Ученые раскрыли секрет самого загадочного минерала на Марсе

Серебристая пыль, извлеченная из скалы марсоходом Curiosity. Анализ показал, что она содержит минерал тридимит, что было очень неожиданно. Фото: NASA/JPL-Caltech/MSSS

30 июля 2015 года один из марсоходов NASA заметил нечто странное в скале, которая находится в центре кратера Гейла. Curiosity просверлил небольшое отверстие и извлек образец серебристой пыли. Изучив ее с помощью инструментов на борту марсохода, ученые обнаружили тридимит — редкий тип кварца, полностью состоящий из диоксида кремния или кремнезема, который на Земле образуется в результате определенных типов вулканической активности.

«Открытие тридимита в кратере Гейла — одно из самых удивительных наблюдений, сделанных марсоходом Curiosity за 10 лет исследования Марса», — уточняет планетолог и специалист из команды NASA Кирстен Зибах.

Находка ошеломила исследователей по двум причинам: во-первых, вулканическая активность Марса ранее считалась непригодной для производства минералов, богатых кремнеземом. Во-вторых, кратер Гейла в древности был озером, а не вулканом. Тогда как же там мог образоваться тридимит?

Так выглядит Curiosity. Фото: NASA

Секрет раскрыт

Новое исследование позволило окончательно разгадать тайну найденного минерала. Оказалось, взрывное извержение неизвестного вулкана выбросило в марсианское небо пепел, богатый тридимитом, который затем осел сначала на поверхность, а позже на дно древнего озера, находившегося в кратере Гейла. Это произошло примерно 3–3,5 млрд лет назад, уточняет Live Science.

Во время полета и пребывания в воде пепел распадался на отдельные части в результате сочетания физических и химических процессов. Исследователи считают, что это сделало найденный Curiosity образец тридимита довольно чистым.

Подобный сценарий наблюдался на Земле только в одном месте — на озере Текокомулько в Мексике. Там тридимит обнаружили в вулканических породах, поднятых со дна.

Исследователи до сих пор не уверены, где на Красной планете находится вулкан, породивший образец тридимита. Отличить ударные кратеры Марса от вулканических кальдер, которые подвергались эрозии в течение миллиардов лет, не так уж и просто.

Больше 3000 дней на Марсе: что еще нашел Curiosity

Curiosity — марсоход третьего поколения, разработанный для исследования кратера Гейла в рамках миссии «Марсианская научная лаборатория» (Mars Science Laboratory, сокр. MSL). Он совершил посадку на Марсе 6 августа 2012 года. С тех пор ровер кропотливо изучает поверхность Красной планеты и отправляет ученым большое количество интересных кадров:

фотографий

Во время загрузки произошла ошибка.

Хотите первыми узнавать о «космических» новостях — жмите на кнопку подписки