Резиновых дел мастера: как создаются автомобильные шины

Завод Nokian в Ленинградской области был запущен в 2006 году и с тех пор стал одной из главных производственных площадок компании в мире. Стомиллионная шина, выпущенная здесь, увидела свет два года назад и теперь является музейным экспонатом. Корреспондент »Популярной механики» проследил за всеми циклами появления новой шины: от рождения до передачи изделия в магазин.
37298400bc2221ef51694bd974cd7afa_cropped
Василий Парфенов
18 марта 2019 13:07

Обсудить 0

Исследовательский центр и опытное производство Nokian находятся в городе Нокиа в Финляндии. Там составляют требования к каждой новой модели, анализируют обратную связь от покупателей и разрабатывают на основе этих данных обновления или совершенно новые изделия. Во Всеволожске расположена основная площадка по выпуску шин для легковых машин. Это завод полного цикла: в ворота въезжают грузовики с сырьем, а выезжают уже с готовой продукцией.

Приготовление резиновой смеси

Приготовление резиновой смеси — первый и самый длительный из этапов производства. Цеха занимают целых пять этажей, в специальных реакторах и экструдерах смешиваются различные искусственные и натуральные каучуки, специальные химические присадки, масла, углеродные и кремниевые добавки. В результате получаются длинные резиновые маты разной фактуры, плотности и свойств.

Самым сложным является равномерное перемешивание ингредиентов — почти все они поступают в твердом виде. Для достижения максимальной однородности сырье измельчается, а затем все компоненты перемешиваются в различных условиях давления и температуры. Готовый пласт заготовленного материала может проходить процедуру несколько раз, возвращаясь с первого этажа наверх для доработки.

Создание боковых секций

На боковины будущей шины возлагаются сразу несколько важных ролей — они отвечают за герметичность покрышки, ее прочность и устойчивость к боковым нагрузкам. На специальных станках обрезинивается металлический корд, затем формируется бортовое кольцо, после чего воедино собирается вся бортовая секция.

Создание «зеленой» шины

Собранная заготовка шины называется «зеленой»: на ней еще нет никакого рисунка протектора, маркировки, а «разобрать» ее на составные части, по словам сотрудников, можно руками. Различить модели будущих изделий в таких сырых экземплярах можно только по цветным полосам, которые внедряются на предыдущих стадиях производства. Несмотря на то, что работа шиносборочных машин выглядит завораживающе сложно, технологически — это наиболее простая процедура.

На заводе во Всеволожске есть несколько групп сборочных линий, на одних работают станки предыдущего поколения, где доля ручного труда сравнительно высока, на других новые, полностью автоматические. Задача шиносборочной машины — послойно сформировать протектор и скрепить его по сторонам боковыми секциями.

Вулканизация и ошиповка

Чтобы навеки скрепить все элементы почти готового изделия его помещают в вулканизатор. Зажатая в специальной форме будущая шина спекается несколько минут при высокой температуре. По большей части длительность процесса зависит только от диаметра заготовки. Пресс-форма — едва ли не самый дорогой из производственных инструментов. Именно в ней вырезается шаблон рисунка протектора и всех маркировок. После этого шина отправляется на остывание и, при необходимости, ошиповку.

Контроль качества сырья и готового изделия

Отдельно стоит сказать о проверке качества всех материалов на различных этапах производства. С каждой партии резиновых матов обязательно снимается проба и отправляется в лабораторию здесь же на заводе. Там проверяются ключевые свойства образцов, их растяжимость, а также устойчивость к физическим и химическим воздействиям.

Готовые шины проходят две основных процедуры проверки: автоматизированную и ручную. Специальные машины оценивают соответствие всех весовых и прочностных характеристик изделия. Контролер же дополнительно осматривает, ощупывает и едва не пробует на вкус каждый экземпляр. Любое малейшее отклонение от требований приводит к тому, что новорожденная шина безжалостно отправляется на переработку.

По словам руководителя группы по технической поддержке клиентов Nokian Александра Пархомчука, такой подход позволяет достичь практически полного отсутствия брака в выходящей за стены завода продукции.

Автоматизированное производство

Значительная часть процессов на заводе полностью автоматизирована. Ручной труд используется как можно меньше, основная роль сотрудников — контроль и корректировка рабочих настроек станков. Например, на этапе приготовления резиновых смесей постоянно «обитаемым» является только второй и первый этажи, где сотрудники добавляют каучуки.

Отдельной достопримечательностью производства во Всеволожске являются роботы-транспортеры. Это совершенно самостоятельные машины, которые отвечают за перемещение сырья в цеху. С их помощью удалось добиться полного отсутствия логистических ошибок. И пусть никого не обманывает их кажущаяся медлительность — благодаря отсутствию необходимости в отдыхе, их средняя скорость перемещения за год значительно выше таковой для управляемых людьми погрузчиков.

Современное производство в России

Завод Nokian во Всеволожске — потрясающий пример современного технологичного производства. Тут чисто в цехах, количество сотрудников минимизировано, а качество изделий проверяется на каждом этапе. Важно и то, что работникам уделено не меньше внимания: техника безопасности на высоте, помимо зарплат, превышающих среднюю по региону, компания обеспечивает их льготной ипотекой, социальной защитой и оздоровительными мероприятиями.

Такой подход к организации рабочего процесса находит отражение во всем: среднее время работы сотрудников на заводе составляет 8−10 лет, конкурс при трудоустройстве достигает двухсот человек на место, а выход годных изделий до этапа проверки качества составляет 99,8%. Приятно видеть, что такое производство успешно существует в России, а в дополнении к этому — является одним из крупнейших подобных в мире.

Популярная Механика прочитано 8826 раз