье.

Точно списка не было. Официальный перечень не обновляется с 2018 года, а в неофициальных данные редко поддерживаются в актуальном виде.

Самый простой способ найти школу — это поиск Google или Яндекс. Второй способ — спросить совета в аэроклубе у себя в городе, если он, конечно, есть.

Независимо от того, в какую школу вы пойдете, от вас потребуется диплом о высшем или среднем профессиональном образовании (специальность/квалификация не имеют значения). Обучение на пилота в России рассматривается, как дополнительное образование, поэтому если вы только закончили 11 классов, то путь в авиацию для вас пока что закрыт.


ВЛЭК

Для прохождения обучения и получения свидетельства пилота надо пройти врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК) по 2-ому классу 3-ей графе.

Список ВЛЭК на сайте Росавиации

Для прохождения ВЛЭК потребуется:

▪️ Паспорт

▪️ Выписка из амбулаторной карты о наличии или отсутствии хронических заболеваний за 3–5 лет (выдается терапевтом из поликлиники по месту жительства)

▪️ Заключение психиатрического освидетельствования комиссией по месту жительства

▪️ Заключение наркологического освидетельствования по месту жительства

▪️ СНИЛС

▪️ Соответствовать медицинским требованиям

▪️ Военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (требуется не во всех ВЛЭК)

По поводу военного билета. Если у вас не категория А, то ВЛЭК попросит выписку из военкомата с указанием статьи и диагноза, из-за которых была присвоена другая категория.

Проблема заключается в том, что есть заболевания, по которым человек может быть не годным и к службе, и к полетам. А есть такие, которые запрещают служить, но не летать.

Поэтому для экономии времени советуют выбирать ВЛЭК, где не требуется военный билет.

◦ Назад ◬

Как проходит обучение

Получение лицензии пилота сравнимо с обучением на водительские права. Вам придется пройти теоретический курс и практику.

Теоретическая подготовка занимает от 140 до 224 академических часов, а летная 35–40 часов.

В летных школах изучаются воздушное право, авиационная безопасность, общие знания по воздушным судам, летные характеристики, планирование и загрузка самолета, возможности и ограничения человека, авиационная метеорология, навигация, эксплуатационные правила, основы полета, радиотелефония и аварийно-спасательная подготовка.

Если дополнительно сдать авиационный английский и получить в свое пилотское отметку ICAO 4 lvl, то можно летать на своем самолете за границу. Приземляться вам придется в международных аэропортах и там же проходить таможню.

Для получения свидетельства необходимо налетать минимум 35 часов. В процессе подготовки отрабатываются навыки взлета и посадки, в том числе и в гражданских аэропортах. Но в первые часы вы будете летать вокруг школы.


Свидетельство пилота-любитя

Как и в случае с автомобилем, не всем может быть достаточно минимального количества часов. Многие оплачивают дополнительные часы, чтобы подготовиться перед экзаменом.

Сам экзамен длится 5 часов, из которых 2 часа уходит на тестирование, 1 час на предполетную подготовку и 2 часа на полет.

Изучить теорию можно только очно. Как правило, обучение проходит в группе. Некоторые школы предоставляют индивидуальное обучение, которое стоит дороже. Дистанционного нигде нет.

Также нет никаких стандартов по часам подготовки. Поэтому у школ часто разные условия обучения.

После сдачи экзаменов ученик получает диплом о профессиональной переподготовке и весь набор документов, который необходим ему для получения свидетельства частного пилота.

Затем эти документы необходимо передать в Росавиацию для получения свидетельства пилота-любителя.

◦ Назад ◬

Сколько это стоит

Обучение на управление самолетом стоит дорого. В среднем оно обойдется в 1,1–1,3 млн рублей. Всё зависит от конкретной школы.

Индивидуальное обучение стоит ~1,7 млн рублей.

Если потребуются дополнительные часы полета, то они оплачиваются отдельно. В среднем 20 тысяч рублей за один час полета.

На прохождение ВЛЭК тоже стоит отложить порядка 10 тысяч рублей.

Кроме того, стоит учитывать проживание в другом городе на все время обучения, если вам потребуется переезд. Тут тоже все индивидуально, поэтому конкретные цены не привожу.

◦ Назад ◬

На каких самолетах можно летать


Cessna 172

Чаще всего обучение в российских школах проходит на американских самолетах Cessna 172 и его различных модификациях. Это самый массовый самолёт в истории авиации. На сегодняшний день их было выпущено более 44 тысяч штук.

В свидетельстве пилота будет стоять квалификационная отметка «самолет с одним двигателем, сухопутный». Летать за штурвалом вы сможете только на одномоторных самолетах. Управлять двухдвигательными аппаратами, гидросамолетами и вертолетами запрещено.

Помимо Cessna можно обратить внимание на итальянские самолеты Tecnam, канадские Zodiac и американские Piper и Cirrus. Есть самолеты на одного и двух человек, но также встречаются одномоторные модели на 6–8 мест.


Zodiac CH640

Цены на самолеты, как и на машины, зависят от многих факторов. К примеру, четырехместный Cessna 172N 1977 года продается на Авито за 9,9 млн рублей.

Самолеты стареют не так быстро, как автомобили, поэтому год выпуска далеко не самый важный фактор.

Некоторые покупают самолеты в складчину. В таком случае можно неплохо сэкономить. Например, если разделить покупку на 2–3 человек, то одна доля выйдет в 2–3 млн рублей. Цены очень примерные.

Также самолет можно взять в аренду. Но тут все уже намного сложнее. Такие услуги мало кто оказывает, искать придется самому либо договариваться через знакомых.

◦ Назад ◬

Права на самолет выдаются на всю жизнь

В целом, обучение на права для управления самолетом, не самое сложное занятие. Конечно, придется изучить много новых терминов. Но все сделано таким образом, чтобы любой человек смог их получить.

Главная проблема заключается в том, что вся любительская авиасфера в России до сих пор находится на очень слабом уровне. Летных школ немного, а те что есть, далеко не всегда выкладывают информацию о работе в сети. Та же самая проблема и с авиапарком.

Зато права не имеют срока действия. Правда, вам придется продлевать ВЛЭК раз в 2–5 лет (зависит от возраста) и справку о проверке навыков (она действует 2 года). Без этих документов пилотское считается недействительным.

Но всё это мелочи по сравнению с возможностями, которые открывает свой личный самолет. Ваши путешествия точно не будут прежними, а дорога до места назначения, вероятно, будет интереснее, чем само место.

iphones.ru прочитано 17296 раз