Самолёты США против России и Китая. Сколько истребителей 5-го поколения есть у разных стран и чем отличаются

Авиация — перспективное направление развития военной техники. Многие страны имеют на вооружении истребители и многоцелевые военные самолеты. Специалисты разделяют эту технику на поколения и оценивают военный потенциал ВВС, исходя из количества и класса имеющихся самолетов.

Сейчас разберемся в поколениях военных истребителей и посмотрим, кто лидирует по производству такого вооружения, а кто может вступить в гонку в ближайшее время.

Что означают поколения истребителей

Боевые самолеты разных производителей, которые схожи по многим характеристикам, принято объединять в группы или поколения. Никакой официальной градации не существует и каждый производитель может по-своему разделять эти модели.

Для удобства аналитики делят реактивные истребители на такие поколения:

✈️ Первое поколение. Самолеты конца 1940-х — начала 1950-х годов выпуска. Первые модели на реактивной тяге, отличаются стреловидной формой крыла и дозвуковой скоростью. Основное вооружение — авиационные пушки, пулеметы и неуправляемые ракеты.

Советские представители этого поколения: МиГ-15, МиГ-17 и Як-25. В США это F-3 Demon, F-84F Thunderstreak и F-86 Sabre.

✈️ Второе поколение. Самолеты 1950–60-х годов выпуска. Модели оснащались турбореактивными двигателями и развивали сверхзвуковую скорость в режиме форсажа непродолжительное время. Вооружение, управляемые или самонаводящиеся ракеты.

Советские представители этого поколения: МиГ-19, Су-7, Су-9, Су-15. В США: F-100 Super Sabre, F-101 Voodoo, F-104 Starfighter, F-106 Delta Dart.

✈️ Третье поколение. Модели, выпускавшиеся с 1960-х по 1980-е годы. Скорость достигает 2 Маха (примерно в 2 раза больше скорости звука) благодаря турбореактивным двигателям нового поколения. Вооружение — ракеты средней и большой дальности.

Советские представители этого поколения: МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, Су-17. У США: F-4 Phantom II, Northrop F-5.

✈️ Четвертое поколение. Модели военных самолетов, которые создавались с 1980-х по 2010-е годы. Они отличались улучшенной маневренностью, интегральной аэродинамической схемой крыла, двухконтурными турбореактивными двигателями. Скорость составляет 2 Маха и выше.

Советские и российские представители: Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-33. В США: F-14 Tomcat, F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, F/A-18 Hornet.

✈️ Пятое поколение. Истребители, которые разрабатывают и выпускают с конца XX-века и до текущего времени. В них применяют технологии уменьшения заметности и более современную авионику. Большая часть полета может происходить на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа.

Российские представители: Су-57, Су-75. У США: F-22 Raptor и F-35 Lightning II.

✈️ Шестое поколение. Это грядущее поколение истребителей, которые могут появиться на вооружении в ближайшее десятилетие. Разработки таких моделей ведут некоторые страны, но о серийном производстве говорить пока рано.

Скорее всего, модели 6-го поколения будут летать на гиперзвуковых скоростях (в несколько раз превосходить скорость звука), получать более современные системы навигации и вооружение.

В России разрабатывается модель МиГ-41, которая на данный момент находится на стадии опытно-конструкторских работ. Истребитель может открыть 6-е поколение.

Страны с большим военным бюджетом содержат на вооружении в основном истребители 4-го поколения и постепенно перевооружаются на 5-е поколение военных самолетов. О нем и поговорим ниже.

Какие требования к истребителям 5-го поколения

Чтобы военный самолет считался истребителем 5-го поколения, он должен удовлетворять большинству требований:

▶ Способность вести обстрел на сверхзвуковой скорости.

▶ Возможность вести обстрел нескольких целей одновременно.

▶ Сильное уменьшение заметности самолета в инфракрасном и радиолокационном диапазонах.

▶ Полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа.

▶ Высокая маневренность на больших скоростях.

▶ Большая максимальная высота полета.

▶ Наличие активных систем защиты от ракет.

▶ Высокий уровень автоматизации систем.

Набор требований формальный, никто четко не выдвигает его к самолетам и не проверяет наличие всех пунктов. Скорее наоборот, когда сформировалась группа самолетов со схожими параметрами, их выделили, как отличительные черты моделей 5-го поколения.

Какие истребители 5-го поколения существуют

Указанным выше требованиям на данный момент соответствуют всего 4 модели истребителей.


Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57. Источник

✈️ Су-57 (Россия). Многоцелевой истребитель, который совершил первый полет в 2010 году.

wp-image-1275722wp-image-1275723


Многофункциональный истребитель пятого поколения F-22 Raptor

✈️ F-22 Raptor (США). Малозаметный многоцелевой истребитель, который стоит на вооружении с конца 1990-х годов.

wp-image-1275725wp-image-1275724


Многофункциональный истребитель пятого поколения F-35 Lightning II

✈️ F-35 Lightning II (США). Многофункциональный истребитель, который выпускается в трех модификациях и летает с 2006 года.

wp-image-1275727wp-image-1275726


Многофункциональный истребитель пятого поколения Chengdu J-20

✈️ Chengdu J-20 (Китай). Тяжелый или многофункциональный истребитель, который используется с 2017 года.

Кроме этого существуют: Су-75 (Россия), J-31 (Китай), X-2 Shinshin (Япония), TF-X KAAN (Турция). Это разработки, которые находятся на разных стадиях готовности, но еще не приняты на вооружение.

Кроме этого известно, что истребители 5-го поколения разрабатывают в Индии (HAL AMCA), Южной Корее (KAI KF-X), Иране (IAIO Qaher-313) и Швеции (Flygsystem 2020).

Сколько истребителей 5-го поколения есть у разных стран

Многие характеристики военной техники и ее количество засекречены. Некоторые аналитики собирают информацию из разных источников и делают предположение о вооружении разных стран. Портал MilitaryWatchMagazine собрал данные и выдвинул свое предположение.

F-22 Raptor (США) начали активно производить с 2005 года. С того времени было поставлено на вооружение почти 200 подобных истребителей.

F-35 Lightning II (США). Если сравнивать модель с другими истребителями, заметно что она уступает в максимальной скорости, предельной высоте полета и снаряженной массе. Сам самолет немного компактнее одноклассников и дешевле в производстве. Он подходит для большинства задач ВВС США и его активно ставят на вооружение. По разным оценкам, американцы выпустили около 1000 таких истребителей.

Су-57 (Россия) разрабатывался позднее американских аналогов. Первый испытательный полет состоялся в 2010 году, это на 13 лет позднее, чем начал летать F-22. На вооружении ВКС России истребитель 5-го поколения Су-57 состоит лишь 2 года. За это время произведено 22 серийных модели и еще около 10 самолетов имеют статус испытательных.

Chengdu J-20 (Китай) начали испытывать в 2011 году, а на вооружение взяли в 2017 году. С того времени воздушные силы Китая получили около 250 моделей.

Истребители 5-го поколения пока не экспортирует в другие страны ни один производитель.

iphones.ru прочитано 8254 раза